Газета Спорт-Экспресс № 174 (6825) от 10 августа 2015 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА
ПЛАВАНИЕ
Два заключительных дня мирового первенства принесли сборной России всего одну бронзовую награду, завоеванную Юлией Ефимовой на дистанции 50 м брассом. В общей копилке эта награда стала четвертой, что дало основания президенту ВФП Владимиру Сальникову сказать, что чемпионат удался.
АГОНИЯ НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Казани
Между утренними и вечерними соревнованиями пловцов в субботу я ненадолго пересеклась на одном из официальных мероприятий с президентом ОКР Александром Жуковым. “Как думаете, выиграет?” - спросил он. И не нужно было даже переспрашивать, о ком речь. Думаю, не только Жукова в этот день волновал вопрос: как проплывет 50-метровую дистанцию вольным стилем Владимир Морозов.
Дисквалификация за фальстарт в финале стометровки сделала Морозова едва ли не самой трагической фигурой чемпионата. Спортсмен, ехавший в Казань за двумя совершенно реальными личными победами и медалями в нескольких эстафетах, подошел к заключительному этапу чемпионата в порядком истерзанном состоянии и с ворохом нереализованных надежд. Переплыв на “полтиннике” за попадание в полуфинал, где российский пловец вырвал первенство у американца Энтони Ирвайна, был встречен сокрушительной овацией зала, но на самом деле такая реакция выглядела совершеннейшим абсурдом: по поводу чего ликуем? По поводу того, что один из фаворитов спринта едва зацепился за финал с результатом на 0,6 хуже, чем у лидеров?
Не наблюдалось оптимизма и у четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова.
- “Полтинник” - это дистанция для тех, кто по-звериному чувствует все, что происходит в воде, - сказал он. - Разница между первым и восьмым минимальна, все идут на финиш единой стеной, и выигрывает тот, кто четче и наглее сунет руку вперед. Причем это умение бессознательное. Знаете, как бывает: человек сидит за столом, разговаривает с соседом и видит периферийным зрением, что со стола падает бокал. Он выкидывает руку в сторону, ловит этот бокал и ставит обратно, не поворачивая головы и не прерывая беседы. То же самое происходит в воде: ты подсознательно контролируешь, как плывут соперники, как у кого идет рука, начиная финишный гребок, и точно чувствуешь момент, когда и с какой скоростью должен сам сунуть руку вперед, чтобы выиграть касание.
- Хотите сказать, что классный спринтер видит и контролирует под водой абсолютно все?
- Конечно. Видит, но при этом не фокусируется на отдельных деталях. Это важно.
Что касается Морозова, меня сильно беспокоит тот факт, что его перестала “пускать” вода. Посмотрите, как плывут Флоран Маноду и Натан Эдриан: вокруг них вода даже не кипит, она словно испаряется. Володя же прекрасно уходит со старта, выигрывая у всех чуть ли не полкорпуса, но в воде у него не получается развить те скорости, на которые он способен. Нет энергетического напора. Такое бывает, когда у спортсмена несвободна голова. Понятно, что Морозова подкосил фальстарт: он ведь действительно был прекрасно готов к этому чемпионату. В этом состоянии переплыв, устроенный Морозову и Ирвайну после полуфинала, может, кстати, пойти на пользу: каждый лишний выигранный старт добавляет психологической уверенности. Если, конечно, человека окончательно не задавят грузом ответственности...
Слова насчет груза ответственности были сказаны не случайно. К двум заключительным дням обстановка в команде накалилась до предела. После комбинированной микст-эстафеты вице-президент Российской федерации плавания Виктор Авдиенко вместо того, чтобы признать совершенно очевидный тренерский просчет, не нашел ничего лучшего, как обвинить в проигрыше Анастасию Фесикову и Юлию Ефимову, заявив, что, если бы они проплыли свои этапы с лучшими результатами, команда была бы с медалями.
В такой реакции, впрочем, не было ничего нового: на чемпионате мира-2009 Авдиенко, официально не имевший к команде никакого отношения, устроил совершенно безобразную публичную сцену той же самой Ефимовой и Фесиковой (еще Зуевой) за то, что их медали на стометровках оказались не золотыми, а серебряными. Еще одна истерика в исполнении некогда успешного тренера была на чемпионате-2011 в Шанхае: там Авдиенко в присутствии всей команды сорвался на главного тренера Андрея Воронцова.
В Казани дела у пловцов с самого первого дня складывались куда хуже, чем на всех предыдущих мировых первенствах. Понятное дело, что истеричность руководства команды от этого только усиливалась и не могла не отражаться на пловцах.
А медальные надежды продолжали рушиться одна за другой: сначала четвертым остался Морозов - проиграл касание в борьбе за бронзовую медаль, затем в одном шаге от пьедестала осталась Дарья Устинова в заплыве на 200 м на спине. В предварительном и полуфинальном заплыве Даша дважды фиксировала юношеские рекорды мира, проплыла выше этого достижения и в финале, но при этом до своего лучшего результата так и не дотянула - для этого кроме всего прочего нужен кураж. А какой может быть кураж, когда и тренеры, и спортсмены с утра до вечера ходят прижав уши, чтобы не нарваться на очередную начальственную разборку?
