Газета Спорт-Экспресс № 161 (6812) от 25 июля 2015 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

25 июля 2015

25 июля 2015 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

ФУТБОЛ

ПЕРВЕНСТВО РОССИИ. ФНЛ. 2-й тур. 27 июля “ТОРПЕДО” - “СОКОЛ”

Вчера корреспонденты “СЭ” побывали на тренировке армавирского “Торпедо”, которое недавно возглавил один из самых колоритных российских тренеров.

В ГОСТЯХ У КАРПИНА

Юрий ГОЛЫШАК

- Господи, - выдохнул мой верный фотохудожник. - Это ж дель Боске.

Художник побледнел и припал к объективу. Я выхватил блокнот. Клянусь, рука сама вывела пять взволнованных строк. Впрочем, вскоре опомнился - не доверяя ни собственным глазам, ни знанию фотоотделом мирового футбола. Впрочем, всякое бывает - как-то взяли меня для количества в команду наших ветеранов. Играли за нее Аленичев, Онопко, Черышев, Костя Ерёменко…

Сражались на базе “Реала” против мадридских стариканов. Я продержался на гребне деликатной волны недолго - засадил по ногам какому-то дерзкому чудаку. Так мне свои же чуть не надавали тумаков: это ж Чендо! Легенда “Реала”, под 400 матчей за клуб!

И вот теперь - дель Боске. В майке армавирского “Торпедо”. Но что-то смущало - и разобраться с хаосом в мыслях помог торпедовский сайт. Пылкой корреспонденцией “Испанцы приехали”.

Дель Боске оказался Хуаном Хосе Вила Сеоане. Уже помогавшим Карпину в “Спартаке”.

- Хватит его фотографировать, - прервал я увлекшегося коллегу. - Найди-ка лучше Пилиева.

Долго шарить объективом не пришлось - левую бровку вытаптывал некогда самый талантливый юниор России, первый бомбардир Мемориала Гранаткина. Ника Пилиев в ЦСКА Хуанде Рамоса выходил в основном составе. Но в команде Слуцкого места не нашлось - и теперь профайл Пилиева в Википедии информирует, что горизонты Ника Константинович расширил. В чисто географическом смысле - поиграл за “Дилу”, “Бананц”, “Улисс” и даже братиславский “Слован”. А нет нашему герою и 25!

Куда тяжелее было опознать бывшего спартаковца Алексаняна…

***

Если “дель Боске” оказался Сеоане, то все остальное было по-настоящему.

- О, чемпион! - воскликнул кто-то из испанских тренеров. Я думал, приветствует меня. Раз уж так принято - то пусть. Расправил плечи, приподнял подбородок, но рано.

Потому что за мной следом шел Валерий Георгиевич Карпин с бутсами в руках. Чемпионом, разумеется, был он. Что я с некоторой досадой тут же отразил в блокноте.

Но у Карпина блокнот оказался толще моего - даже в этом смысле я не годился в чемпионы. Моментально откуда-то из складок шорт вытащил конспект и почтенный Сеоане.

Я понял: “Торпедо” (Армавир) - серьезная сила.

***

Впрочем, ясно мне это было еще в холле новогорской базы. Считал себе у бассейна водоплавающих черепах, сбился на восемнадцатой - и вдруг задумался: а ведь недешево здесь квартировать. Рядом с особняками Ирины Винер и Анатолия Бышовца.

Жизнь подтвердила - еще как недешево. Вместе со стиркой разместить одного футболиста - 5 тысяч рублей в сутки. Со всеми просмотрами в день, случалось, проходило через эту команду человек по сорок. “Торпедо” куда-то едет - номера держит за собой. Точно так же оплачивая.

Зато соседи замечательные - вот прошел мимо знаменитый волейболист Мусэрский. А вот самые пышные усы хоккейного мира - человек в белых штанах оказывается Владимиром Плющевым. В Новогорске известен каждому. Подход к Владимиру Анатольевичу индивидуальный. Протягивают ключ:

- Паспортные данные не изменились?

