Газета Спорт-Экспресс № 63 (6714) от 27 марта 2015 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Специальный корреспондент "СЭ" Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ передает из Шанхая
ТУКТАМЫШЕВА: ЕСТЬ ТРОЙНОЙ АКСЕЛЬ!
Окончание. Начало - стр. 1
В исторической табели о рангах сумма Туктамышевой оказалась третьей. Более высокие результаты в короткой программе показывали трехкратная чемпионка мира Мао Асада на своем "прощальном" чемпионате мира-2014 в японской Саитаме (78,66) и кореянка Юна Ким с ее достаточно скандальными 78,50 на Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере.
Почему скандальными - напомню. Перед теми Играми в кулуарах непрерывно курсировали разговоры на следующую тему: после победы Юны Ким на ЧМ-2009 корейские корпорации вложили во всевозможные проекты, связанные с фигурным катанием, суммы такого масштаба, что игнорировать свои интересы они не позволят никому. В том числе - Международному союзу конькобежцев. И хотя Асада совершенно безошибочно исполнила в Ванкувере свою короткую программу с уникальным каскадом из полностью докрученного тройного акселя и двойного тулупа, Ким все равно опередила японку почти на пять баллов.
Столь большой отрыв разом убил всю интригу женского турнира. Публика, предвкушавшая красивую и упорную борьбу двух выдающихся спортсменок, вместо этого получила "игру в одни ворота".
Кстати, "базовая" сложность ванкуверской программы Ким составляла 34,90. У Туктамышевой же в Шанхае было 36,22. А с учетом судейских надбавок за качество элементов итоговая техническая оценка у нашей фигуристки, представляющей ЦСКА, получилась и вовсе феноменальной - 44,09!
Комментируя выступление ученицы, Мишин сказал, что, с его точки зрения, оценки за такой прокат однозначно должны быть рекордными. На самом деле - да. Просто за Лизой в момент ее выхода на лед, не стояли ни корпорации, ни титулы, ни родные стены, ни "домашние" судьи, ни "выслуга лет". Собственно, нынешний чемпионат мира стал в ее коротенькой взрослой жизни лишь вторым. Другое дело, что за последние два года Туктамышевой пришлось пережить столько испытаний, сколько не всякому спортсмену выпадает за всю карьеру. От всех соперниц Лизу вчера отличало прежде всего выражение глаз. В них было совершенно иное понимание того, что и зачем она делает на льду.
* * *
Известный танцевальный тренер Ростислав Синицын, вместе с которым мы смотрели женскую короткую программу, заметил, что тройной аксель Лизы выгодно отличается от прежних аналогичных прыжков в исполнении других фигуристок, включая Асаду. Манеру Туктамышевой тренер назвал "абсолютно мужской". И заметил, что такой прыжок - с хода, без попыток притормозить перед отталкиванием - требует очень точной техники, а значит, при удачном выезде, должен оцениваться выше.
Синицын сделал россиянке еще один комплимент, сказав, что по сравнению с первой половиной сезона Лиза сильно прибавила "в презентации". Ее движения стали заметно более четкими, "дотянутыми", а сама программа - более цельной.
Разговор о презентации зашел не случайно. Танцорам во все времена была свойственна максимальная придирчивость к мелочам. Вот и на этот раз Синицын заметил:
- Я не очень люблю "детский сад на льду". Дело не в возрасте, не в росте и не в телосложении. А именно в "дотянутости". "Юниорскому" катанию свойственны более резкие, оборванные движения. Когда такой ребенок появляется на льду, делает сложнейшую программу, заражая окружающих своими азартом, нацеленностью и эмоциями, это, конечно, здорово подкупает. Но такой эффект нельзя эксплуатировать слишком долго. Потому что хочется видеть развитие, дотянутость, красоту линий. Я, например, никогда не был большим фанатом Юлии Липницкой. Хотя ее катание выгодно отличалось тем, что она умела дотягивать выезды с прыжков. От этого ее прыжки сразу начинали казаться очень красивыми и даже более мощными, чем были на самом деле.