“Ужасно хочется, чтобы ребятам хотя бы напоследок удалось “хлопнуть дверью”, - сказал в субботу Попов, прекрасно понимая, что этого скорее всего не получится. Морозов стартовал в субботу трижды: после финала на “полтиннике” вольным стилем шестым отобрался в финал на спине и вышел на первый этап микст-эстафеты вольным стилем, которая тоже не сумела доплыть до медалей.
* * *
Воскресные события лишь продолжили агонию российского плавания: женская комбинированная эстафета не попала в финал, а мужская пробилась туда с восьмым результатом - и то лишь благодаря утренней дисквалификации венгерской команды.
Наиболее грустным было, впрочем, не это. А итоговое интервью президента Российской федерации плавания Владимира Сальникова, который напомнил журналистам, что он - великий чемпион, стайер и боец, что федерация под его руководством вполне боеспособна и может решать поставленные задачи и что сам он будет стоять (читай - держаться за свой пост) до последнего и даже не думает о том, чтобы уйти в отставку.
В качестве одного из доказательств того, что результаты российских пловцов продолжают расти, Сальников привел цифры, заявив, что на этом чемпионате зафиксировано на 11 попаданий в финал больше, чем на предыдущем мировом первенстве в Барселоне.
С цифрами, правда, произошла неточность. В личные финалы барселонского чемпионата от России пробились всего семь человек. В Казани таких счастливчиков оказалось 11. Если вычеркнуть их этого списка сильнейших ветеранов команды, то из тех, кто по умолчанию должен вести борьбу не за попадание в финал, а за медали, останется шестеро. Всего же федерация привезла в Казань 38 спортсменов, причем, комментируя этот состав, главный тренер команды Анатолий Журавлев сказал незадолго до начала чемпионата, что “туристов” в команде не будет.
Впрочем, к заявлениям главного тренера (как и к заявлениям президента ВФП) уже давно никто не относится всерьез. Если и анализировать выступления россиян на мировых первенствах, сложно не видеть, что все они начиная с 2007 года завершались провалом. Просто в начале этого срока, когда нынешнее руководство плавательной федерации только пришло к власти, было удобно валить все на предшественников.
Восемь лет - достаточный срок, чтобы сделать результат. Особенно с учетом того, что с приходом сначала в федерацию, а потом во главу попечительского совета видного государственного деятеля Сергея Нарышкина российское плавание приобрело исключительный статус как в плане финансирования, так и во всех прочих смыслах.
На практике же очевидно, что из года в год ВФП просто снижает планку притязаний. По поводу Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро Сальников сказал: “У нас стоит задача максимально хорошо выступить, завоевать медали. Но никто вам их гарантировать не может, потому что за эти медали бьются все”.
На самом деле очень хочется надеяться, что, может быть, хотя бы сейчас совсем убогий российский итог плавательного турнира (давайте не будем лукавить и всерьез считать единственное золото Юлии Ефимовой - стопроцентно российским) все-таки заставит задуматься тот же попечительский совет о многих вещах.
Например, о том, что плавательный клуб “Волга”, куда уже не первый год течет мощнейший финансовый поток для поддержки программы “Я стану чемпионом”, за последние 19 лет не дал стране ни одного заметного пловца, а ведь на протяжении этих лет в клуб стекались практически все талантливые юниоры. О том, что российские достижения на юниорских турнирах в подавляющем большинстве случаев так на юниорском уровне и заканчиваются, а тренеры, которые отказываются форсировать подготовку своих молодых спортсменов в угоду юниорским медальным планам, мгновенно впадают в немилость руководства. И о том, что все это как-то незаметно стало считаться нормой.
В этом, собственно, и заключается трагедия российского плавания. А вовсе не в том, что Морозов и Ефимова не добрали в Казани личных наград. Они-то как раз еще имеют все шансы взять в плавании “свое”.
* * *
На “полтиннике” брассом, где Ефимова завоевала свою вторую медаль “казанского” разлива, ей повезло больше, чем извечной сопернице Руте Мейлутите. Накануне финала известный в прошлом пловец, неоднократный призер чемпионатов мира, а ныне комментатор “Евроспорта” Игорь Марченко сказал, что Ефимова может даже побороться за золото, если не допустит ошибки на старте (старт спортсменка в полуфинале сделала неудачно, сразу отпустив литовку вперед).
Старт Ефимова снова проиграла, но не это стало наиболее критичным. А случился старый, как мир, сценарий: пока российская чемпионка мира сражалась с олимпийской чемпионкой - Мейлутите, а та прикладывала отчаянные усилия не пасть жертвой Юлиного финишного спурта, обеих обошли сразу две опытнейшие спортсменки, плывшие сбоку: 27-летняя шведка Дженни Йоханссон, никогда не выигрывавшая ничего более серьезного, чем серебро европейских первенств, и 26-летняя чемпионка мира в “короткой” воде на стометровке брассом Алия Аткинсон, выступающая за Ямайку.
Завершился же чемпионат очередной безмедальной мужской комбинированной эстафетой, что в принципе было неудивительным: если на четырех чемпионатах мира подряд начиная с 2001 года Россия не оставалась без наград, то вернуться на пьедестал после 2007-го не получалось ни разу.