Газета Спорт-Экспресс № 220 (6579) от 3 октября 2014 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

3 октября 2014

3 октября 2014 | Хоккей

ХОККЕЙ

КХЛ. Регулярный чемпионат

1 октября, за месяц до старта первого этапа Евротура-2014/15 - Кубка "Карьяла", штаб сборной назвал "список 38" кандидатов в национальную команду. В него включены суперзвездные армейцы - Илья Ковальчук и Александр Радулов. В отличие от другого признанного снайпера, который не сумел помочь сборной Олега Знарка на золотом чемпионате мира, - лидера "Магнитки" Сергея Мозякина.

СЕЗОН ИСТИНЫ ДЛЯ МОЗЯКИНА

Игорь ЛАРИН

"Список 38" вызвал у болельщиков, специалистов и экспертов два главных вопроса: где как раз накануне оправившийся от травмы Сергей Мозякин и почему расширенный состав назван в первый день октября, за месяц до Кубка "Карьяла"?

Ответ на второй вопрос понятен как "дважды два": новая сборная не собирается замыкаться в себе, приглашает в свою творческую лабораторию всех желающих и тем самым привлекает к хоккею дополнительное внимание общественности. А вот вопрос номер один совсем не очевиден.

Попробуем в нем разобраться.

ДОПИНГ "ЗАРЯ" И "МОЗЯКА"

…30 апреля. Чартер сборной России вылетает из Шереметьева в Хельсинки на заключительный этап Евротура-2013/14 - стартующие выездным поединком против финнов "Шведские игры". Практически каждый из 25 хоккеистов сборной - в телефоне. Команда следит за седьмым матчем финала розыгрыша Кубка Гагарина "Магнитка" - "Лев". Слова "Мозяка" и "Заря" летят по салону. И даже капитан сборной, недавно прилетевший из "Вашингтона" Александр Овечкин, отвлекается от обсуждения с одноклубником Дмитрием Орловым только что прокрученного "Кэпиталз" обмена вратаря Ярослава Галака - и все внимание переключает на кахаэловское сражение. Нужно ли во всех красках описывать восторженную реакцию салона, когда "Магнитка" благодаря очередным голам "Зари" и "Мозяки" громит чехов - 7:4 и берет Кубок Гагарина?

Настроение сборной тех дней мне не забыть никогда. Три десятка игроков, после сверхэнергозатратного олимпийского сезона прошедших тяжелейшие апрельские сборы в Новогорске (так и хочется здесь оговориться по Фрейду - в Пинске), а также три этапа Евровызова, держались из последних сил. Результаты были не ахти - поражения от латвийцев, немцев и словаков, причем в Риге наша команда уступила на ноль. О выходе на пик формы в середине мая и о минском золотом походе команда только мечтала. А критики и "доброжелатели", на которых в России дефицита никогда не было, уже начали поднимать головы и намекать, что новый штаб просто перегрузил команду.

В этих условиях вера в скорый приезд Сергея Мозякина и Даниса Зарипова стала для сборной каким-то удивительным допингом, если хотите, кислородной подушкой. Особенно на фоне неутешительных новостей об Илье Ковальчуке и Александре Радулове, которые из-за хронических травм лишились шансов помочь сборной. (К слову, оба нападающих повели себя предельно профессионально - заранее вышли на штаб команды и все подробно объяснили. Более того, Ковальчук за день до операции выступил со специальным заявлением и пожелал национальной команде удачи.)

Через несколько дней сборная займет лишь третье место на заключительном этапе Евротура. На обратной дороге кто-то из старожилов команды, прошедших Сочи, посетует, что никаких сил не осталось и что только свежеиспеченные магнитогорские чемпионы помогут перезарядить батарейки.

До Минска оставалась лишь неделя…

СПАСИБО, ДАНИС!

Что в сборной было дальше - известно всем. Майские праздники в Новогорске явно не сложились. Штаб команды по вполне понятным причинам делился с пресс-службой только официальной информацией. Но слух о том, что Мозякин не приедет, не были способны остановить никакие двери. Команда оказалась подавлена. Ранее - физически, теперь - морально.

В Магнитогорске говорили, что у Сергея травма, хотя сам хоккеист - как положено в таких случаях - в Новогорске на обследовании так и не показался. Сборная и ФХР отреагировали на ситуацию предельно тактично, хотя имели право применить административный ресурс и выписать игроку дисквалификацию.

