Газета Спорт-Экспресс № 103 (6462) от 16 мая 2014 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

16 мая 2014

16 мая 2014 | Хроника

ХРОНИКА

В середине апреля завершилась I Всероссийская зимняя спартакиада спортивных школ.

СОТНИКОВА ТОЖЕ НАЧИНАЛА СО СПАРТАКИАДЫ

СПАРТАКИАД ВСЕ БОЛЬШЕ

I Всероссийская зимняя спартакиада спортивных школ стала важнейшим элементом в системе подготовки спортивного резерва в России. С распадом СССР в стране оказалось разрушенным и спартакиадное движение. Возрождением этой системы под патронатом Министерства спорта занимается ФГБУ "Федеральный центр подготовки спортивного резерва".

На данный момент существует несколько видов различных соревнований спортивного резерва, которые проводятся на всероссийском уровне: Спартакиада учащихся, Спартакиада молодежи, Спартакиада инвалидов, а также всероссийская универсиада. Все они проводятся как в летнем, так и в зимнем вариантах.

- Возрождая спартакиадное движение, мы сначала создали Спартакиаду учащихся для спортсменов 15 - 18 лет, - рассказывает директор Федерального центра подготовки спортивного резерва (ФЦПСР) Министерства спорта России Дмитрий Киселев. - В этом возрасте ребята выпускаются из обычной и детско-юношеской школ и переходят во взрослый спорт. Потом появилась Спартакиада молодежи для спортсменов в возрасте от 18 до 21 года, а в некоторых видах и до 23 лет. Здесь уже выступают многие ребята, входящие в состав сборной России или находящиеся на подходе к ней. Следующими возрожденными Всероссийскими соревнованиями стали универсиады, основная задача которых - привлечь студентов к занятиям физической культурой и спортом. Их формат отличается от Спартакиад учащихся и молодежи. Если там выступают сборные субъектов РФ, куда привлекаются сильнейшие спортсмены регионов, то на универсиадах выступают команды вузов. Причем, согласно условиям допуска, нельзя попасть на универсиаду, став студентом вуза в последний момент. А значит, никаких усилений быть не может. Затем возродили и спартакиаду у инвалидов. Возможно, в следующий раз она будет называться параспартакиадой.

В 2012 году впервые прошла летняя Спартакиада спортивных школ. А в 2014-м она дебютировала и в зимнем варианте. В ее программу вошли все зимние олимпийские виды спорта, за исключением бобслея, скелетона и керлинга. Соревнования с участием спортсменов 11 - 15 лет проходили в Новосибирске, который был главной столицей спартакиады, а также в Бердске, Уфе, Красноярске, Челябинске, Кировграде и Саранске. В некоторых видах спорта есть всероссийские соревнования в этом возрасте, в некоторых нет. У нас была задача не столько придумать какой-то очередной турнир, сколько дать оценку работе спортивных школ. Хотелось бы проводить такие соревнования раз в два года.

ШКОЛЫ ОТВЕЧАЮТ ТОЛЬКО ЗА СЕБЯ

Помимо возраста участников Спартакиада спортивных школ имеет еще целый ряд существенных отличий от Спартакиады учащихся. Некоторые из них касаются допуска участников и формата соревнований.

В Спартакиаде спортивных школ возраст учащихся еще меньше и, как следствие, выучки и мастерства - тоже. И в то же время на спартакиадные старты нельзя попасть, не имея определенного уровня. К участию в Спартакиаде спортивных школ допускаются спортсмены, как минимум имеющие второй юношеский разряд и выше. Формат проведения соревнований тоже разный. Здесь проводятся только финальные старты, а на Спартакиаде учащихся есть еще два этапа отборочных соревнований.

Другой важнейший момент - ведение зачета не по регионам, а по школам. Это позволяет объективно оценить уровень подготовки в той или иной ДЮСШ.

