Газета Спорт-Экспресс № 134 (6785) от 24 июня 2015 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

25 июня 2015

25 июня 2015 | Теннис

ТЕННИС

Вице-президент Федерации тенниса России Алексей Селиваненко, который в сентябре будет претендовать на место в совете директоров Международной федерации тенниса ( ITF ), в интервью "СЭ" рассказал о предстоящих выборах, оценил вероятность объединения финалов Кубка Дэвиса и Кубка федерации в рамках одной недели, а также охарактеризовал взаимоотношения российской и украинской теннисных федераций.

"НЕТ НИ ОДНОГО ИГРОКА, ПО КОТОРОМУ РОССИЯ СПОРИЛА БЫ С УКРАИНОЙ"

- В сентябре на Генеральной ассамблее ITF в Сантьяго пройдут выборы нового президента ITF . На пост, занимаемый сейчас итальянцем Франческо Риччи Битти, претендуют американец Дэвид Хаггерти, индиец Анил Ханна, испанец Хуан Маргетс и швейцарец Рене Стаммбах. Чьи шансы вы оцениваете выше?

- Все четверо - люди, известные в мировом теннисе. У каждого есть свои преимущества, и назвать явного фаворита на предстоящих выборах пока невозможно. Например, Маргетс, исполнительный вице-президент ITF , на протяжении нескольких лет имел постоянный контакт со всеми национальными федерациями. Стаммбах - человек, имеющий авторитет в области спортивного маркетинга. Ханна достаточно давно возглавляет азиатскую федерацию, то есть, видимо, рассчитывает на ее поддержку. Хаггерти, президент американской федерации, представляет одну из стран, проводящих турниры "Большого шлема", и тоже наверняка имеет своих сторонников.

- А чья победа наиболее выгодна для России?

- Мы одинаково уважительно относимся ко всем кандидатам, с которыми не раз сталкивались по различным рабочим вопросам. И вряд ли исход этих выборов будет иметь для России какое-то принципиальное значение. К тому же нынешняя процедура принятия решений в ITF делает невозможными резкие повороты в теннисной политике. На какие-то нюансы, вопросы общего развития нашего вида спорта президент ITF , безусловно, влияет. Но говорить о том, что после выборов какой-то стране станет лучше, а какой-то - хуже, я бы не стал.

- Маргетс предлагает довольно кардинальные изменения в Кубке Дэвиса и Кубке федерации - объединить финалы этих двух турниров и проводить их одновременно в одном месте. Насколько вероятно введение данного новшества в случае его избрания?

- Во-первых, не думаю, что это сильно зависит от того, кто будет президентом. В конечном счете подобные вопросы решаются на генеральной ассамблее, которая давно зарекомендовала себя как исключительно консервативный орган. Во-вторых, на данный момент нет единого мнения, насколько эта идея правильна. Да, Кубок федерации, вероятно, окажется в выигрыше. Кроме того, появится большая определенность для спонсоров, которые смогут начинать маркетинговую кампанию не за несколько недель до финалов, а заранее.

В то же время я не убежден, что объединенный финал Кубка Дэвиса и Кубка федерации позволит получить прибыль, сравнимую с теми 15 миллионами евро, которые имеет ATP World Tour от проведения своего итогового турнира в Лондоне. Все-таки восьмерка лучших игроков из разных стран, разбитая на две группы, и матч между двумя командами - немного разные вещи. Представьте себе условный финал Сербия - Аргентина в Нью-Йорке или Германия - Испания в Гонконге. Будет ли сопутствовать там этим матчам такой же зрительский успех, как в Белграде, Буэнос-Айресе, Мюнхене или Мадриде? Однозначно нет. Поэтому в Кубке Дэвиса и Кубке федерации едва ли нужно что-то серьезно менять.

А вот попробовать организовать где-то новый большой командный турнир, проводящийся по формуле, напоминающей Кубок Хопмана (неофициальный чемпионат мира ITF среди смешанных команд. - прим. "СЭ"), действительно стоит. Но для этого надо активно взаимодействовать с профессиональными турами, которые обладают реальной возможностью влиять на календарь выступлений всех ведущих игроков.

- Список претендентов на места в новом совете директоров ITF состоит из 27 человек. Трудно ли будет попасть в число 13 избранных?

- Судите сами. Согласно существующей формуле каждый континент имеет в совете директоров определенное минимальное представительство. От Европы туда обычно избираются пять или шесть человек, а европейских кандидатов в данном случае 14. Получается более двух претендентов на одно место. В таких условиях многое будет зависеть от позиции того или иного кандидата.

- И какова ваша позиция?

- На мой взгляд, искусственное разделение профессионального тенниса на два разных тура, исторически сложившееся с начала 70-х годов, не позволяет делать наш вид спорта еще более привлекательным. Теннис должен быть единым продуктом, и у нас просто нет другого выхода, кроме как двигаться в сторону более слаженного, синхронизированного календаря. Постоянные дебаты по поводу сроков того или иного крупного турнира идут исключительно из-за того, что ATP World Tour , WTA Tour и ITF только декларируют сотрудничество, а на практике каждый идет своим путем. И я считаю, что мог бы быть полезен в решении непростых вопросов взаимоотношений между ITF , профессиональными турами и национальными федерациями.

- В ФТР вы отвечаете за международные связи. Памятная история с Шамилем Тарпищевым, которому прошлой осенью Женская теннисная ассоциация поставила на вид шутку, сделанную во время юмористической программы, хоть как-то обсуждалась на уровне ITF ?

- Отвечу так: ни одна уважающая себя международная спортивная организация не восприняла эту историю серьезно.

- Вопрос с выступлением под российским флагом сильнейших крымских легкоатлетов решился далеко не сразу, а УЕФА вообще запретила крымским клубам участвовать в футбольном чемпионате России. В теннисе существуют аналогичные проблемы?

- На сегодняшний день нет ни одного теннисиста, по которому Россия спорила бы с Украиной. Отношения между нашими федерациями остались такими же теплыми, какими они были всегда. Например, на одном из последних заседаний совета директоров Европейской теннисной федерации мы поддержали украинских коллег, стремившихся восстановить в юниорском календаре несколько турниров, проведение которых было отложено по известным причинам.

Да и позиция ITF сформулирована предельно четко: не имеет значения, где спортсмен живет, важно, какой у него паспорт и под каким флагом он когда-либо выступал в тех или иных соревнованиях. Что же касается проведения на территории Крыма международных турниров, то по этому поводу очень правильно высказался Риччи Битти: "Мы не будем притворяться, что спорт не является частью политики, но не допустим, чтобы он использовался в ее интересах". Иными словами, прежде чем вести разговоры о проведении в Крыму серьезных соревнований, надо не только сначала создать там соответствующую базу - над чем, кстати, уже ведется определенная работа, - но и решить вопросы, к которым теннис не имеет никакого отношения. Как только это произойдет , дальше все решится автоматически .

Евгений ФЕДЯКОВ