Многие тренеры в какой-то момент фактически перестают работать над дотянутостью движений. Я же всегда вспоминаю Милу Пахомову (первая олимпийская чемпионка в танцах на льду в дуэте с Александром Горшковым. - Прим. Е. В.). Когда мы всей группой ездили на сборы, на меня ложилась обязанность снимать обязательные танцы Пахомовой и Горшкова на видеокамеру. В те времена этих танцев мы готовили по девять на сезон. И только перед выступлением жребий определял, какой именно танец будет катать та или иная группа.
Так вот, я видел, как от сезона к сезону у Милы меняются вроде бы одни и те же движения. Становятся более глубокими и плавными дуги, и так далее. Для меня это было эталоном мастерства. Примером отношения к делу.
Второй момент, на который я всегда обращаю внимание, - костюмы. Дело тут не в банальном "нравится - не нравится". Просто давно известно, что голубой цвет, за исключением очень небольшого количества ярких оттенков, "убивает" фигуриста. Если же голубой сочетается в костюме с телесным, фигура становится размытой, расплывчатой, все линии сразу теряют четкость. Руки телесного цвета никогда не "работают" на образ столь же эффектно, как более темные. Ну и так далее. Все это вроде бы мелочи. Но именно они оставляют самое сильное впечатление и поэтому запоминаются…
* * *
Случилась в российском лагере и неудача: Анна Погорилая, ставшая год назад четвертой на чемпионате мира в Саитаме, очень сильно упала с тройного риттбергера, ударившись спиной, из-за чего вся программа, начатая прекрасным каскадом "3+3" из лутца и тулупа, получилась смазанной. Чемпионка России Елена Радионова тоже не избежала проблем - простудилась и затемпературила прямо в день старта. На качестве ее выступления это, впрочем, никак не отразилось. Просто уникальный прокат Туктамышевой отодвинул на второй план всех остальных. Можно было смело употреблять любые эпитеты, любые сравнения - и ни одно из них не было бы чрезмерным.
Кстати, не исключено, что на одном из ближайших конгрессов ISU примет правило, уменьшающее продолжительность мужских и женских программ. Об этом говорил и Синицын, который заметил: идея сделать выступления фигуристов более компактными по времени существует достаточно давно.
Чем именно для этого придется пожертвовать, пока неясно. Теоретически выбор небольшой: вряд ли эксперты пойдут на то, чтобы уменьшить количество прыжков. Соответственно под ликвидацию могут попасть либо какие-то из вращений, либо дорожки шагов. Причем "санкции" в отношении вращений были бы более логичными. Как правило, даже по одному вращению бывает понятно, умеет фигурист делать этот элемент или нет. Кроме того, нынешние правила предъявляют к вращениям слишком много весьма искусственных требований (смена ноги, смена ребра, смена позиции и т. д.), и нередко судьи, отслеживая одно, упускают из виду другое. Например то, что, меняя ногу, фигурист не должен сильно смещаться относительно точки опоры. Если же человек, делает в этот момент шаг в сторону, он, по сути, превращает один предписанный элемент - в два. Именно так выполнила вчера вращение со сменой ноги японка Сатоко Мияхара, ставшая по итогам короткой программы третьей…
Впрочем, говорить о каких-то переменах пока преждевременно. Главная же задача Туктамышевой сейчас - выбросить из головы все, что уже успело произойти в Шанхае. И откатать произвольную программу так, как она уже делала в этом сезоне более десятка раз. То есть, успешно.
Женщины. Короткая программа. 1. ТУК T АМЫШЕВА - 77,62. 2. РАДИОНОВА - 69,51. 3. Мияхара (Япония) - 67,02… 9. ПОГОРИЛАЯ - 60,50.