Газета Спорт-Экспресс № 228 (6587) от 13 октября 2014 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ
EURO-2016. Отборочный турнир
Группа G. РОССИЯ - МОЛДАВИЯ - 1:1
Поболеть за сборную пришло много людей, но команда не отблагодарила их хорошей игрой. Обозреватель "СЭ" негодует.
ТРИДЦАТЬ ТЫСЯЧ ОБМАНУТЫХ
Игорь РАБИНЕР
Главной интригой матча (естественно, помимо результата) для меня была посещаемость. Слишком уж свежа и болезненна память о куцых трех с половиной тысячах (и это включая довольно мощную группу гостей) болельщиков на товарищеском матче Россия - Азербайджан. Молдавия как таковая едва ли могла вызвать значительно больший интерес.
Да, на официальный Лихтенштейн потом пришло втрое больше. Но когда в той же Англии негодуют по поводу 55 тысяч (!) на "Уэмбли" на матче с Сан-Марино, нам ли не расстраиваться даже по поводу десяти?
И вдруг заходишь на арену, обводишь ее взглядом - и не без изумления видишь почти полные трибуны. Красно-белые дырочки зияют только в углах. Центральные трибуны, ядро фанатских секторов - все забито до отказа. Не нужно обладать глазом-алмазом, чтобы определить - больше тридцати тысяч!
Пусть и далеко не совершенный, но и совсем не безнадежный, живой футбол в матче Швеция - Россия, полагаю, на эту посещаемость повлиял. Хотя понятно: поперед всего - любопытство к новой арене. "Спартачи" - тем, ясно, на нее еще ходить и ходить. А поклонникам других клубов? Вот им-то удовлетворить интерес - самое оно. И когда значительная часть фан-трибуны за памятником братьев Старостиных заскандировала: "Игорь Акинфеев!", - стало понятно: армейцы этим шансом воспользовались.
Столь же мощный спартаковский сегмент еще до Акинфеева рычал: "Дзюба! Дзюба!" А после, вслед за минутой молчания, пел: "Федор Черенков!" Федя, Федя, как же жаль, что ты не дожил до дня, когда на роскошный стадион "Спартака" пришла наша сборная. Твоя сборная.
В память о тебе команда должна была сыграть так, чтобы за нее не было стыдно. Но первый тайм в этом смысле совершенно не порадовал. Беспрецедентное для Капелло вкрапление в стартовый состав сразу шести новых игроков по сравнению со Стокгольмом, до игры выглядевшее глотком свежего воздуха, теперь начинало походить на авантюру.
Ладно голов - даже голевых моментов у России и близко не было! Причем чем дальше - тем хуже. Создавалось впечатление, что россияне решили: соперник должен сам задрать лапки кверху, без нашего деятельного участия. Брак зашкаливал за все допустимые пределы. Светлых пятен не наблюдалось вовсе. До Дзюбы мяч элементарно не долетал. Прострелы с флангов, где вы? Какое-либо подобие игры, почему ты осталось на "Френдс Арене"?
Раздражение Капелло, почти не садившегося на скамейку прямо под ложей прессы, росло с каждой минутой. Глаза из-под очков сверкали недобрым огнем, жесты становились все более резкими, выражение лица излучало нарастающее отвращение. Руки, погруженные в карманы, казалось, прямо там сжимались в пудовые итальянские кулаки. Впрочем, ему ли возмущаться: что посеял, то и пожал. Так, с руками в карманах, он на перерыв и отправился. Голова тренера была низко опущена. Что-то надо было говорить.
Народ провожал сборную на перерыв оглушительным и абсолютно заслуженным свистом. Ответить на приход 30 с лишним тысяч на рядовейший отборочный матч такой игрой... Главное, что и близко не возникало обязательного для таких матчей ощущения, что сборная вот-вот забьет. Куда ближе к этой цели до перерыва был на 41-й минуте Гацкан. Может, лучше бы забил? Разозлил, взбесил бы тем самым хозяев? Пробудил бы хоть какие-то эмоции?
Смотрел я на днях матч Голландия - Казахстан. Разница в классе там теоретически была еще больше. Но казахи быстро забили очень красивый гол - и долго держались. Сломались только после того, как при 1:1 получили красную карточку. Так что удивляться не стоило уже ничему. Надо было просто надеяться, что в раздевалке в перерыве будут летать бутсы и сумки. Хотя бы виртуально.
Во втором тайме произошли два изменения. Во-первых, разволновавшийся Капелло снял плащ. Во-вторых, заменил Кержакова на Оздоева, выдвинув Дзагоева из центра поля на то место, которое в Стокгольме занимал травмированный ныне Кокорин. С такой игрой, какую он показал в Швеции, на спартаковском стадионе совсем не помешал бы.
Впрочем, Дзагоев мог исполнить Кокорина так, что и сам Кокорин позавидовал бы. Если бы после навеса Паршивлюка попал по мячу и по воротам "ножницами" через себя на 54-й минуте. Красота могла быть неописуемая. Но и Глушаков на подборе в створ не попал. А еще несколько шансов в последующие десять минут говорили: с заменой Капелло угадал. Речь прежде всего - о смене амплуа Дзагоева. Оставалось только забить.
Никакой невидали в счете 0:0 дома с аутсайдером группы вообще-то не было. В прошлом отборочном цикле, сразу после победы над Португалией, команда Капелло еле обыграла дома Азербайджан за счет неочевидного пенальти на 84-й минуте. Это воспоминание хоть как-то грело. Отгоняло тоску. Да и свистом на трибунах уже не пахло.
И тут началось самое интересное.
Дело даже не в пенальти, заработанном Дзюбой сразу вслед за хоровым скандированием трибун: "Дзюба, забей!". А в том, что сам Артем страстно захотел его исполнить, но это явно не входило в планы Капелло. Помните знаменитое: "У меня в командах игроки пенальтиста не определяют!"?
Но Дзюба - определил. Когда спартаковец подошел к 11-метровой отметке, главный тренер повернулся спиной к полю. Спустя секунду, когда ликующе взревела "Открытие Арена", Капелло рук не вскинул. Но когда Дзюба подбежал к нему, жестами постаравшись объясниться или даже извиниться, итальянец поаплодировал: забил, мол, - молодец. Иди играй, а разбираться дальше будем.
Дай бог, чтобы форвард опять не оказался в опале.
Развязка, однако, оказалась не развязкой. Спустя минуту после нашего гола - необязательный угловой, вызвавший гнев Капелло. Удар Епуряну из-под Игнашевича. 1:1.
Только тут оформилось ощущение, что все по-настоящему серьезно, и хеппи-энда может не случиться. Тем более что на флангах полузащиты к тому времени после замен у нас играли - как это понять, дон Фабио? - Полоз и Щенников. Тренер заэкспериментировался.
Ничьей все и закончилось. И, хоть убей, нет у меня ощущения чудовищной несправедливости и случайной нелепости. Мы сами создали себе проблемы на ровном месте, и теперь в ноябрьской Австрии проигрывать сборной России никак нельзя.
А еще любопытно: настолько ли суеверен Капелло, что после этой ничьей засомневается в необходимости проводить домашние матчи на великолепном и вдобавок заполненном спартаковском стадионе?