Страдания по Мозякину, впрочем, не затянулись. Ситуацию спас его друг Заря. До сих пор не могу не забыть, как утром небритый и, если честно, чуть утомленный Зарипов материализовался откуда-то из новогорского тумана и возник у дверей тренировочного катка. В тот момент сборная была готова Даниса качать. И даже шутка пресс-атташе о том, что теперь самый открытый человек КХЛ Зарипов закроет весь информационный фронт сборной, а остальные смогут отдохнуть, прошла на ура.

Опять-таки не располагаю официальной информацией. Но от кого-то слышал, что двукратный чемпион мира приехал в сборную чуть ли не на свой страх и риск, решив доказать новому штабу, что он еще жив. Что в 33 года восьми десятков матчей в регулярке КХЛ и розыгрыше Кубка Гагарина ему маловато, и он способен замахнуться на мировой чемпионский хет-трик. Что целый букет травм ему не помеха.

Забегая вперед, скажу: не исключено, сборная в Минске завоевала бы первое место и без Зарипова с его золотым голом финнам. Но немного мальчишеский приезд нападающего в те сложные дни разрядил ситуацию, переломил ее, вдохнул в каждого игрока команды новую жизнь. Спасибо, Данис!

БЕЗ БЕЛОЙ И ЧЕРНОЙ КОСТИ

Что касается Мозякина, то сборная отказывалась верить в его неявку вплоть до 6 мая - дня, когда команда вылетела из Шереметьева в Минск. Это вполне объяснимо: после ставших крылатыми слов Зинэтулы Билялетдинова о том, что в Сочи Мозякин не доехал бы до ворот, сам бог велел лететь в сборную. Тем более что самого хоккеиста эти слова - знаю не понаслышке - сильно задели. И ему было что доказывать. Но, увы, майская шапка "СЭ" "Мозякин не доехал до ворот Новогорска" оказалась пророческой.

Почему лучший бомбардир КХЛ-2013/14 не приехал? Почему рискует повторить карьеру замечательного футболиста Олега Веретенникова, который в клубе бил один снайперский рекорд лиги за другим, но на уровне сборной так себя и не проявил, а потому стал не столько звездой национального уровня, сколько продуктом для внутреннего пользования?

Точный ответ на этот вопрос, конечно, знает только сам игрок. Опять-таки ходили разговоры, что церемония приглашения Сергея в сборную якобы оказалась не идеальной. Мол, к суперснайперам и героям клубного сезона нужен особый подход, им необходим, как говорится, особый политес. Потому одним звонком дело здесь не ограничивается…

Не готов оценивать эту версию. Но готов предположить, что руководство новой сборной - генеральный менеджер Андрей Сафронов и главный тренер Олег Знарок в таких церемониях не особо сильны. В отличие от создания чемпионских команд, где нет белой и черной кости, где титулованный Зарипов равен новичку с просроченной шенгенской визой Калинину. И где даже такие мастера, как Овечкин, способны на звездную перезагрузку.

Этот фактор "политеса" миллионам российских болельщиков, изучающих очередной список вызванных в главную команду страны, необходимо учитывать. Возможно, он поможет по-новому взглянуть и на "список 38", понять, почему в команду вызван тот или иной хоккеист.

ПАРАД И ЦЕРЕМОНИЯ

Ну а история о "Заре и Мозяке" нашла свое продолжение в июне на церемонии закрытия сезона КХЛ.

Лига, понимая всю корпоративность праздника, тем не менее действовала разумно. Желания спорить с тем, что в России первая сборная всегда была, есть и будет главной командой страны, ни у кого не возникло. Тем более что незадолго до церемонии отшумел парад сборной по центральным улицам Москвы, наглядно показавший стране, в чем отличие национальных побед от клубных.

В общем, вечер КХЛ открылся с чествования чемпионской сборной и выхода на сцену, конечно же, Зарипова. Заря, казалось, помолодел лет на десять, о новогорской первомайской усталости ничто не напоминало. Трехкратный чемпион озорно подкинул Кубок мира - и зал во главе с 11-летним Артуром Зариповым разразился овацией. Наверное, ради таких тонких моментов и стоит жить - играть в хоккей, воспитывать детей, делать мальчишеские поступки…

В эту секунду я посмотрел на главного героя клубного вечера - Мозякина. Впереди Сергея ждало получение десятка индивидуальных призов КХЛ, но озорного зариповского блеска в его глазах ни в этот момент, ни позже, увы, не увидел. Мастер скорее грустил. Может, потому, что главный трофей в его карьере был совсем близок, но он его, увы, пока так и не завоевал.

Все впереди, Сергей?