На Спартакиадах учащихся и молодежи ведется комплексный зачет среди субъектов РФ - как общий, так и по отдельным видам спорта. А как еще можно оценить развитие спорта в субъекте РФ? Конечно, можно взять показатели занятости, посмотреть: а сколько людей занимаются физической культурой и спортом, сколько есть спортивных и фитнес-клубов, спортивных школ и групп. Конечно, такие показатели также очень важны. Но в спорте, где особые критерии, и главная оценка - медаль. На Спартакиаде учащихся выступают все сильнейшие спортсмены субъектов РФ по видам спорта в своих сборных. После чего есть полная картина того, как развит спорт в этом субъекте. Причем если взрослые спортсмены в большинстве своем выступают в параллельном зачете, то на Спартакиаде учащихся параллельный зачет отсутствует. Борьба среди субъектов там ведется очень жесткая. Это как малые Олимпийские игры. Соответствующим образом проводятся награждения, поднимается флаг региона, играется гимн. Регионы точно так же рассматривают своих соперников, планируют стратегию. А министерства спорта субъектов, ориентируясь на это, выстраивают свою работу. При этом общий зачет спартакиады ведется в очках - чтобы уравнивать виды спорта. Иначе все захотят одной легкой атлетикой или плаванием медали выигрывать. А задача, которую ставит министр Мутко, заключается в том, чтобы каждый вид спорта был обеспечен максимальным вниманием специалистов. 12 -15-летние дети не так давно начали свой путь в спорте. Их не нужно накручивать, что они должны дать какой-то результат, что будут представлять свой субъект на всероссийском уровне, и за них потом губернатор будет отчитываться.

- Нам нужно не это, а чтобы спортшколы работали эффективно, - подчеркивает заместитель министра спорта Российской Федерации Юрий Нагорных. - Поэтому придумали Спартакиаду спортивных школ. На ней нет общекомандного зачета. Школы отвечают только за себя. Это, кстати, позволяет показать себя с лучшей стороны тем из них, которые растят и готовят юных спортсменов на самом раннем этапе. Хотя, и мы этого не скрываем, многие их воспитанники впоследствии переберутся в другие регионы и школы, где есть лучшие условия для подготовки.

Видимо, в этом и кроется ключевой момент, своего рода фирменная "фишка" этих соревнований. Становиться видно, а что на самом деле есть в школах? В том возрасте, для которого проводится эта спартакиада, даже фигуристы еще остаются на местах. Это потом они отправятся к тренерам и хореографам в Москву или Санкт-Петербург…

БОРЬБА ЗА СТАТУС

- В Спартакиадах спортивных школ получают возможность отличиться и те учебные заведения, которые получают адресную финансовую поддержку по базовым видам спорта, - пояснил Нагорных, отвечающий в Минспорте в том числе и за подготовку спортивного резерва. - Результаты, показанные их воспитанниками, позволяют сделать выводы, насколько адресное финансирование той или иной школы оправданно. А также говорят о соответствии статусу школ олимпийского резерва. При этом для участия в Спартакиаде ДЮСШ необходимо найти деньги только для того, чтобы добраться до места проведения соревнования, а все остальное, включая проживание и питание, обеспечивает государство в лице проводящей организации.

- Вот вам наглядный пример, схема, - продолжает Нагорных. - Если сборная субъекта - это "сливки", это лучшие молодые атлеты в стране, то Спартакиада спортивных школ дает возможность выступить не только лучшим спортсменам, но и всем тем, кто в этих школах занимается. Вообще это беспрецедентный случай, когда государство напрямую финансирует спортивную школу. Скажу вам больше: даже в Китае нет такого, чтобы государство не через субъект или муниципальное образование, а напрямую направляло финансирование в ДЮСШ!

Есть такое понятие, как базовые виды спорта. По мнению руководства Минспорта, со временем это понятие, скорее всего, уйдет. Однако в данный момент это нужно, ведь результат в спорте необходим сейчас. Специалисты прекрасно понимают, что результаты нужно планировать. А для этого должно быть самое разное обеспечение подготовки спортивного резерва: и финансовое, и развитие и поддержка инфраструктуры, материальное обеспечение, подготовка тренерских кадров, налаженная система соревнований, квалифицированный судейский корпус. Чтобы достичь результата быстро, средства не стоит распылять по всей стране. Скажем, в определенных регионах есть традиции, спортсмены, тренеры и условия, которые дают результат. В таком случае регион может подать заявку на то, чтобы стать базовым для того или иного вида спорта. Но это не так просто: необходимо брать на себя обязательства и выполнить определенные условия. В случае положительного решения на этот вид спорта в субъект, на конкретную школу или несколько школ идут субсидии от государства. Те школы, которые дают результат, получают хорошее дополнительное финансирование. Когда государство в лице Минспорта проводит Спартакиаду спортивных школ, то вполне понятно такое требование государственного органа: проверить, а как собственно результаты коррелируются с вложенными деньгами? Уже сейчас по итогам зимней спартакиады специалистам ФЦПСР видно, что в массе своей школы подтверждают свой статус. Хотя, говорят они, есть и отдельные исключения.

Кстати, во время проведения спартакиад и универсиад проходят методические семинары для тренеров и других специалистов, участвующих в подготовке спортрезерва.

