Газета Спорт-Экспресс № 17 (6668) от 30 января 2015 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ
Ну и?..
"Реал" продал арабским шейхам половину названия своего стадиона. Милости просим на арену "Абу-Даби Бернабеу".
НИЧЕГО СВЯТОГО
Евгений ЗЫРЯНКИН
Если воспринимать эту сделку дистиллированно, без имен и символов, мадридские клубовладельцы тотчас предстают гениями бизнеса. Еще бы, на сущем пустяке срубить 400 миллионов евро!
Многие команды, отвали им таких деньжищ, не только арену в любую "Шуба-дубу" переименуют - самих себя как угодно назовут. Хоть "Горшками", хоть ночными, только заплатите. И в печь залезут, и заслонку прикроют. Наслаждайтесь, благодетели!
А "Реал" уступил всего-то полвывески. Без потери смысла и вроде бы лица. Браво?
Тут-то и происходит оценочный разворот. Мимоходом ведь лица не рассмотреть, нужно вглядываться. И едва вглядишься, сразу станет понятно, что лицо в результате этой сделки "Реал" потерял. Продал, пустил с молотка. А вместе с ним и честь.
Должен сразу пояснить, что вопрос "была ли честь?" мной предметно не изучался. Если любители "Реала" кинутся доказывать, что честь была утрачена намного раньше, я спорить не стану. Им виднее.
В чем проблема? Что с лицом?
Начну издалека.
Футбол - это своего рода религия. В нем есть обряды и культы, заветы и учения, табу и заповеди, фанатичные приверженцы и простые прихожане, адепты и секты, кумиры и проклятые. Есть и свои святые - например, Федор Черенков, Эйсебио. Футбольным иконам и идолам поклоняются толпы людей по всему миру, воскресные матчи посещают, как воскресные службы, тренерские реплики звучат и воспринимаются порой как проповеди.
Теперь ближе к делу.
Среди жителей нашей планеты полным-полно тех, для кого словосочетание "Сантьяго Бернабеу" - всего лишь созвучный набор букв или, может, термин, как-нибудь связанный со столицей Чили. Им это простительно.
При этом многие люди, вовлеченные в футбол, знают, что это не просто название мадридского стадиона, но и имя с фамилией знаменитого человека. Любознательные в курсе, что так звали бывшего президента "Реала", который очень многое сделал для клуба и в том числе выстроил тот самый стадион.
Но для тех, кто с "Реалом" связан (не важно, душой и телом или статусом и доходом), Сантьяго Бернабеу на веки вечные Великий Кормчий. Царь и бог, который создал все. А если выражаться сердечнее - отец современного "Реала".
Когда дон Бернабеу возглавил клуб в первой половине 40-х, тот целеустремленно двигался во второй дивизион и котировался в Испании, как сейчас "Депортиво". А уже через несколько лет "Реал" превратился в богатейший клуб, приобретающий лучших игроков мира, обзавелся грандиозным стадионом и долгие годы подминал под себя всех европейских чемпионов.
Из обломков и руин Сантьяго Бернабеу создал сокрушительного, непобедимого монстра. Небольшой футбольный цех его стараниями вырос в гигантское предприятие, по-прежнему передовое и продуктивное. Его наследие не удалось проесть до сих пор.
Кое-где за такое кладут в мавзолей. И с трепетом на устах произносят имя. Особенно если оно, как у Бернабеу, неотделимо от фамилии.
Но в "Реале" благодарные потомки пошли своим путем и поделили это имя пополам. Не справились в битве с рыночной жизнью, поддались заманчивым посулам. Продали родителя.
Ну и? Кто они после этого? И что у них теперь вместо лица?
Шейхов винить не в чем. Для них "Сантьяго Бернабеу" - всего лишь название. Набор слов, термин, который можно переиначить за большие деньги. Как говорят в таких случаях, наше дело предложить, ваше - отказаться.
Отказался бы "Реал" от этой сомнительной чести - глядишь, сохранил бы честь. И лицо. И имя.
Но не смог. Нет для него ничего святого.
Может быть, я преувеличиваю? Может быть, это вполне приличный, оправданный поступок ради бизнеса и процветания, и незачем нагнетать, стенать и брызгать слюной?
Может быть, и так. Только вот представьте, что условный стадион имени Николая Старостина переименуют, допустим, в "Тегеран Старостин". А арену в честь Льва Яшина в один прекрасный день назовут "Пекин Яшин". Ну и?