Газета Спорт-Экспресс № 16 (6667) от 29 января 2015 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3
ТЕННИС
AUSTRALIAN OPEN
Специальный корреспондент "СЭ" Евгений ФЕДЯКОВ передает из Мельбурна .
Сегодня в 5.30 утра по московскому времени в Мельбурне Екатерина Макарова должна была начать свой первый за карьеру полуфинал Открытого чемпионата Австралии - против Марии Шараповой. А накануне после часовой тренировки 26-летней москвички ее тренер Евгения Манюкова дала корреспонденту "СЭ" интервью, в котором мы говорили не только и не столько о предстоящем матче.
Евгения МАНЮКОВА: "В КОНЦЕ ПРОШЛОГО ГОДА МАКАРОВА ПОВЕРИЛА В СЕБЯ"
В столице австралийского штата Виктория солнечно и тепло, но без удушающего зноя. И настроение в маленькой команде Екатерины Макаровой в среду с утра было под стать погоде - полный позитив.
"Катюха, конечно, молодец", - сказал Александр Красноруцкий, спарринг-партнер российской дебютантки полуфиналов Australian Open, с которым я столкнулся прямо у входа в подтрибунные помещения Арены Рода Лэйвера, где располагаются пресс-центр, рестораны и раздевалки. А с Евгенией Манюковой, тренером Макаровой, мы поговорили уже после того, как на 9-м корте закончилась их тренировка.
- Давайте начнем с матча, результат которого во вторник удивил без преувеличения весь теннисный мир, - четвертьфинала Макаровой против 3-й ракетки мира Симоны Халеп, завершившегося со счетом 6:4, 6:0. Для вас случившееся стало хотя бы небольшим сюрпризом или вы ход событий и их итог примерно так себе и представляли?
- Качество игры Кати для меня не стало неожиданностью, поскольку мы как следует настраивались на эту встречу и были к ней готовы. А вот счет... Наверное, да, удивил. Мне казалось, что предстоит более сложный и долгий матч.
- Сама Екатерина всегда говорит, что в Австралии ей очень нравится. А что именно, на ваш взгляд?
- Это очень приятная страна, в которой много эмигрантов, причем весьма доброжелательных. Все настроены на позитив, отсюда хорошая атмосфера. Кроме того, в Мельбурне хороший стадион - с большим количеством кортов, но в то же время компактный. Это не Уимблдон, где везде народ и невозможно пройти через толпу. Ну и нельзя забывать, что Australian Open - первый в году турнир "Большого шлема", и мы готовимся к нему серьезно.
- Согласны с тем, что регулярные успехи Макаровой здесь связаны именно с очень качественной подготовкой в межсезонье?
- Конечно. Ну и еще имеет значение элементарное желание работать и играть. В конце года, когда накапливается усталость, себя сложнее мотивировать. А в начале сезона - совсем другое дело.
- В процессе подготовки к нынешнему сезону вы придумали что-то новое?
- Я не могу сказать, что были какие-то кардинальные особенности. Сначала мы поехали на сбор в Турцию, где обычно уделяем особое внимание ОФП. В этом году нам помогал там Олег Борисович Мосяков. А потом четыре недели работали в Москве, где к физической подготовке добавился собственно теннис. По большому счету все было как обычно. Ну разве что мы имели немного больше времени, поскольку турниры в этом году начались не в последних числах декабря, а на неделю позже. В общем, для нас все сложилось удачно.
- Идея привлечь в качестве спарринг-партнера Александра Красноруцкого, работавшего в том числе и со Светланой Кузнецовой, когда она в 2009 году выиграла Roland Garros, принадлежит Макаровой?
- Да, после того как Анатолий Глебов начал работать с Анастасией Павлюченковой, нам в команде понадобился новый помощник. И Саша очень хорошо влился в наш небольшой коллектив.
- По словам Екатерины, вы искали в команду именно мужчину. Требовалась грубая физическая сила?
- (Улыбается.) Да нет, конечно. Просто нам был нужен человек, с которым можно профессионально обсуждать игру Кати, в чем-то советоваться, который умеет поддерживать и сопереживать. В принципе я считаю, что в идеале команда Макаровой должна состоять не только из меня и Саши. Нужны массажист, физиотерапевт, тренер по ОФП. И, конечно, Кате приятно, когда ее поддерживают родители и друзья. Вот только до Австралии, к сожалению, не все имеют возможность доехать.
- Уже ясно, что Макарова при самом худшем для себя раскладе будет в понедельник стоять в рейтинге на 10-м месте, а скорее всего - выше. В связи с этим вы планируете внести какие-то изменения в календарь, тренировочный процесс по ходу сезона, отношение к отдельным турнирам?
- Нет, график выступлений у нас обычный - может, за исключением одного-двух турниров. Главная же причина успешного выступления здесь состоит в том, что Катя по-настоящему поверила в себя. Очень важно, что теперь она понимает: выигрывать практически у всех топ-игроков совершенно реально.
- Во время нашего разговора в прошлом году на Уимблдоне именно на эту проблему вы и обращали внимание. Когда же наступил переломный момент?
- В конце прошлого сезона. Скажем, в полуфинале US Open Катя очень хотела обыграть Серену Уильямс, но это было уже сложно.
- Можно ли сказать, что за сутки до матча с Марией Шараповой Макарова находится в идеальном состоянии?
- Наверное, не совсем, поскольку во вторник вечером Катя с Леной Весниной два с половиной часа играли пару. Обидно, что не смогли победить, но в данном случае получается, что нет худа без добра. Ведь в противном случае сегодня нам надо было бы играть следующий парный матч, и перед полуфиналом Катя бы толком не восстановилась. В общем, как часто бывает, наша одиночка мешает нашей же паре, и наоборот. (Улыбается.) Но сейчас я надеюсь, что за сегодняшний день Катя восстановится и в четверг будет в хорошей форме.
- Шарапова не считает, что у нее будет какое-то психологическое преимущество в матче с Макаровой после пяти подряд одержанных над нею побед. А вы как полагаете?
- Мне кажется, что, наверное, чуть-чуть все-таки будет. Но в то же время Катя сейчас готова побороться с Машей.
- А если вернуться к их предыдущим матчам, что там у Макаровой не получалось? Это были поражения в большей степени психологического характера или, как говорится, чисто по игре?
- Мне кажется, что, играя с Шараповой раньше, Катя была уставшей - как физически, так и морально. Они ведь дважды встречались здесь в четвертьфиналах, еще один раз - в четвертом круге в Майами. А на больших затяжных турнирах очень важно правильно распределять свои силы до самого конца. Тогда у нас не было подобного опыта, и Кате уже через неделю хотелось домой. Но сейчас она настроена по-другому - пройти весь двухнедельный путь до конца. И с точки зрения психологии это огромный плюс.