Газета Спорт-Экспресс № 7 (6366) от 16 января 2014 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

16 января 2014

16 января 2014 | Футбол

ФУТБОЛ

ЕСТЬ ТЕМА

Исследование "СЭ": 55 клубов, которые когда-либо выступали в высшей и первой лигах российского футбола, а затем лишались профессионального статуса.

КЛАДБИЩЕ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

О покойниках - либо хорошо, либо ничего. Эта житейская мудрость годится для поминок, но вряд ли ею руководствуются врачи, юристы и наследники. То есть те, кого интересует не столько факт летального исхода, сколько его причины и последствия. Помолчали, проводили - потом надо разбираться. Иначе покойников станет больше.

Если так, этот список российских футбольных "трупов" просто обязан оказаться на чьем-нибудь столе. Или, скажем, в некоем аналитическом центре. Глядишь, там придумают лекарство или противоядие. Надо ведь что-то делать, если клубы мрут, как мухи!

Проблем ровно две. Первая: у нас не существует коллективных или персональных умов, готовых взяться за лечение профессионального футбола в государственных масштабах. А те, что есть, занимаются более важными вещами. Например, сдвигают подальше от Европы часовые пояса. Или переименовывают органы правопорядка.

Вторая проблема: падеж клубов случается по нескольким сценариям. Это значит, что каким-то одним грозным запретом не обойдешься. Нужно систематизировать, классифицировать, думать. И по итогам, быть может, не запрещать, а, страшно сказать, разрешать.

Поищем и мы в таблице какие-то закономерности.

Взять, допустим, названия. Обратите внимание, как много в них аббревиатур и сокращений, указывающих на ведомственную принадлежность покойников. МЖК, СКА, МВД, ВВС, "Автодор" и прочие "тресты" с "инвестами". Говорит ли это о любви к футболу сотрудников всевозможных организаций? Нет, это говорит о футбольном зуде, который испытывали их руководители. По любви благодетельствовали они или по принуждению - вторично. Важнее то, что структуре или организации при здравом размышлении вообще незачем вкладывать деньги в профессиональный футбол.

Есть, конечно, святое спонсорство. Заплатил за рекламу - извлек прибыль - выжил в диких джунглях бизнеса. Замечательно. Однако никто не слышал, чтобы в России какие-то фирмы за счет футбольной рекламы всерьез поправили свое материальное положение или хотя бы просто отбили деньги, отданные профессиональному клубу. В реальном секторе экономики возможны локальные успехи, связанные с ростом продаж семечек, колбас или аккумуляторов. Но для профессионального футбола это мелочовка, а мы говорим о клубообразующих затратах.

Случается еще меценатство. Любит кто-то футбол до потери пульса - и оплачивает ее из собственного кармана. Но этот кто-то обязан быть частником. Поскольку, если он содержит профессиональный клуб, будучи наемным работником, он не меценат, а растратчик. Ранг чиновника значения не имеет.

Сейчас много говорят о том, что государство покрывает безумные футбольные расходы не с убытков, а с прибылей, и не напрямую, а опосредованно, с помощью дочерних фирм, которые уже вроде как и не государственные. Однако мало кто задается вопросом, почему бы ту же прибыль не вложить в профильную деятельность государственных фирм. Или вернуть в областной бюджет. Или прибавить зарплату сотрудникам. Да, на фоне годового дохода иных компаний или регионов футбольные убытки - тьфу, ерунда. Но говорить об этом лучше шепотом. Или вовсе молчать. Простые работяги услышат - не поймут.

Кроме того, высоколобые рассуждения о социальной ответственности государства и бизнеса перед профессиональным футболом всегда упираются в чье-то субъективное мнение. И это мнение так же смертно, как его носитель. Сегодня кто-то важный любит футбол - завтра его не стало. А вместе с ним и клуба. Песенка спета, одной футбольной руиной в стране стало больше. Гляньте еще раз на аббревиатуры в названиях клубов. Из-за них торчат ослиные уши политики. Была армия могучей - процветал СКА. Шалила милиция с деньгами - надувал щеки ФК МВД. Продавливали ситуацию своим авторитетом боссы всяких артелей и комбинатов - их командочки пылили. А потом подул ветер, руководители остались при своих, футбол лег в сырую землю.

Этот ветер никуда не денется. Дул, дует и будет дуть во всех странах мира. Тем удивительнее, что очень простое решение - сделать футбол независимым от политической конъюнктуры, - у нас в стране принять некому. Посчитайте средний бюджет представленных в России клубов-покойников. Умножьте на среднее количество прожитых ими лет. Получите сумму, от которой волосы на голове встанут дыбом. Почему, в таком случае, мы продолжаем идти этим безумным путем? Ведь подавляющее большинство действующих российских клубов - уже покойники. Пока еще потенциальные. Но с гарантией.

Другая табличная закономерность - обилие могилок, где похоронены чьи-то личные грезы вместе с личными же деньгами. "Жемчужина", "Асмарал", "Москва", "Динамо" Брянск, "Спортакадемклуб", "Спартак-Чукотка". Казалось бы, какая разница? То же безответственное отношение к футболу, что и со стороны государства. Однако этих "поматрошенных и брошенных" при одном условии было бы все же меньше. При каком? Если бы частник почуял в футболе хоть малую выгоду, стал бы воспринимать его как бизнес.

Нужны поблажки, льготы, скидки за благотворительность - это если в лоб. Но даже в этом случае потребуется кое-что еще. Сейчас крепкому частнику бессмысленно идти в футбол. Потому что придется мериться деньгами с теми, у кого их бездонная бочка, - с государственными структурами. Какой в этом смысл? Главная цель спорта - победа, а вовсе не социальная функция, кто бы что ни говорил. Если же мы кормим клубы по какой-то другой причине, значит, наш профессиональный футбол жутко скособочен.

Много ли в России частников, готовых заниматься футболом ради процесса, а не результата? Вопрос риторический. Еще меньше таких людей в колыбели клубного футбола - провинции. Сергей Галицкий - едва ли не единственный из российского списка Forbes , кто живет не в Москве и не в Питере. Более мелкой рыбе лезть в футбольную трясину вообще не резон.

Наглядный пример - Ставрополь. Тоже краевой центр и тоже на юге. А своего профессионального клуба в отличие от Краснодара нет. И не потому, что ставропольцы - бессердечные неспортивные люди, а потому, что содержать амбициозную команду в России проблемно и разорительно. Уж больно высок уровень в сравнении с возможностями.

Раз так, оставим в "Списке 55" побольше свободного места: клубных смертей не убудет. Они, конечно, - тоже очищение, особенно если процесс управляем. Но это не про нас. Сначала кормим, затем хороним, под собою не чуя страны. А подумать, в чем тут дело, не говоря уж про оздоровительные клизмы с капельницами, все недосуг.