Газета Спорт-Экспресс № 173 (6532) от 9 августа 2014 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 7
ТЕННИС
СВОЯ КОЛОНКА
Шамиль ТАРПИЩЕВ
РАКЕТКА ПОД НОГОЙ
Проходящий сейчас в Торонто супертурнир ATP World Tour , который стал для Новака Джоковича первым после свадьбы, сложился для серба неудачно. В четверг уже в третьем круге он потерпел одно из самых сокрушительных поражений за последние годы - от француза Жо-Вилфрида Цонга за 63 минуты со счетом 2:6, 2:6.
Подобных неудач у Новака не случалось с весны прошлого года, когда он был бит немцем Томми Хаасом на турнире в Майами. Но я не связывал бы напрямую его канадский результат с женитьбой. Просто в данном случае так сложились обстоятельства.
Другое дело, что общий эмоциональный фон, сопровождающий те или иные яркие события в жизни теннисиста за пределами корта, неизбежно влияет на качество его игры. Это те самые 10-15 процентов, которые могут оказаться решающими. Взять, к примеру, рождение ребенка, которое в семье Джоковича не за горами. На подобных свежих положительных эмоциях творить, конечно же, легче.
Евгений Кафельников в свое время не скрывал, что подъем в результатах, который начался осенью 1998 года и через несколько месяцев вывел его на первое место в рейтинге, был во многом связан с появлением на свет дочери Алеси. Не исключено, что нынешний ренессанс Роджера Федерера также объясняется пополнением в его многочисленном семействе.
Жизнь, конечно, непредсказуема, и никакая наука не способна гарантировать вокруг нас тот или иной психологический фон. Тем не менее условия, при которых в тот или иной момент нервная система спортсмена сработает в нужную сторону, можно создавать искусственным путем.
В свое время в лаборатории одного из первых советских спортивных психологов Леонида Гиссена мне доводилось наблюдать, как молодых гребцов готовили к выходу на старт в комнатах со светомузыкой, после чего они на грани собственных физических возможностей побеждали признанных фаворитов из ГДР. А затем возвращались в те же самые специально оборудованные комнаты и без помощи какого бы то ни было медикаментозного вмешательства уже через 40 минут были готовы тренироваться.
В теннисе при необходимости игрока тоже вполне реально как ввести в состояние стресса, так и вывести из него. Показательная история однажды произошла у меня с многократным чемпионом СССР Вадимом Борисовым. Дело было на первенстве Европы, где порой было невозможно уследить за тем, что происходило одновременно на десяти площадках. Прихожу на корт Борисова, где он безнадежно проигрывает. Во время смены сторон спрашиваю у Вадима, какой счет. Он жутко горячится, не знает, что ему делать. Бросив ракетку на землю, отвечает: мол, сейчас проиграю и скажу.
Как удалось вывести Борисова из ступора? Я просто наступаю ногой на его ракетку и не позволяю ему ее поднять. "Ты же все равно, - говорю, - проиграл. Так иди, пожимай сопернику руку!" И вот тут, оказавшись в непонятной для себя ситуации, Борисов мгновенно остывает, а чуть позже вытаскивает, казалось бы, уже проигранный матч.
Подобных случаев в моей практике было немало. В свое время в Кубке Дэвиса мы спасли несколько безнадежных поединков, а уступили в выигрышной ситуации только однажды - в Минске в 2004 году сборной Белоруссии. Ярчайшим примером мобилизации нервной системы стала история с Михаилом Южным по ходу его решающей встречи в финале-2002 с Полем-Анри Матье. Аналогичным образом, на время покинув корт, выиграл у немца Николаса Кифера финал "Кубка Кремля"-2005 Игорь Андреев. А вот Анна Курникова в свое время пользовалась другим психологическим приемом - максимально затягивала время между подачами, раздражая тем самым своих соперниц.
Но вернемся к теме личной жизни, которая неизбежно отражается на внутреннем мире любого игрока. Женщины, как правило, более отходчивы, чем мужчины, которые намного дольше переживают неприятности. Соответственно, и работать с женщинами проще.
Другое дело, что у каждой теннисистки, даже самой знаменитой, - свой неповторимый характер. Скажем, Марию Шарапову довольно трудно сбить с игрового ритма, когда она его уже поймала. А вот у Серены Уильямс более подвижная нервная система. Если американке сначала дать как следует раскочегариться, а затем остыть, то она не сразу входит в игру. Джокович, кстати, тоже зачастую действует с перепадами. Но это едва ли помешает ему стать первым по итогам нынешнего сезона.
Шамиль Тарпищев - президент Федерации тенниса России, капитан национальной команды в Кубке Дэвиса, член МОК.