Можно предположить, что финансирование спортивных школ все равно недостаточное. На спортивную подготовку уходит в среднем 5 процентов выделяемых средств, а все остальное - на содержание. Взять и послать команду на спартакиаду тоже стоит определенных денег, и не всегда регион может быстро найти на это средства. Но если мы хотим повторить успех Сочи, такого быть не должно. Главная задача: сделать так, чтобы общее финансирование спортивной составляющей в школах увеличилось.

Определение места проведения спартакиады - это отдельная тема. Многие регионы сражаются между собой за то, чтобы принять эти соревнования.

Проводится конкурс. Его заранее объявляют, во все субъекты рассылаются письма. Для участия в нем есть достаточно жесткие условия. И чем выше уровень поддержки в регионе, тем это более значимо для комиссии Минспорта, которая принимает окончательное решение.

Как это работает? Губернатор гарантирует высокий уровень организации соревнований, поддержку региональной администрации. Затем регион должен заложить статью на проведение спартакиады в свой бюджет. При этом развитие видов спорта, как известно, у нас неравномерно. Некоторые из них в силу сложившейся ситуации не может взять на себя территория, которая вызвалась проводить спартакиаду. Допустим, соревнования по биатлону могут проходить в 17 субъектах, а где проводить сани? Есть Сочи, Парамоново и деревянная трасса в Красноярске. Спартакиаду-2014 проводил Новосибирск, но там нет условий для саней, прыжков с трамплина и других видов. Поэтому некоторые виды спорта отдают в другие города, чтобы ребята соревновались на лучших спортивных объектах.

ПРОБЛЕМА КАЛЕНДАРЯ

Нет никаких сомнений в том, что проведение спартакиад помогает растить будущих олимпийских чемпионов. Это подтверждают и результаты Игр. Получившая известность после Сочи-2014 фотография Владимира Путина с тогда еще 12-летней Аделиной Сотниковой была сделана на встрече тогда премьер-министра с победителями IV зимней Спартакиады 2009 года.

- Мы понимали, что ребята, добившиеся успеха на зимней Спартакиаде учащихся-2009, через пять лет как раз будут в числе тех, кто выступит в Сочи, - вспоминает Дмитрий Киселев. - Для кого-то стало сюрпризом, что мы на Играх в Ванкувере займем 11-е место. Но на самом деле специалисты, которые занимались подготовкой, не то чтобы ожидали поражения, но понимали, что будет тяжело. Потому в 2008 и 2009 годах предпринимались определенные шаги: Виталий Мутко и Юрий Нагорных утверждали программы и финансирование подготовки к Сочи. А тогда, в 2009 году, мы предложили, чтобы талантливые спортсмены, которые удачно выступили на спартакиаде - их было 30 с лишним человек, - встретились с Владимиром Владимировичем. И премьер-министр дал добро. А от фигурного катания на встрече была Сотникова, с которой Путин познакомился незадолго до этого на праздновании юбилея ЦСКА. Было понятно, что при должном отношении к ней и ее к спорту она должна вырасти в спортсменку высочайшего уровня. Ведь до этого зимой она выиграла чемпионат страны и спартакиаду. Вот такая история этой фотографии. Так что, как видите - работаем. Тем более что Виталий Леонтьевич не дает расслабляться: иной раз "взбодрит" так, как он это умеет.. И мало не покажется!

Проведение спартакиад помогает не только росту спортивного резерва, но и способствует развитию спорта в том или ином городе и регионе в целом. Минспортом создан инструмент, с помощью которого можно проводить мониторинг всей спортивной отрасли: от выступлений спортсменов, работы тренера, спортивной школы, до оценки эффективности работы как региональной, так и федеральной инфраструктуры в целом.

Посмотрите: в 2003 году прошла I летняя Спартакиада учащихся в Казани. После этого в руководстве Татарстана поняли, что ничего не боятся, и вызвались провести всемирную универсиаду, которая была блестяще организована и проведена летом прошлого, 2013 года.

Еще пример. В 2010 году первую Всероссийскую зимнюю универсиаду провел Красноярск, после чего губернатор, руководство области и общественность захотели большего. Из этого последовала заявка на Всемирную зимнюю универсиаду-2019. Что дальше? Видимо, следующим этапом в возрождении спартакиадного движения должно стать проведение этих соревнований уже на взрослом уровне. Основной проблемой здесь грозит стать насыщенный календарь.

При возрождении спартакиад организаторам было проще, ведь у резерва не такой насыщенный международный календарь. Хотя иногда соревнования получаются довольно растянутыми по времени. Но спортсменам, выступающим в сборных, несправедливо не предоставить возможность выступить и за свой регион. И хотя для взрослых атлетов найти время еще сложнее, интенсивная работа продолжается и в этом направлении.

Дмитрий АФОНИН