Газета Спорт-Экспресс № 14 (6373) от 24 января 2014 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1
АВТО
В Москву возвратились экипажи команды "КАМАЗ-Мастер", в 12-й раз выигравшие ралли-рейд "Дакар". 35-й по счету гоночный марафон стартовал 5 января в аргентинском Росарио и, пройдя 13 этапов по территории Аргентины, Боливии и Чили, финишировал в чилийском Вальпараисо 18 января. Общая протяженность дистанции, включая лиазоны и спецучастки для грузовиков, составила 9188 км.
12-е ЗОЛОТО "ДАКАРА" БЫЛО ТЯЖЕЛЫМ
Героев марафонской гонки встречали в Шереметьеве друзья, родственники, представители руководства Татарстана и в огромном количестве различные СМИ. А поскольку встреча в зале прилета шла в открытом режиме, то и пассажиры, находившиеся там, не упустили случая поздравить наших гонщиков, сфотографироваться с ними, взять автограф.
Начал торжественную встречу руководитель команды, семикратный победитель гонки, получивший за это звание "Царь "Дакара ", Владимир Чагин:
- Мы, можно сказать, открывали олимпийский сезон, - заметил он. - Перед поездкой в Южную Америку нас принял президент Олимпийского комитета России Александр Жуков и обратил внимание на то, что важно задать победный тон предстоящему сезону. Для этого нам создали все необходимые условия - кто наблюдал за гонкой, прекрасно это знает. В нынешнем "Дакаре" из 70 стартовавших грузовиков к финишу пришло менее половины. Почти всю гонку лидировал голландец Жерар де Рой. Но в последние дни экипаж Андрея Каргинова сделал все возможное и даже невозможное, чтобы вырвать "Золотого бедуина" (награда победителю ралли-рейда. - Прим.Е.Р.) из рук голландца. Мы счастливы, что в 12-й раз смогли привезти в Россию золото "Дакара". А нашим олимпийцам хочется пожелать такого же успешного выступления в Сочи. Мы будем за них болеть.
Начало гонки было обнадеживающим - лидерство захватил экипаж Айрата Мардеева. Но "Дакар" - и это истина, не требующая доказательств, - непредсказуем. Выиграв спецучасток в первый день и набрав хороший темп во второй, КамАЗ Мардеева перевернулся. На этом гонка для экипажа закончилась.
- Мы целый год готовились к этому "Дакару", - вспоминает Мардеев. - И когда сошли в первые же дни - разочарование было очень сильным. А ведь как хорошо все складывалось поначалу! Было ощущение, что едется, что вкатились в гонку. Сумели не только догнать де Роя, но и объехать его на бездорожье. Но это злосчастное место... Воля случая, что наш экипаж ехал первым. Мы не шли на риск, просто искать где-то объезд - потеря времени. В том месте, когда мы запрыгнули на эту полку, земля начала обваливаться под колесами. Я чувствовал, что машина уходит, до конца пытался ее вытянуть, но... Ко мне потом многие гонщики подходили, чуть ли не "спасибо" говорили, что не они, а мы ехали первыми. Мне было интересно, как бы они поступили в такой ситуации? Чех Алеш Лопрайс сказал, что поехал бы так же. После этого случая наш экипаж перешел в группу ассистентов. Мы везде следовали за российскими машинами, чтобы помочь, если понадобится. Слава богу, это оказалось не нужно, мы просто сопровождали наших гонщиков как техничка.
Пожалуй, не все сложилось так, как хотелось, еще у одного нашего гонщика - Эдуарда Николаева. Победив на прошлом "Дакаре", в этот раз он стал третьим.
- Когда ты уже побеждал, а на следующий год становишься третьим - остается чувство чего-то недоделанного, - сказал по этому поводу сам Эдуард. - Но здорово, что у нас все борются, всем дают возможность выиграть. Мы - команда и работаем на командный результат. Поэтому самое главное для меня, что победил "КАМАЗ".
