Газета Спорт-Экспресс № 126 (6777) от 15 июня 2015 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

16 июня 2015

16 июня 2015 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Корреспондент "СЭ" удивлен многими высказываниями Якина .

ХОЛОДНЫЙ И ДОВОЛЬНЫЙ

Филипп ПАПЕНКОВ

Перефразируя классика, так и хочется прокричать в сторону тихих гор Швейцарии: "Ай да тренер! Ай да герр Якин!"

Он ни о чем не жалеет. И, правда, чего грустить, когда ты провел год в шикарных условиях и вернулся домой с нерасшатанной нервной системой, а также с весомой прибавкой на банковском счете. Якину ведь еще и неустойку, поди, выплатили... Разговоры ходили о дополнительных трех миллионах евро.

- Вы потерпели неудачу? - спросили в ходе интервью тренера.

- Об этом должны судить другие люди. Я, например, совершенно не считаю, что провалился. "Спартак" для меня - хороший опыт.

Команда заняла шестое место, второй год подряд осталась без еврокубков, но он это за неудачу не считает. Может, он хотя бы признает, что в чем-то ошибся? Нет, об этом ни слова.

Унаи Эмери чуть ли не плакал в раздевалке после разгрома от "Динамо", когда ему сообщили об отставке. Он искренне хотел добиться со "Спартаком" побед. Он вывел красно-белых в групповой турнир Лиги чемпионов, где едва не повторил барселонский подвиг Курбана Бердыева. Но был съеден командой и позже винил в этом себя: "Мои знания о российской лиге были явно недостаточными. У меня не было времени изучить все нюансы российского футбола, понять "Спартак" изнутри. Я недостаточно глубоко понимал русский менталитет, так и не осознал русскую ментальность".

А что Якин? О русском менталитете он не говорит. Не потому ли, что даже не пытался стать здесь своим? Всем своим спокойным видом и ледяным взглядом показывая, что "Спартак" для него - не дело всей жизни. А "хороший опыт", после которого можно на время посвятить себя воспитанию новорожденной дочки. Почему нет? Роберто Ди Маттео, например, на неустойку от "Челси" вообще несколько лет жил на райских островах...

Вроде бы Якин говорит: "То, что многие предрассудки о русских ложны. Люди в России очень открытые. Я быстро интегрировался в новую среду, меня воспринимали не просто как иностранного тренера. Думал, с этим будет сложнее". Только футбол здесь, кажется, ни при чем.

С Эмери Леонид Федун не ошибся - подвели обстоятельства. А вот приглашение Якина - очевидный промах. Не в футбольном даже плане, а в человеческом. Швейцарец оказался одним из тех иностранцев, которые воспринимают чужую страну как место далекой, но прибыльной командировки. Только если нефтяники несут вахту где-нибудь на Когалыме в 40-градусный мороз, то Якин жил в Москве в шикарных апартаментах, при первой же возможности улетая домой. И, словно турист, поражался в дорогих столичных ресторанах богатству людей за соседним столиком, которые приезжали ужинать с охраной. Оказывается, именно это поразило его в России больше всего.

Зимой "Спартак" расстался с группой не последних игроков - Боккетти, Тино Костой, Широковым, Дзюбой... Если последний покинул клуб из-за контрактных проблем, то остальные, казалось, не поладили именно с тренером. Но нет. Оказывается, Якин был недоволен происходящим, только гордо решил промолчать.

"Конечно, не здорово, что команда потеряла в качестве. Но если просто жаловаться, это делу не поможет. Можно потерять много дней, воюя с руководством клуба, а можно попробовать выжать максимум из того, чем располагаешь", - рассказывает тренер. Но не от того ли он не жаловался, что ему было все равно?

Конечно, вешать всех немецких овчарок на тренера неправильно. Еще во время первой части чемпионата случился эпизод, после которого наплевательский и безразличный вид Якина был объясним. Федун публично признался, что вмешался в работу специалиста и попросил его выставить атакующий состав. Но, будь у швейцарца на первом месте профессионализм, а лишь на втором - лояльность к боссам, он вряд ли бы пошел на поводу. Однако...

Из этой же оперы такое беззаветное доверие молодежи на финише сезона. "Мне-то все равно, так пусть хоть хозяин порадуется... Что, хозяин уходит? Ну и я тогда, пожалуй, поеду..." Да-да, Якин утверждает, что он сам решил оставить свой пост, не дожидаясь указки сверху. Не настаивая на том, чтобы ему дали еще один шанс поправить свою тренерскую репутацию. Не желая оставить о себе в России добрую память. Все это показалось Якину лишним. Ему и так хорошо.