Газета Спорт-Экспресс № 88 (6739) от 25 апреля 2015 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2
ХОККЕЙ
ЕВРОТУР
ПОРА ВВОДИТЬ НАЛОГ НА ИНОСТРАННЫХ ВРАТАРЕЙ?
Андрей КУЗНЕЦОВ
Ясмотрел на Худобина, пропускавшего одну шайбу за другой, и думал: "Как же здорово, что регулярка НХЛ завершилась в пользу сборной России. Досрочно освободив для чешского чемпионата мира вратаря Сергея Бобровского".
А и вправду: пробейся "Коламбус" в розыгрыш Кубка Стэнли, задержись там на пару раундов - что бы национальная команда делала на главном турнире сезона?
Год назад именно голкиперы были самой беспроблемной кадровой линией сборной России. Выбор был - что надо. Но потом Василевский уехал в "Тампу", Кошечкин провел сезон на далеком от чемпионского уровне, динамовские Сашки Еременко с Лазушиным поломались в плей-офф КХЛ. И оказалось, что выбирать штабу национальной команды практически не из кого.
Если вынести за скобки Бобровского, то голкипера, достойного статуса "первый номер для чемпионата мира", этой весной в стране нет. И дело ведь не в том, что Барулина в "Авангарде"-2014/15 задергали собственное окружение и главный тренер Раймо Сумманен. И не в том, что резервист "Каролины" Худобин за две недели тренировок в Новогорске вряд ли способен превратиться в Гашека. А в том, что КХЛ, по-хорошему, каждую весну должна предлагать сборной выбор из трех-четырех вратарей суперкласса. Сейчас чемпионат России не предложил ни одного.
Потому что в нем слишком много голкиперов-иностранцев.
Эту тему в последние дни уже поднимал принципиальный защитник отечественного кадрового потенциала, президент ФХР Владислав Третьяк. Взгляните еще раз на бригады полуфиналистов Кубка Гагарина. В СКА первым номером финн, в "Ак Барсе" - швед, в "Сибири" - чех. В ЦСКА больше доверяли канадцу с белорусским паспортом. И это при том, что во всех командах (кроме сибиряков) вторыми номерами русские парни. Причем одаренные не меньше конкурентов-иностранцев. Ежов, Шестеркин, Гарипов, Галимов. Да только выбраться из статуса "глухой запасной" подросшей поросли нереально.
А рычаги давления на клубы у сборной есть? Быков с Захаркиным всегда могут сказать, что победителей не судят. Билялетдинов - что его Нильссон рекордсмен плей-офф по сухим матчам. Квартальнов - что ставил русского вратаря куда чаще тренеров-коллег по топ-клубам. У всех найдется миллион хоккейных, идеологических, статистических и мотивационных оправданий.
Остается один рычаг. Финансовый. На месте ФХР и штаба сборной я бы уже сейчас начал задумываться. Не начать ли продавливать возвращение налога на вратарей. Помните, как восемь лет назад Третьяк пригрозил клубам и полным запретом на иностранных голкиперов, и многомиллионным налогом за заявку легионера этого амплуа. Скажете, это недемократично? Нерыночно? Но ведь у нас не открытый чемпионат финско-шведской лиги. А отстаивать национальные интересы никогда не зазорно. Налог в 100, к примеру, миллионов рублей способен отвратить почти любой клуб от ставки на вратаря-иностранца. Особенно если учитывать этот налог под общим кахаэловским потолком зарплат.
Вчера сборная, кто б спорил, провела героический третий период чуть не вытащила матч с 0:5. Команда сдержала обещание генерального менеджера Андрея Сафронова "за нас вам не будет стыдно".
Но я даже при виде шквального наступления хозяев вспоминал, что восемь лет назад именно угроза налога заставила клубы работать со своими воспитанниками. Именно тогда путевку в звездную жизнь и места в основных составах получили, например, Варламов и Бобровский. Первый из которых был основным голкипером сборной на золотом ЧМ-2012 и продолжает оставаться в обойме нынешнего олимпийского цикла. Второй стал основным на золотом ЧМ-2014 и главным гарантом медальных надежд России на предстоящем супертурнире в Остраве - Праге.
Потому что даже с такой феерической атакующей игрой, как в третьем периоде вчерашнего матча, без первого номера калибра Бобровского было бы тревожно.