Почти всю гонку ожесточенная борьба за лидерство шла между де Роем и Андреем Каргиновым. Россиянин выиграл 11-й этап и вышел в лидеры, опередив на 16 минут голландца, который пришел третьим, вслед за экипажем Николаева. При этом де Рой, как передавал официальный сайт "Дакара", откровенно надеялся, что российский гонщик столкнется с проблемами. И они не заставили себя ждать.
За два этапа до финиша Андрей Каргинов наконец-то обошел де Роя в генеральной классификации. Но 12-й этап выиграл голландец, вторым был Каргинов, уступил 31 секунду. Однако перед началом заключительного, 13-го, этапа в общем зачете россиянин оставался первым, опережая голландца на семь с половиной минут.
Не зря многие имеют предубеждение к числу "13". Для кого-то оно счастливое, кому-то приносит несчастье. На "Дакаре" 13-й этап был ну просто чумовым.
Восстановим хронологию событий. В 11.27 по местному времени был дан старт 50 грузовикам. Как победитель предыдущего этапа, первым на трассу выходит де Рой, за ним - Каргинов. По итогам 12 этапов его преимущество перед голландцем составляет 7 минут 25 секунд. На финише спецучастка первым появляется голландец. А где же Каргинов? Владимир Чагин начинает отсчет. Минуты тают на глазах, а машины Андрея все нет. Шок! Но тут с трассы приходит сообщение: "На 90-м километре спецучастка перевернулся джип китайского гонщика. Экипажи Каргинова и Николаева оказали помощь, поставили машину на колеса". Позднее на телеэкранах появится картинка, на которой видно, что первым к месту аварии подъехал де Рой. Китайский экипаж пытался его остановить, но голландец, переехав через колеса лежащего на боку автомобиля, мчит дальше.
А вот как описывает этот момент очевидец событий Андрей Каргинов:
- Мы ехали по спецучастку, дорога была узкая, извилистая, с закрытыми поворотами. Вдруг из-за поворота выбегает спортсмен, машет руками. Поняли: что-то случилось, сбавили скорость, поворачиваемся, подъезжаем. Поперек дороги стоит перевернутый джип. В принципе можно было его объехать, как это сделал де Рой. Он левой стороной одним колесом прошел над пропастью, а правой - по джипу. Мы не стали так делать. Спортивная этика обязывает помочь перевернувшемуся экипажу. Все равно его поставят на колеса, так почему не мы, зачем нам уподобляться некоторым? Наш экипаж вышел из машины, втроем вручную не получилось. Подъехал КамАЗ Эдуарда Николаева, не получилось и вшестером. Тогда достали фал, зацепили машину, поставили ее на колеса, отодвинули в сторону и продолжили гонку.
- Вы понимали, что теряете время, что это может отразиться на командном результате?
- У нас было обговорено: если встанет вопрос, что важнее - результат или мнение о команде, то стоит подумать, как действовать. И наш экипаж принял решение поступить так, чтобы не испортить мнения о команде.
В прошлом году, несмотря на простоту опять же последнего 13-го этапа, Каргинову пришлось финишировать на трех колесах, чтобы отстоять третье место в споре с тем же де Роем. В этом - дожидаться решения судей, чтобы понять, выиграл он гонку или уступил. Вот что сказал об этом сам Андрей:
- Мы сообщили нашему руководству, из-за чего потеряли время. Там были не в курсе, думали, что колесо проткнули или еще что-то произошло, то есть потеряли время по своей вине. Но мы объяснили, что помогали китайскому экипажу. Наше руководство тут же обратилось к организаторам гонки, и те все быстро проверили. Причем, когда мы ставили джип на колеса, эту операцию снимал вертолет, обслуживающий гонку. Так что все было четко зафиксировано. Потом мы узнали, что де Рой выдвинул претензию: почему, мол, мы поставили джип на колеса, а не проехали мимо, как это сделал он. Де Рой был против того, чтобы нам возвращали время. Но организаторы, выслушав всех участников этого инцидента, решили, что мы поступили правильно, и вернули нам время, потраченное на помощь.