- Я даже не развелся! - басит Плющев.

В буфете, где ценовой коммунизм, встречаю Анатолия Бышовца. Правда, плакатного, надсадно смотрящего вдаль. Подпись сочинял, судя по всему, лично Анатолий Федорович: “Последний побеждавший”.

Ниже витиеватый автограф - и, чтоб никто не обознался, в скобочках вывел Последний Побеждавший печатными буквами - БЫШОВЕЦ. Все это прекрасно. Особенно в связке с языком за 85 рублей.

…Карпина любят, в Карпина верят. Когда-то стекались тренеры из параллельных миров здесь же на занятия Тарасова и Лобановского.

Сейчас точно так же смотрят из-за сеточки на упражнения Валерия Георгиевича. Вот прошел Валентин Маслаков - чуть замедлил шаг. Вот легкоатлетические девушки в майках сборной, брючки в обтяжку. Угадываются особенности телосложения до деталей - и армавирскому “Торпедо” становится работать чуть тяжелее. А девчонки смотрят, не уходят. Им смешно.

***

Когда-то я пацаном бегал на спартаковскую базу в Тарасовку - и видел точно такую же картину. Константин Бесков досадливо давал свисточек - выбирал кого-то ошибающегося и за руку вел туда, куда надо. Объясняя на ходу.

Проходила минута - все повторялось. Только виноватым был другой.

Все точно так же, один в один, у Карпина. Шлифовать игру защитников готов был, кажется, до темноты. Или пока не хлынет с небес - из-за главного новогорского корпуса выплывала черная туча. Погода вот-вот обещала стать нелетной. Ассистенты-испанцы уселись на мячи, с печалью глядя в небеса. Что-то обсуждали вполголоса - видимо, июль. Который бывает и таким.

Три нулевые ничьи на старте не убедили Карпина, что оборона его хороша. И он снова втолковывал крайним защитникам:

- У тебя три адреса. Три! О’кей?

Его футболисты ходили с открытыми ртами. Видимо, до сих не часто учили их столько думать на поле.

А Карпин работал с таким удовольствием, что заражал им всю команду.

Я вспомнил рассказ Эдуарда Малофеева:

- Пустил к себе на установку старенького Михаила Якушина. Рассказываю команде притчу про павианов. Подытоживаю фразой: “Так есть ли среди нас такие павианы, которые своей жизнью спасут товарища?!” Якушин вскочил, отбросил палку, крикнул - да я бы сейчас выбежал на поле! Неужели вы, молодые, останетесь равнодушными?! Вот что такое - “искренний футбол”…

Пожалуй, сегодня искренний футбол - это Валерий Карпин и его собранное с нуля “Торпедо”. Принял клуб - и день спустя выводил на первый матч. Хотел бы я знать, как Валерий Георгиевич определял состав.

Сейчас же всякий скрытый пас, оказавшийся в правильных ногах, доставлял Карпину море удовольствия - даже свисток звучал торжествующе:

- Вот! Вот как надо! Хорошо сделал!

Футболисты старались не отставать от своего тренера 69-го года рождения. Им на двадцать лет меньше - стыдно проиграть в движении. Двусторонка становилась все злее - кто-то подкатывался, вырывая куски дерна. Кто-то белел лицом, готовый кинуться с кулаками на обидевшего. Кто-то падал и охал, поглядывая в сторону Валерия Георгиевича - но тот и не думал свистеть. Когда-то сам выходил играть за сборную, перебинтованный до макушки. Корреспонденты те бинты и пластыри помнят очень хорошо.

Поэтому точно знаю - через месяц-другой все эти люди привыкнут друг к другу и “Торпедо” станет отличной командой. А Валерий Георгиевич, быть может, выведет через год-другой этих ребят против всем известного клуба.

Вот это будет интересно.