Газета Спорт-Экспресс № 42 (6693) от 2 марта 2015 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 6

3 марта 2015

3 марта 2015 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

В будущем "Формула-1" может стать смешанным видом спорта .

"КОРОЛЕВСКИЕ ГОНКИ": ЖЕНЩИНЫ НАСТУПАЮТ

На минувшей неделе команда "Лотус" подписала контракт с испанкой Кармен Хордой, получившей статус "пилота по развитию". Хотя третьим гонщиком конюшни официально является действующий чемпион GP2 Джолион Палмер, 26-летняя пилотесса получила право посещения "Гран-при", работы на симуляторе и возможность тестировать боевой болид "Лотуса".

Это уже четвертая женщина за последние три года, вплотную подобравшаяся к самому престижному автогоночному чемпионату. Для команд - середняков "Формулы-1" наличие представительницы прекрасного пола в списке резервных пилотов сейчас становится чуть ли не обязательным элементом маркетинговой программы.

Три последние сезона Кармен Хорда выступала в GP3 за три различные команды, однако не сумела набрать ни одного очка и запомнилась в первую очередь серьезными отставаниями от других пилотов, а также отличными внешними данными.

- Я участвую в гонках с десяти лет и с детства мечтала сесть за руль машины "Формулы-1", - отметила Хорда. - Подписание контракта с "Лотусом" - большой шаг навстречу этой мечте. Я буду работать над тем, чтобы стать лучше как гонщица, а также помогать команде развивать машину, тестировать новые разработки в симуляторе. Мне предоставлена фантастическая возможность! Знаю, что это только начало и самый большой вызов еще впереди, но быть частью команды с такой историей - уже честь.

Новость о заключении Хордой контракта некоторые специалисты оценили скептически. Так, ирландский гонщик Роберт Креган, в 2012 году выступавший с ней в одной команде в GP3, заметил: "Кармен не может справиться с катушкой фотопленки, не говоря уже о развитии гибридного болида. В "Формуле-1" нужен талант, а не деньги и подделки".

Впрочем, никто и не рассчитывает, что испанка выйдет на старт какого-нибудь "Гран-при" и начнет набирать для "Лотуса" очки. Ее контракт в первую очередь стоит расценивать как маркетинговый ход. Но в целом нельзя исключать появление в скором будущем представительницы прекрасного пола за рулем болида "Королевских гонок" в настоящих гоночных условиях. Например, тест-пилотом "Уильямса" по-прежнему остается Сьюзи Вольфф. В прошлом сезоне она выступала в первых пятничных свободных заездах по ходу "Гран-при" в Великобритании и Германии. В 2015 году 32-летняя британка, являющаяся женой исполнительного директора "Мерседеса" и акционера "Уильямса" Тото Вольффа, также должна по крайней мере два раза выступить в пятничных заездах "Формулы-1". Кроме того, она провела на "Уильямсе" первый день предсезонных тестов в Барселоне 19 февраля, где проехала 86 кругов.

Еще одна девушка - швейцарка Симона де Сильвестро - в течение прошлого сезона работала с "Заубером". 26-летняя пилотесса, несколько лет выступавшая в IndyCar и даже сумевшая подняться на подиум в одной из гонок, приняла участие в тестах на трассе во Фьорано. Причем она выезжала на трек не на "Заубере", а на одном из болидов "Феррари" нескольких лет давности - итальянский производитель сотрудничает со швейцарской конюшней и поставляет ей силовые установки. Однако дальше этого дело не пошло. В октябре "Заубер" объявил о прекращении работы с де Сильвестро из-за трудностей с финансированием контракта.

Необходимо вспомнить и испанку Марию де Вильотту, которая была тест-пилотом "Маруси", но попала в тяжелую аварию во время своих первых заездов на аэродроме в Дюксфорде в июле 2012 года. В октябре 2013-го она скончалась во сне - скорее всего, от последствий того инцидента.

Таким образом, сразу четыре гонщицы сотрудничали с командами "Формулы-1" в последние годы. А ведь до Вольфф последней женщиной, участвовавшей в гоночных уик-эндах "Королевских гонок", была итальянка Джованна Амати. В 1992 году она на первых трех этапах сезона выступала за "Брэбем", но ни в одном из случаев не смогла пройти квалификацию. До участия в гонках же до сих пор добирались лишь две итальянки - Мария Тереза де Филиппис, стартовавшая на трех "Гран-при" в 1958 году, и Лелла Ломбарди. Последняя приняла участие в 12 гонках "Формулы-1", завершив выступления в этой серии после "Гран-при Австрии"-1976. Кстати, на "Гран-при Испании"-1975, который был остановлен досрочно, Ломбарди сумела стать шестой, заработав 0,5 очка в зачет чемпионата мира.

Из наиболее известных пилотесс современности стоит отметить также американку Даннику Патрик, ныне выступающую в NASCAR. Несколько лет назад она отметилась победой в одной из гонок IndyCar, где также завоевала несколько подиумов, в том числе на "500 милях Индианаполиса". Запомнилась своими выступлениями в Европе и Северной Америке и британка Пиппа Манн, сумевшая подняться на высшую ступень пьедестала в одной из гонок младших заокеанских серий Indy Lights. Из молодых гонщиц в списке наиболее перспективных значится 19-летняя голландка Бейтске Виссер, в прошлом сезоне набравшая 11 очков в "Формуле "Рено" 3.5".

По сути, единственным препятствием, которое мешает женщинам конкурировать с мужчинами на самом высоком уровне в автоспорте, является мнение об их потенциально меньшей физической устойчивости к перегрузкам, которые испытывают пилоты в кокпите болидов. Впрочем, при определенных условиях и достаточно высоком уровне подготовки в "технических" видах спорта этот фактор может и не играть ключевой роли. Так, немке Ютте Кляйншмидт в 2001 году удалось победить всех своих соперников-мужчин в автомобильном зачете на ралли-рейде "Дакар".

Тенденция к проведению смешанных спортивных соревнований набирает все большие обороты. В бобслее сильнейшие пилоты канадка Кейли Хамфрис и американка Элана Майерс в нынешнем сезоне пробуют свои силы в качестве пилотов бобов-четверок с разгоняющими мужчинами, хотя пока не добились заметных успехов. Из всех видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр, только в лыжном двоеборье у женщин пока нет стартов высокого уровня, но этот пробел должен быть ликвидирован в ближайшие годы.

Вот и в "Формуле-1" новое появление представительницы прекрасного пола в гонке является лишь делом времени.

Дмитрий АФОНИН