Оценивая этот поступок, Владимир Чагин признался, что рад за своих гонщиков, которые умеют не только быстро ездить, но и правильно поступать в нестандартных ситуациях. Согласно регламенту и правилам соревнований, за оказанную помощь в случае аварии время возвращается. Были, конечно, перипетии с судьями, но они завершились в нашу пользу. Судьи поблагодарили наших ребят за помощь и вернули время.
И еще несколько слов о герое гонки Андрее Каргинове. На первом этапе он почувствовал недомогание, поднялась температура. Принял антибиотики, думал, поможет, но на следующий день стало только хуже. Когда финишировал, еле смог вылезти из кабины. Его сразу отвезли к врачам, сделали снимок, оказалось - острый бронхит. Тотчас же погрузили на "скорую" и отравили в госпиталь. Дальнейшее участие Каргинова в гонке было под большим вопросом. В госпитале его, можно сказать, откачали, и ночью в бивуак он вернулся в более или менее нормальном состоянии. Смог убедить врачей, что готов продолжать гонку, а с них снимает всю ответственность.
Спросила Андрея, какие эмоции он испытывает сейчас.
- Я еще не могу толком осознать, - ответил он. - Вчера был подиум, на следующий день отгоняли машины на паром, потом двое суток летели. Пока еще в голове не все уложилось, но я бесконечно счастлив. Это самое главное событие в моей жизни.
- Когда все позади, можете признаться, какой-то момент отчаяния у вас был?
- Когда увозили с мигалкой на "скорой". Понимал, что, возможно, не вернусь. Была полная беспомощность - от меня ничего не зависело. Организаторы просто могли запретить ехать дальше.
Но он вернулся и победил. Именно о таких парнях, как Каргинов и остальные гонщики, вице-премьер республики Татарстан Ильдар Халиков сказал:
- По итогам 10 тысяч километров выиграть три минуты 11 секунд могли только настоящие герои. Президент Татарстана и вся республика болели за них и искренне поздравляют с победой, желают удачи и здоровья.
К этим поздравлениям присоединился генеральный директор "КАМАЗа" Сергей Когорин:
- "Дакар" - гонка для очень умных и смелых людей. Можно случайно выиграть один раз, но двенадцать... Только лучшие автомобили и лучшие гонщики могут сделать такое. Эти ребята выдержали тяжелейший "Дакар" нынешнего года и подарили нам много замечательных мгновений, которые мы с радостью вспоминаем.
На "Дакаре" команда решала несколько важных задач. Кроме борьбы за победу это обкатка молодых гонщиков. Владимир Чагин еще на предгоночной конференции заявил, что задача ведущих экипажей - попасть в "Топ-10", с чем они великолепно справились. А молодым экипажам Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова - постараться дойти до конца. И они это сделали. С первого раза такое мало кому удается, но ребята смогли финишировать, показав максимально высокий результат. Четвертое и пятое места - очень достойно для дебютантов.
Добиться таких результатов немыслимо без спонсоров, о чем в один голос твердили все, отмечая при этом ВТБ - генерального спонсора команды "КАМАЗ-Мастер" с 2005 года. ВТБ начал сотрудничать с командой в ключевой момент, поддержав строительство в Набережных Челнах современного центра автоспорта. Именно там создаются уникальные автомобили для гонок в экстремальных условиях бездорожья. На сегодняшний день "КАМАЗ-Мастер" - самый успешный проект российского автоспорта. Финансовая поддержка спонсоров позволяет команде выставлять на "Дакар" сразу пять экипажей и создавать уникальную технику, побеждающую в очном противостоянии именитых соперников на автомобилях ведущих европейских марок.
Елена РЕРИХ
Команда "КАМАЗ-Мастер" выступала в таком составе : Эдуард Николаев - Евгений Яковлев - Владимир Рыбаков. Айрат Мардеев - Айдар Беляев - Айрат Исрафилов. Андрей Каргинов - Андрей Мокеев - Игорь Девяткин. Антон Шибалов - Роберт Аматыч - Алмаз Хисамиев. Дмитрий Сотников - Вячеслав Мизюкаев - Андрей Аферин.