Газета Спорт-Экспресс № 111 (6470) от 26 мая 2014 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3
ФУТЗАЛ (мини-футбол)
В интервью "СЭ" президент Ассоциации мини-футбола России рассказал о том, как в нашей стране развиваются крупнейшие массовые проекты: "Мини-футбол - в школу" и "Мини-футбол - в вузы".
Эмиль АЛИЕВ: "К "ЗОЛОТОЙ "И СЕРЕБРЯНОЙ" ЛИГАМ ДОБАВИТСЯ "БРОНЗОВАЯ"
- Общероссийский проект "Мини-футбол - в школу", стартовав в 2005 году в качестве экспериментального, охватил лишь шесть субъектов страны, а во всероссийском финале приняли участие только 240 школ, - напомнил глава российского футзала. - В следующем году показатели значительно возросли. Почти три тысячи учащихся из 27 субъектов РФ стали участниками всероссийских соревнований. А в текущем учебном году мы собрали более 10 тысяч школ, представляющих 83 субъекта страны. Численность мальчиков и девочек, занимающихся мини-футболом, перевалила за миллион. Показательна и география участников финального турнира школьного проекта: Иркутская область, Владивосток, Мурманск, Карачаево-Черкессия, Хакасия, Свердловская область, Санкт-Петербург и т.д. В финальной стадии студенческих соревнований были представлены вузы из Сахалина, Архангельска, Владивостока, Екатеринбурга и т.д.
Студенческий мини-футбольный проект моложе школьного аналога. Однако, стартовав в 2008 году, он сразу охватил 40 процентов высших учебных заведений страны. В дальнейшем проект не только удержал эту планку, но и ежегодно поднимал ее. В 2013 году в массовых студенческих соревнованиях приняли участие команды юношей и девушек 570 вузов, а общее число студентов, увлекающихся нашим видом спорта, превысило 170 тысяч.
- Какие факторы оказывают наибольшее влияние на растущую популярность мини-футбольных проектов?
- Их несколько. Во-первых, любовь молодежи к футболу как к спорту № 1. Во-вторых, отечественный профессиональный мини-футбол, стабильно демонстрируя на международной арене высокие результаты, постоянно подогревает к себе интерес со стороны школьников и студентов. В то же время в силу своей доступности и универсальности мини-футбол словно специально создан для культивирования среди учащейся молодежи, являясь эффективным средством физического воспитания. А в качестве решающего фактора следует рассматривать целенаправленную кропотливую работу, которая проводится все эти годы физкультурно-оздоровительными организациями страны, органами образования и, конечно, АМФР, взявшей на себя нелегкую ношу оперативного управления реализацией проектов.
- Остановитесь, пожалуйста, более подробно на вопросах управления этими проектами.
- Идея внедрения в нашей стране обоих проектов, поддержанных руководителями государства Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, принадлежит министерству спорта РФ, РФС и АМФР. Серьезная поддержка ощущается и со стороны Российского спортивного студенческого союза. В структуре АМФР образован департамент школьного и студенческого мини-футбола. С него и берет начало цепочка управленческих мероприятий. Здесь готовится проект регламента соревнований, предусматривающий участие в них мальчиков и девочек четырех возрастных групп, а также юношей и девушек, обучающихся в вузах. После рассмотрения в РФС эти документы утверждаются министерством спорта РФ, которое финансирует проведение межрегиональных и финального этапов соревнований. Однако основой проектов являются внутришкольные соревнования между классами и внутривузовские турниры между факультетами, отделениями, группами и т.д. Сформированные на их основе сборные команды школ и вузов становятся участниками районных, городских, областных, краевых соревнований, которые организуют местные органы управления физической культуры и спорта, органы образования и федерации футбола. Далее следуют межрегиональные турниры, завершающиеся всероссийскими финалами. Кстати, победители студенческих соревнований среди юношей и девушек получают путевку на студенческое первенство Европы, где российские команды традиционно входят в число фаворитов, регулярно завоевывают призовые места.
Действенным инструментом управления проектами стал всероссийский смотр-конкурс на лучшую организацию работы по развитию школьного и студенческого мини-футбола, который ежегодно проводится среди звеньев РФС. Неоценим вклад и партнеров АМФР. Например, компания "2К" с момента учреждения проектов обеспечивает участников межрегиональных и финальных турниров экипировкой и спортивным инвентарем, а издательство "Советский спорт" регулярно издает для педагогов учебных заведений соответствующую учебно-методическую литературу. Важное место отводится проведению региональных и всероссийских семинаров для персонала, задействованного в организации мини-футбольных мероприятий.
- Как вписываются оба проекта в стратегию развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года?
- Являясь одной из наиболее массовых физкультурно-оздоровительных программ для учащейся молодежи, мини-футбольные проекты полностью отвечают целям и задачам, поставленным в этом важнейшем документе. Системный подход, заложенный в проектах, позволяет организовать систематические физкультурные занятия со школьниками и студентами практически в течение всего учебного года, чередуя их с участием во всероссийских соревнованиях. Именно комплексный подход и отличает массовые мини-футбольные проекты от многих других.
- Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы развития мини-футбольных проектов?
- Общероссийские мини-футбольные проекты себя еще далеко не исчерпали. Так, совсем недавно студенческий проект был модернизирован. Помимо "Серебряной лиги" для спортсменов-любителей и "Золотой лиги", где могут играть и профессионалы, мы учредили "Бронзовую лигу", участниками которой стали учащиеся средних специальных учебных заведений. Уверен, вскоре в структуре всероссийских мини-футбольных проектов появится новое важное звено - проект "Мини-футбол - в средние специальные учебные заведения". Таким образом, практически все типы учебных заведений страны будут вовлечены в организованные массовые занятия мини-футболом!