Газета Спорт-Экспресс № 29 (6388) от 11 февраля 2014 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 4
САНИ
В первые дни сочинской Олимпиады было установлено сразу несколько значимых достижений. Их авторами стали возрастные спортсмены, многим из которых пошел уже пятый десяток.
ВЕТЕРАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ |
из Сочи |
В один день мы чествовали представителей трех разных поколений - 15-летнюю Юлию Липницкую, 31-летнего Евгения Плющенко и 42-летнего Альберта Демченко. Вместе они явили собой наглядное доказательство того, что в современном спорте добиваться успехов можно практически в любом возрасте. Главное - желание и профессионализм. Если с этим проблем нет, то границы, разделяющие детство и зрелость, расширяются и в какой-то момент становятся очень условными.
Когда родилась Липницкая, за плечами у Демченко было три Олимпиады. Мама еще не привела Юлю на каток, а Плющенко уже бился с Ягудиным за золото Солт-Лейк-Сити. Теперь она такой же олимпиец. Вместе с заматеревшим Плющенко ковала первое золото России в Сочи и сейчас готовится к тому, чтобы восхитить мир еще раз, но уже в личных соревнованиях.
Все эти повороты удивительны. И даже не с той точки зрения, какая молодец Липницкая. В этом нет сомнений, только вот вундеркинды в спорте появляются нередко. Больше поражает спортивное долголетие тех, кто уже давно мог бы уйти на покой, но не уходит. И при этом выигрывает.
Времена, когда в 30 лет человек считался ветераном, похоже, остались в прошлом. Возрастные рамки сдвигаются, и, судя по всему, это не совпадение, а общемировая тенденция. Теперь уже и 40 - не предел.
Марит Бьорген, завоевавшая в субботу золото в скиатлоне, стала наиболее возрастной лыжницей, когда-либо добивавшейся на Олимпиадах индивидуальных побед. Теперь 33-летняя норвежка - самая титулованная женщина-атлет в своей стране, включая летние виды спорта. И что самое интересное, останавливаться на достигнутом Бьорген не желает.
"Не думаю о том, сколько у меня медалей, потому что я все еще соревнуюсь. Вот когда завершу карьеру, тогда и будет время посчитать награды!" - сказала норвежка после победы.
Кучу рекордов побил и ее великий соотечественник Оле Эйнар Бьорндален - теперь уже семикратный олимпийский чемпион и обладатель в общей сложности 12 наград. Бьорндалену, как и Демченко, пошел пятый десяток.
В той же возрастной категории, за 40, находится другой выдающийся человек - Армин Цоггелер, выигравший бронзу в санях. Свой спортивный путь он завершает с уникальным достижением: ни одну из шести Олимпиад, в которых ему доводилось участвовать, саночник не покидал без медали. От Лиллехаммера до Сочи итальянец всегда стоял на пьедестале.
Любая из этих историй - Бьорндалена, Цоггелера и Демченко - невероятна. Но еще невероятнее то, что они произошли одна за другой, в самом начале Олимпиады.
В чем причина подобного ветеранского прорыва, сказать однозначно сложно. Конечно, не стоит на месте медицина, бурно развиваются технологии, помогающие спортсменам не хуже, а иногда и лучше тренеров, больших высот достигли фармакология и спортивное питание.
Однако все это, на мой взгляд, ничего не стоит без самого главного - сильной личности, которую нельзя сформировать в лабораториях и взрастить на биологически активных добавках. Достижения науки пойдут на пользу только тому, кто обладает несгибаемым характером и искренне любит свое дело.
"Это можно назвать преодолением, - сказал про свою медаль Демченко. - Есть куча мелких нюансов, о которых я не хотел бы распространяться. Только одному мне известно, чего стоит это серебро".
Казалось бы, зачем Демченко в 42 года все это нужно? Он ведь еще после Турина мог спокойно убрать санки в гараж и устроиться в уютной прохладе какого-нибудь кабинета. Зачем после всех своих достижений продолжил бегать и стрелять Бьорндален? Почему не ушел Цоггелер, когда понял, что его гегемонии пришел конец?
Ответ прост: все они - Спортсмены с большой буквы, для которых жизнь немыслима без постоянного преодоления - того, о котором упомянул Демченко. Они просто не стали бы теми, кем стали, если бы мыслили иначе.
Ветеранскую революцию в Сочи совершили не машины, а люди. И эти люди не могут не вдохновлять.