Газета Спорт-Экспресс № 150 (6509) от 14 июля 2014 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 5
ФУТБОЛ
ЧМ-2014
Специальный корреспондент "СЭ" посетил объект, который управляет жизнью всего Рио-де-Жанейро .
СКОЛЬКО ЦЕНТРОВ "УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ" НУЖНО РОССИИ?
Крупнейшая "видеостена" в Латинской Америке (80 мониторов), 400 профессионалов, работающих в 3 смены, 500 камер, с которых приходят видеоматериалы, 30 тысяч метров оптоволоконных кабелей - все это Centro de Operacoes Rio или Rio Operations Center - достопримечательность Рио-де-Жанейро.
В этот своеобразный "центр управления полетами" стекается информация от нескольких десятков служб и предприятий, определяющих жизнь города, - от инженеров дорожного транспорта до геологов, от метеорологов до электриков. В нем разрабатывают планы, находят пути и методы по упреждению и разрешению кризисов. Это, если хотите, мозговой центр, позволяющий избежать как пробок, так и оползней с наводнениями. Основан он в 2010-м. Не исключено, что подобные центры придется создавать и в российских городах, где пройдут матчи чемпионата мира-2018.
- Сколько в данный момент людей трудится в центре? - обращаюсь к 33-летнему (!) исполнительному директору центра Педру Жункейре.
- 200 с лишним. Всего же у нас свыше 400 сотрудников, работающих в разные смены. Естественно, чтобы обеспечить жизнедеятельность всех городских структур, в дневное время мы привлекаем больше людей. У нас представлены все службы - метро, железные дороги, энергообеспечение, газоснабжение, синдикат автобусных компаний, инженерные структуры, гражданская оборона, муниципальная охрана. Присутствуют и представители полиции. Однако нужно пояснить, что мы не занимаемся обеспечением охраны правопорядка. Это возложено на тех, кто подчиняется губернатору. А мы работаем под руководством мэра. У нас свой центр, у них свой, в подчинении которого полиция, пожарные службы, криминалисты. Но, безусловно, все тесно сотрудничают.
- В Бразилии есть другие центры, которые подобны вашему?
- Пока нет. Но многие приезжают к нам набраться опыта и знаний, чтобы потом сделать что-то похожее. Были делегации из Куритибы, Белу-Оризонти, Ресифи, Форталезе. Прилетали даже из Йоханнесбурга, а также одного из японских городов.
- А из России?
- Нет. Но готовы принять и русских, если потребуется. Ничего секретного тут нет. Нам не нужно прятать центр. Да вон, к примеру, трудятся журналисты (кивнул головой). Они не наши сотрудники - работают на различные СМИ.
- Кому пришла в голову идея создать такой центр в Рио?
- Мэру. В 2010-м сложилась очень тяжелая ситуация. Из-за непогоды погибло много людей - и в городе, и в штате. Счет смертей шел на сотни. К тому же к Олимпиаде мы все равно должны были создать что-то похожее.
- Каков бюджет центра?
- Примерно 10 миллионов долларов. Но нужно иметь в виду вот что: да, мы работаем сообща, используем все возможности. Но часть из наших коллег применяет и свои ресурсы - к примеру, средства связи. Однако к их бюджетам я отношения не имею. Можно сказать, что на нас работают и у нас получают зарплату 50 процентов тех, кто выходит на смену.
- Как я понимаю, проникновение чилийских болельщиков в медиацентр - самый серьезный кризисный момент, случившийся за все время чемпионата.
- Признателен за приятные слова. Эффективность охраны стадиона - это, на что ФИФА должна обратить больше внимания. А что касается жизни города, в целом мы довольны, как выполняются все требования.
- А ваши пробки, кстати, не идут ни в какое сравнение с московскими.
- Но у вас же прекрасно развитая система метро.
- Согласен. Однако многие предпочитают садиться за руль.
- Наш мэр много делает, чтобы общественный транспорт стал гораздо лучше. Определенные успехи уже есть. Увеличивается общая протяженность линий метро, появляются новые станции. Для автобусов созданы отдельные полосы, куда не могут заезжать легковые автомобили. Развивать автобусную сеть проще и дешевле, чем метро. Последнее у нас не так просто строить: почва - сплошной песок. Рио меняется. К Олимпиаде-2016 это будет совсем другой город - с точки зрения мобильности и симпатий приезжих туристов. В центре появится легкое метро. Там где до сих пор ездят несколько километров на машине, строятся 47 станций.
- Начиная с первого дня чемпионата мира сколько в среднем спите каждый день?
- (Улыбнулся.) Хороший вопрос. Как правило, не больше 5-6 часов и не меньше двух.
- Отдыхаете прямо здесь, на рабочем месте?
- Иногда. Когда наступает какой-либо кризисный момент, и у меня нет возможности вернуться домой, остаюсь тут в своей комнате. Чемпионат мира - это запланированный кризис. Много сложностей. Но у нас более чем достаточно данных. Знаем, сколько людей может вместить стадион, сколько человек в каждой футбольной делегации, как и когда команды переезжают из гостиниц на базу и стадион. И соответственно следим за всем с помощью многочисленных мониторов. Следим за потоками болельщиков и помогаем им прибыть на стадион на метро. К слову, метро - это частная компания. Они с нами сотрудничают, но у них есть и свой оперативный центр.
Александр БОБРОВ |
Рио-де-Жанейро |