Газета Спорт-Экспресс № 134 (6493) от 25 июня 2014 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1
ФУТБОЛ
ЧМ-2014
Группа H
27 июня. АЛЖИР - РОССИЯ. 00.01. Первый канал
Спецкор "СЭ" просит всех поддержать нашего молодого форварда, у которого пока на чемпионате мира не идет игра.
ЗАБУДЬ ПРО ВСЁ, ЗАБЕЙ АЛЖИРУ!
в поддержку Александра Кокорина
Дмитрий СИМОНОВ
После неудач в России принято искать козлов отпущения. В 2009 году ими стали участники кальянной истории, несмотря на то что посиделки состоялись до первого матча, а не перед ответной игрой в Мариборе, к тому же многое было искажено. В 2012-м шишки посыпались на Аршавина, который слишком много сказал, и Кержакова, который слишком часто промахивался. Жертва Кореи - Акинфеев; лишь стена, которую построили вокруг голкипера его товарищи, тренеры, верные болельщики и близкие, вернула нам прежнего железного Игоря.
Главным виновником поражения от Бельгии общественность признала Кокорина. Ну как же так: не забил головой из вратарской! Не откликался на навесы и передачи! Неудачно пробил через себя! Зря Кокорина, который проиграл всю борьбу, не заменили на Кержакова. "Десять мужиков бились, и только Кокорин даже не знаю чем занимался", - считает ветеран Вадим Евсеев, которому после подвига в битве с Уэльсом в 2003-м действительно позволено считать и говорить все, что заблагорассудится.
Да действительно Кокорин потерялся на поле и уступил почти во всех единоборствах: 15 из 17 вдобавок к 22 из 25 в предыдущем матче. Всего около 9 процентов - крайне плохо даже для форвардов, у которых показатель 30-40 процентов считается высоким. Правда, никто не принимает во внимание, что Кокорин лез в эту борьбу, навязывал ее защитникам. У бразильской "девятки" Фреда в матче открытия ЧМ-2010 было 10 единоборств - в два с половиной раза меньше, чем у Кокорина против Бельгии.
Но когда человека выводят на казнь, всем уже плевать, заслуживает ли он кары. Приказано - расстрелять. Значит, расстрелять.
Мне кажется, настало время заступиться за Кокорина. Пусть даже я стану единственным из людей вне команды, кто встанет на пути, когда кто-то скомандует: "Огонь! Пли!" Впрочем, я мог бы и не делать этого. Потому что Кокорин, я в это верю, умеет останавливать время и уворачиваться от пуль. Он русский Нео. Он - новый избранный. Он вам это еще докажет, как бы вы сейчас ни пытались сравнять его с землей.
Почему я так решил. В декабре 2012 года в рамках партнерской поездки я очутился в Лондоне, в гостях на базе "Арсенала". Туда привезли футбольную команду "Ромашки", составленную из ребят из дома-интерната. К детям поочередно пришли пообщаться Арсен Венгер и Аршавин. Как раз тогда в карьере Андрея наметился решительный спад, который уже вряд ли закончится. Он навсегда потерял место в составе "Арсенала". Только тренировался, но больше не играл.
- Кто сейчас лучший игрок России? - спросили дети у Аршавина.
- Кокорин, - мгновенно ответил Андрей (он говорил это не для интервью).
Этот момент я запомнил навсегда. Аршавин всегда отличался прямотой и уж тем более не стал бы в такой ситуации врать детям. Он сказал, что думает, а я расценил это как своего рода передачу эстафетной палочки - от стареющего гения к молодому. Точно так же в начале 2000-х Мостовой, сам того не зная, отдавал часть своей великой силы юному Аршавину. Акела промахнулся и уходит на покой. Настает время Маугли.
От совместной работы с Кокориным приходили в восторг все футбольные люди, которым стоит доверять. Кевин Кураньи, еще когда только приехал в Россию, втолковывал мне: "Это будущая суперзвезда". Говорят, под сильным впечатлением от первых совместных тренировок в сборной был Жирков. Жора Щенников рассказывал: по юношам железнодорожник Сашка котировался на уровне Месси: "Если выйдет на поле, хоть ты тресни, точно забьет". Леонид Слуцкий мечтал заполучить форварда в ЦСКА, но "Динамо" в последний момент продлило контракт в 2010-м. Я могу еще долго перечислять.
Про бурную молодость гуляки Кокорина сказано многое, но поворотным моментом стал Euro-2012, где он практически не сыграл из-за травмы. Один человек из той сборной сообщил мне по секрету: ему потом звонили из "Динамо" и спрашивали: "Что вы сделали с Кокориным? Он стал другим..."
