Газета Спорт-Экспресс № 172 (6823) от 7 августа 2015 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

8 августа 2015

8 августа 2015 | Хоккей - КХЛ

ХОККЕЙ

КХЛ

“СЭ” анализирует, как скоро российская лига, в чей состав входят шесть иностранных клубов, пополнится командой из Поднебесной.

КХЛ ОБРЕЧЕНА ЗАХВАТИТЬ КИТАЙ

ИИХФ НЕ ПРОТИВ

Едва 31 июля МОК назвал Пекин столицей зимней Олимпиады-2022, как все взоры тут же обратились на хоккей, остающийся безусловным королем Игр. Ведь формат мужского хоккейного турнира по сравнению с Пхенчханом-2018 не изменится, и среди 12 участников все так же окажутся восемь лучших команд рейтинга ИИХФ, победители трех квалификационных групп и страна-хозяйка. То есть Китай.

Глава Национального олимпийского комитета КНР Лю Пэн, комментируя итоги выборов, сказал, что в стремлении развивать хоккей они будут опираться на российские стандарты. А президент КХЛ Дмитрий Чернышенко уже озвучил идею включить в лигу клуб из Китая. Ему вторит руководитель ИИХФ Рене Фазель, который считает, что китайцы должны начать выступления в КХЛ уже с сезона-2016/17. Не случайно одним из возможных мест проведения Матча звезд-2016 называется Шанхай.

Стремление КХЛ выйти на китайский рынок вполне понятно. Он необъятен и почти не освоен. Есть возможность подмять его под себя, получив серьезные преференции в плане продвижения бренда, рекламы и маркетинговых мероприятий. Взамен, разумеется, будет предоставлена помощь в развитии. Схожие цели преследует и ИИХФ, которой на руку коллаборация с покладистой Континентальной лигой и дружба с нею против НХЛ, не ставящей Международную федерацию хоккея ни в грош.

НХЛ ДАВНО ВОЮЕТ ЗА КИТАЙ

Надо сказать, что Национальная хоккейная лига в Китае представлена уже давно. Программа ProjectHope “Айлендерс”, совладельцем которых является уроженец Поднебесной миллиардер Чарльз Вонг (его настоящее китайское имя - Ван Цзялянь), работает c 2006 года. В июне “островитяне” сделали ход конем, выбрав на драфте НХЛ первого в истории китайца. Сунь Андунь, проживающий в США с 10 лет, мгновенно стал широко популярен на родине, а отрезок церемонии с его выбором показывали на CCTV в прямом эфире.

Недавно в том же направлении активизировался “Торонто”, чьи матчи чаще всех показывают на Центральном телевидении Китая. “Мэйпл Ливз” даже стали размещать на бортах рекламу под новый рынок - на китайском же языке. И отправили за океан инициативную группу - разрабатывать стратегию продвижения бренда “кленовых листьев”.

Особо отметим, что CCTV показывает матчи НХЛ в прямом эфире. В регулярном чемпионате таковых набралось 87, а финал Кубка Стэнли транслировался в полном объеме, и его аудитория составляла от 800 тысяч до миллиона зрителей - вдвое больше, чем в регулярке. Доля, конечно, мизерная, если исходить из численности населения в 1,4 миллиарда жителей. Но с учетом того, что игры начинались в 9 часов утра по пекинскому времени, показатель начинает выглядеть очень прилично. Средняя аудитория финалов Кубка Гагарина в России - хоккейной стране - всего-то в 2,5 раза больше. И не утром, а в прайм-тайм.

Станет время показа удобнее - китайцы наверняка сравняют проценты не только с Россией, но и с Америкой. И есть глубокий смысл двигаться в этом направлении. Не стоит думать, что китайские миллионы телезрителей бесполезны, поскольку их покупательная способность крайне низка. Это всего лишь устойчивый миф. В 2014 году средняя зарплата в Китае составила 713 долларов США. Понятно, что это очень условный критерий, да и методика подсчета вызывает вопросы: все же в курсе, что в стране полно неучтенных крестьян, которые влачат жалкое существование. Но и медианная зарплата в городах, где проживает более половины населения республики, почти такая же - 683 доллара. Тогда как в России всего около 400.

То есть китайский рынок весьма перспективен, и это прекрасно понимают в НХЛ. Как недавно поведал в интервью “СЭ” легендарный Фил Эспозито, лига готова начать на нем плотную работу. Ну а то, что хоккей в Китае находится пока в зачаточном состоянии, - дело поправимое. Не мешает же 4-миллионной Хорватии отсутствие серьезного интереса к хоккею быть представленной на карте КХЛ.

ИГРАТЬ БУДУТ СЕВЕРОАМЕРИКАНЦЫ

Формировать новую команду можно по принципу того же “Медвешчака”, который в своем дебютном сезоне без особых проблем вышел в плей-офф и вообще “давал прикурить” многим соперникам, с североамериканским составом. Впоследствии, правда, разобранным конкурентами из-за весьма скромного финансирования, но гипотетическому китайскому клубу это вряд ли грозит.

Привлечь иностранцев есть чем: во-первых, в КХЛ все-таки еще есть деньги, во-вторых, в том же Шанхае жизнь в чем-то даже комфортнее, чем в Загребе. С перелетами ничего не поделаешь, но живет же как-то “Адмирал”, при том что лететь из Владивостока в Москву примерно столько же, сколько и из дельты реки Янцзы. Не будет, конечно, свойственной DomSportova особой атмосферы, но это дело наживное, да и арена, пусть и для хоккея не очень подходящая, есть. На 8 тысяч зрителей. И будут еще - и много.

Власти озвучили цель иметь к Олимпиаде-2022 дееспособную хоккейную команду. Под это дело в ближайшие пять лет планируется построить около 500 крытых катков, больше, чем сейчас в России (419). В Харбине, своего рода китайской хоккейной Мекке, где хоккеисты еще 7-8 лет назад получали в районе 100 долларов в месяц, ютясь в чем-то вроде казарм с двухъярусными кроватями, все изменилось кардинальным образом. А в спортивном университете этого города в этом году был первый выпуск двух хоккейных факультетов (тренерский и по менеджменту), открытых в 2011-м при участии ИИХФ.

МИНУСОВ ПОЧТИ НЕТ

За пять лет количество хоккеистов в Китае выросло с 200 до 2000. В Словении, участвовавшей в Олимпиаде в Сочи и регулярно появляющейся в элитном дивизионе чемпионатов мира, с семью катками на всю страну, - в два раза меньше. Уровень тоже подрос: пять лет назад, по признанию тренера минского “Динамо” Андрея Ковалева, поработавшего там некоторое время, китайская сборная и в МХЛ была бы аутсайдером. Сейчас дело обстоит чуть лучше, работа кипит. А имея такие огромные ресурсы, желание и громадье планов, догнать и перегнать ту же Словению - вполне посильная задача, а с ее выполнением и регулярным участием в чемпионатах мира придет и популярность.

Не так давно Си Цзиньпин, председатель КНР, признался, что хоккей - его любимый зимний вид спорта. Владимир Путин также в него играет. Чем не дополнительная почва для стратегического союза? Организовать клуб КХЛ в Китае, причем на заявленных лигой условиях, не будет стоить ничего. А дивиденды могут быть огромными. И серьезная команда с достойным финансированием, и необъятный рынок, на котором дадут без помех поработать, и возможность довести до ума идею Вячеслава Фетисова о тихоокеанском дивизионе КХЛ как самостоятельной боевой единице. Минусы разве что в логистике. Плюсов же гораздо больше.

Игорь ЕРОНКО