Газета Спорт-Экспресс № 160 (6811) от 24 июля 2015 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3
ФУТБОЛ
ЧМ-2018. Завтра ЖЕРЕБЬЕВКА ОТБОРОЧНОГО ТУРНИРА
По данным ООН, за последние два сезона на российских стадионах было зафиксировано порядка 200 инцидентов, связанных с проявлением расизма, этнического национализма или неонацизма.
ФИФА ЖДЕТ ДОКУМЕНТЫ ПО ДЕЛУ ФРИМПОНГА ДО 28 ИЮЛЯ
Татьяна КОПЫЛОВА, Сергей ЦИММЕРМАН
из Санкт-Петербурга
Второй день подготовки к жеребьевке отборочного турнира чемпионата мира-2018 в Санкт-Петербурге начался с брифинга на тему презентации стратегии устойчивого развития ФИФА. На нем выступали глава соответствующего департамента Федерико Аддиеки, а также руководитель антидискриминационного отдела Управления Верховного комиссара по правам человека ООН Юрий Бойченко.
- Реальная работа по стратегии устойчивого развития ФИФА началась в 2010 году, - рассказал Аддиеки. - Мы проанализировали более 200 правовых актов, чтобы понять, с какими проблемами можем столкнуться в России в 2018 году. Выработали 9 основных направлений и 25 целей, на которые мы будем ориентироваться в ближайшие годы. Хотим работать так, чтобы это устраивало всех наших партнеров в России.
- Что ждет во время чемпионата мира тех, кто позволит себе проявление расизма?
- За такие проступки у ФИФА есть достаточно большой набор санкций, и они меняться не будут. Но иногда нам не хватает доказательств. Чтобы справиться с этой проблемой, вводится новая система мониторинга. Так что наказывать можно будет обоснованно.
- Не поздно ли бороться с расизмом - до чемпионата мира осталось всего три года. Может быть, стоит просто предупредить всех, что в России возможны такие явления?
- Мы не хотим никого учить. Наша роль - превентивная работа. Это пропаганда, воспитание, а в случае нарушений - санкции. Если будут инциденты - у нас есть инструменты по сбору улик. Но наша политика - нулевая терпимость.
ФИФА считает, что дискриминации нет места в футболе. Поэтому мы боремся и будем бороться с проявлениями расизма. Это наша миссия. С другой стороны, мы не можем нести ответственность за то, как воспринимают проявления расизма в российской или, скажем, английской лиге. Но если любая национальная ассоциация попросит нашей поддержки и помощи по этому вопросу - мы ее окажем.
- Как ФИФА отреагирует на инцидент с игроком “Уфы” Фримпонгом, который наказан двухматчевой дисквалификацией за оскорбительный жест в адрес болельщиков. Но при этом фанаты вроде бы спровоцировали игрока “уханьем”.
- Еще до решения КДК РФС мы запросили все материалы по этому делу у российской стороны. Это было 21 июля. У РФС есть неделя на то, чтобы прислать нам отчет и обосновать свое решение. То есть мы ждем до 28 июля.
* * *
- Не очень легко справляться с расизмом, это не сделаешь за год или два, - признал руководитель антидискриминационного отдела управления верховного комиссара по правам человека ООН Юрий Бойченко. - Надо привлекать общественные ресурсы.
В России нет четкого понимания того, что такое расизм. Это не просто “черное” и “белое”, а этнические, религиозные и языковые мотивы. Власти должны признать, что эта проблема существует. Надеюсь, признание придет. У нас было в начале июня совместное заседание с РФС и Мутко, мы поговорили открыто. Думаю, это поможет повысить признание и осознание этой проблемы. Ведь власти несут ответственность за то, что происходит на поле и вне его. Но пока идет отрицание этого явления. А оно должно было расследовано. Нужна система наблюдателей, как в ФИФА. РФС также назначил комиссара, который должен был играть эту роль. Нужно еще укрепить нашу национальную систему.
- В чем вы видите основную проблему?
- В России хорошее законодательство, которое призвано бороться с дискриминацией. Но проблема в том, что инциденты с расизмом на стадионах расследуются не так тщательно. А вне спорта санкции к проявлением расизма и другой дискриминации в России более жесткие. Но отношение должно быть одинаково! За последние два сезона на спортивных состязаниях было зафиксировано около двухсот подобных инцидентов. Не все они эпизоды расизма, это и этнический национализм, даже неонацизм. Но реакция властей должна быть жесткой и четкой.