Сейчас Александр Кокорин - настоящий режимщик. Один из самых ответственных игроков, уделяющий пристальное внимание своему здоровью и тренировочному процессу. Каждый пропущенный из-за травмы или неудачный матч - для него как трагедия. Он постоянно анализирует и ищет, как улучшить себя. Зимой Фабио Капелло рекомендовал Кокорина "Милану" - но, полагаю, у переживающего тяжелое время гранда банально не хватило денег.
На чемпионат мира Кокорин ехал в ранге потенциальной звезды. Поголовно все журналы и газеты включали его в списки молодых сорвиголов наряду с Погба, Джексоном Мартинесом, Старриджем, Азаром, Гетце, Ковачичем, Иммобиле, Депаем. Ему сулили златые горы, но пока не получается вообще ничего. И сам Саша это знает. Я видел его лицо после игры с Бельгией.
Кажется, впервые в жизни Кокорин лишился дара улыбки.
На мой взгляд, причина его проблем очевидна. Это чудовищная нехватка опыта. К 23 годам у Кокорина могли быть за плечами десятки еврокубковых матчей, несколько еврокампаний, авоська евроголов. Но пока самым ярким международным воспоминанием остается вспышка практически из детства - еще при Андрее Кобелеве Кокорин забил "Селтику" в неудачной попытке пробиться через сито в Лигу чемпионов. Знающие люди мне рассказывали: для Кокорина Лига чемпионов или хотя бы просто еврокубки - цель номер один, заветная мечта. И если бы "Динамо" не сумело пробиться в Лигу Европы, форвард готов был поставить ультиматум об уходе, чтобы еще целый год не вариться исключительно в российском котле.
Кокорин привык играть с "Крыльями" и "Волгами", против вялых защитников, которые позволят десять раз пробить из вратарской и сто раз себя обвести. Бельгийский Годзилла Компани позволил превзойти себя лишь однажды. Но Кокорин не использовал шанс. И бельгийская гидра поглотила его. В довершение, сам стиль игры сборной, с беспрестанными, как пишет коллега Дзичковский, "булыжниками-навесами" не слишком удобен для Кокорина. Он не крестьянин с камнем в руке, он изящный фехтовальщик со шпагой. В возрасте, когда Месси уже заработал "Золотой мяч", Кокорин не нашел не только свои еврокубки, но и свою команду. Ту, где он расцветет.
Как бы мы сейчас ни критиковали Фабио Капелло, он тем не менее делает одно большое дело. Накачивает молодых необходимым опытом, как шарик - воздухом. Давным-давно точно так же поступал Валерий Газзаев, с упорством выставляя молодых Березуцких. Газзаева не хаял за это только ленивый. А в результате мы получили защитников-мэтров на десятилетие.
"После этого чемпионата мы все сделаем огромный шаг вперед!" - эта фраза Олега Шатова метка, как удар 19-летнего Дивока Ориги по воротам Акинфеева. Другое дело, во всем надо знать меру. В составе одновременно очутилось слишком много людей совсем без опыта или с мизерным его количеством. Кокорин. Шатов. Глушаков. Козлов. Комбаров. Самедов. Канунников. В результате команда, уж извините, выходит с полными штанами против Кореи, которая затем с покорностью гейши отдается во власть Алжира. Искусственное вкрапление молодых в состав возможно, но когда этих инъекций слишком много, страдает команда. И возникает вопрос: а почему на поле не выходят действительно сильнейшие?
Но вернемся к Кокорину. Каждый настоящий герой проходит тяжелый путь и за всякую ошибку страдает в миллион раз сильнее, чем другие. Такова судьба всякого, кто поцелован богом. Кому даровано больше, чем остальным. Все проходит - и это пройдет. Мистер Андерссон не сразу поверил, что он Избранный по имени Нео. Но потом научился уворачиваться от пуль.
Если честно, я далек от мысли, что в последнем матче группового этапа случится сказка, потому что чудес не бывает. Кокорин вряд ли сделает хет-трик - головой из вратарской, ударом в падении через себя и выйдя один на один, обыграв верзилу-защитника. Не надо сказок. Пусть Капелло просто выпустит его в стартовом составе. А там поглядим.
Собственно вот и все, что я хотел сказать в защиту Кокорина. Впрочем, нет. Осталась еще пара фраз. Жанр открытого письма я откровенно терпеть не могу. Но именно сейчас хочу обратиться лично к Кокорину. Если, конечно, он это прочтет.
"Саш, все то, что ты сейчас испытываешь - горечь от неудач, обида на яростную критику, чувство растерянности и бессильная злость на несправедливый мир, - это не наказание. Это твоя награда за большой талант. Просто прими ее как должное. И сделай то, что ты умеешь. Ты храбрый, сильный и точный, ангелы футбола шепчут на твоих плечах.
Забей на всех и забей Алжиру!"
Иту