Газета Спорт-Экспресс № 22 (6381) от 3 февраля 2014 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
СОЧИ-2014
За неделю до начала сочинских Игр специальные корреспонденты "СЭ" встретились с президентом Олимпийского комитета России .
Александр ЖУКОВ: "В РОССИИ УЖЕ ЗАБЫЛИ, ЧТО БЫЛО В ВАНКУВЕРЕ"
Сергей БУТОВ, Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Сочи |
Александр Жуков прилетел в олимпийскую столицу поздно вечером в четверг. А в пятницу, смешавшись с шумною толпою волонтеров, встречал в сочинском аэропорту взволнованного главу МОК Томаса Баха, которому предстоит на русской Олимпиаде международный дебют.
В июле 2007-го в Гватемале Жуков, тогда в качестве вице-премьера правительства, обещал на весь мир превратить трясины Имеретинской долины в олимпийский чудо-парк. Шесть с половиной лет спустя мы ждем Жукова в баре гостиницы, примыкающей к корпусам прибрежной Олимпийской деревни, и листаем меню, уважительно приподняв брови.
За балконом прямо перед нами плещется море, и игриво колышутся кроны пальм. И только по "Цезарю" с креветками за 840 рублей и кое-каким другим признакам можно определить, что мы уже не в Гватемале. И что эти шесть с половиной лет пролетели быстрее, чем можно было предположить.
ТАКИХ ДЕРЕВЕНЬ НЕ БЫЛО НИГДЕ
- Вам самому здесь нравится? - спрашиваем мы Александра Дмитриевича, когда он подсаживается к нам за стол с чашкой эспрессо.
- Когда бываешь в Сочи почти каждую неделю, перемены ощущаешь, и существенные. Сейчас здесь все выглядит лучше, чем было две недели назад. А к открытию будет еще лучше.
- Томас Бах действительно собрался жить в Олимпийской деревне?
- Насколько я знаю, только первые дни. Потом переедет сюда. У него же здесь на первом этаже основной офис.
- Зачем он объявил, что будет жить в деревне? Это такой широкий начальственный жест?
- А ему там очень понравилось (улыбается).
- Олимпийские объекты в Сочи построены с нуля. Чем Россия должна гордиться?
- Давайте гордиться после того, как пройдут Игры. Пока же озвучу, наверное, общее мнение всех, кто здесь побывал: построенные арены являются самыми современными подобными сооружениями в мире. Так и задумывалось. Еще мы обещали компактные Игры, и в Сочи дорога от моря до гор действительно занимает 40 минут. Для зимних Игр это крайне необычно. Атмосферу же и сами соревнования будем оценивать после того, как все закончится.
- Мы в Сочи уже пять дней, осмотрелись. Возникло стойкое ощущение, что времени строителям для того, чтобы довести всю эту красоту до блеска, все же не хватило. Вы его разделяете?
- Вы знаете, когда обсуждалась возможность строительства совмещенной дороги в горы, большинство экспертов считали, что за такой короткий срок это сделать невозможно. Я это очень хорошо помню. Конечно, времени было в обрез - это очевидно. И масштаб у стройки такой, что все достраивается до самого последнего момента.
Да, хотелось, чтобы все было построено и опробовано заранее. Стадионы такую апробацию прошли. Многие гостиницы, к сожалению, нет. Некоторые из них в горном кластере достраиваются до сих пор и будут работать "с листа". Зато все три Олимпийские деревни выполнены прекрасно. Я много видел деревень, но таких на зимних Играх не было нигде.
- Вы в этом уверены?
- Вы сами там еще не были? Ну, скоро побываете и убедитесь. Горная, "газпромовская", деревня - так это просто отель "пять плюс", каковым он в будущем и станет. Деревня на "Розе Хутор" чуть попроще, но тоже очень хороша и удобна. По сути, это новые современные гостиницы.
- Вы сказали: "Времени было в обрез - это очевидно". Это не всем очевидно, скажем так. Многие считают, что семь лет - более чем достаточный срок, чтобы все достроить и довести до ума, учитывая объем финансирования и человеческий ресурс.
- Во-первых, не семь. Реально строительство велось лет пять. До этого был этап проектирования, и довольно непростой. Мы же выходили на конкурс городов с заявкой во многом виртуальной, чего уж там говорить. Здесь, в Имеретинской долине, было болото. Прекрасно помню, как мы первый камень закладывали. Вышли, под ногами все хлюпает... Вообще ничего не было. Дорога на Красную Поляну представляла собой горный серпантин. Опасно было ездить.
В Гватемале мы фактически защищали картинки. Хотя при этом не могу сказать, что концепция была принципиально нарушена. Некоторые объекты - биатлонный стадион, санно-бобслейную трассу, трамплины - предполагалось строить не на нынешних местах. Но в целом концепцию мы выдержали. Строители утверждают, что за такой промежуток времени справиться было крайне трудно. Особенно с дорогами в горах. Это вообще было самым сложным.
- А что самое сложное сейчас, в последние дни перед Олимпиадой?
- Запуск гостиниц в горах.
Окончание - стр. 13