Газета Спорт-Экспресс № 247 (6311) от 1 ноября 2013 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3
ФОРМУЛА-1
Себастьян Феттель за три гонки до финиша сезона-2013 обеспечил себе высший титул, четвертый подряд в карьере. Но может ли он теперь считать себя легендой "Формулы-1"?
СТАЛ ЛИ ФЕТТЕЛЬ ВЕЛИКИМ?
Если судить о достижениях Феттеля с точки зрения чистой арифметики, то ответ будет - "да". Лидер "Ред Булла" всего лишь третий гонщик в более чем 60-летней истории "Формулы-1", получивший корону чемпиона мира четыре раза подряд. В этом рейтинге он уступает лишь семикратному чемпиону мира Михаэлю Шумахеру, в 2000-2004 годах выигравшему пять чемпионатов подряд, и стоит вровень с пятикратным чемпионом мира Хуаном Мануэлем Фанхио, в 1954-1957 годах побеждавшим четырежды подряд.
Теперь Феттель, как и француз Ален Прост, стал четырехкратным чемпионом мира и таких в летописи "Больших призов" лишь двое. В других престижных статистических категориях Себастьян до первых строк пока не добрался, однако почти никто не сомневается, что доберется, ибо он самый молодой в истории "Формулы-1" обладатель поула, победитель гонки, чемпион мира, затем двукратный, затем трех-, четырех- и прочее, прочее, прочее. Достаточно лишь сказать, что в возрасте 26 лет Шумахер, к примеру, завоевал лишь два высших титула, а у Феттеля их уже четыре.
Однако чемпионские титулы и прочая статистическая мишура - всего лишь вершина айсберга. И одной только арифметики маловато для того, чтобы иметь неоспоримое право называться великим гонщиком. К примеру, сэр Стирлинг Мосс чемпионом мира не был ни разу, и в рекордных летописях его имя встречается редко, однако насчет него сомнений нет - великий. Как и Жиль Вильнев, тоже так и не доживший до победы в чемпионате мира...
Что же тогда делает гонщиков великими? Ответ прост. Харизма. Обаяние. Яркость личности. Человеческие характеристики, как положительные, так и отрицательные, делающие их обладателя уникальным. Фанхио, Кларк, Стюарт, Лауда, Пике, Прост, Сенна - перечень не бесконечен, но его еще можно продолжить. Каждый из названных здесь пилотов был Личностью с большой буквы, и их величие не основывалось только на "голах, очках, секундах".
А вот Феттелю для того, чтобы гордо занять место в этом пантеоне славы, увы, как раз харизмы-то и не хватает. Причем это признают и его соотечественники-немцы, которые даже сейчас, в дни триумфа Себастьяна, пишут о нем, не всегда захлебываясь от восторга. Например, крупнейший медийный колосс Германии Deutsche Welle опубликовал в своем блоге: "Имидж симпатичного молодого парня, который так старательно пытался поддерживать Себастьян Феттель, провалился". Резковато, однако имеет право на жизнь, ибо в случае с Феттелем ситуация во многом уникальна. Не было в истории "Формулы-1" чемпиона мира, которого бы фанаты... освистывали за победы. Такого не случалось даже с Шумахером в годы его тотального преимущества, когда он, как и нынче Феттель (одно из прозвищ которого еще недавно было "бэби Шумми"), выигрывал гонки без малейшего соперничества.
Почему же публика свистит Феттелю, вместо того чтобы поклоняться ему так же, как поклонялась Шумахеру? Частично потому, что Шумахер годы своего тотального доминирования провел не в "Ред Булле", а в "Феррари", команде-фетише автогоночного мира. Но не только поэтому. Таких выходок, которые в этом сезоне позволял себе новоиспеченный четырехкратный, не позволял себе даже Шумахер. Не знаю, насколько сильно уважал своих соперников Михаэль и уважал ли вообще, но вслух он никогда не высказывал в их адрес высокомерного неуважения. А Феттель в Малайзии, открыто нарушив не только приказ команды, но и неписаный кодекс чести "Формулы-1", украл победу у своего напарника Марка Уэббера и не нашел ничего лучше, как заявить, что австралиец был ее не- достоин. А не так давно настроил против себя большую часть коллег-пилотов, выдав откровение: "Пока другие полощут свои гениталии в теплом бассейне, мы в "Ред Булле" вкалываем до седьмого пота". А в ответ на вопрос, сильно ли его задевает неприязнь фанатов и свист, сказал: "Чем больше они свистят, значит, тем лучше мы делаем свою работу". И что это, как не высокомерное презрение к тем, без кого "Формула-1" (как и любое другое зрелище) теряет не только смысл, но и свое благосостояние?
- Ему надоело изображать из себя хорошего мальчика, - сказал недавно о Феттеле еще один немецкий экс-пилот Кристиан Мюке. - И ему нужно позволить таким быть. Потому что любые автогонки, и "Формула-1" не исключение, нуждаются порой в таких вот парнях, которые говорят, не думая о последствиях.
Любопытно, что с точки зрения боссов "Ред Булла" Кристиана Хорнера, доктора Хельмута Марко и даже самого Дитриха Матешица в недостатке любви фанатов к Феттелю повинны его соперники. И в первую очередь Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон, которые постоянно утверждают, что доминирование немца объясняется не его выдающимися талантами пилота, а тем, что у него в руках непобедимая машина. Матешиц иронично сравнивает Алонсо с легендарным боксером Мохаммедом Али, которого считает непревзойденным мастером подковерных игр и психологических войн, при помощи которых, как уверяет Матешиц, тот и побеждал на ринге.
Что ж, как говорится, у каждого своя правда. Однако же далеко не одни Алонсо с Хэмилтоном считают главной силой нынешнего четырехкратного болид РБ.
- "Ред Булл" - возможно, самая богатая команда нынешней "Формулы-1", имеющая практически неограниченные финансовые возможности и, как следствие, технический персонал наивысшего качества, - говорит экс-пилот "Формулы-1", а нынче телекомментатор Кристиан Даннер. - Поэтому эта команда может предугадать и исполнить любое пожелание Феттеля. И в этом его самое главное преимущество над соперниками. У Алонсо, Райкконена, Хэмилтона и Росберга практически нет слабых мест в пилотаже, но у них нет такой машины, какая есть у Феттеля, которая бы с таким совершенством учитывала малейшие особенности их манеры пилотирования.
Кстати, любопытно: про Шумахера такого не говорили и не писали. И это при том, что "первый немец" также не мог похвастать избытком харизмы...
Любой чемпион всегда вызывает порой диаметрально противоположные реакции. С точки зрения гениального создателя "Ред Буллов" Эдриана Ньюи, Феттель олицетворяет собой совершенного гонщика. Примерно такой же точки зрения придерживается и генеральный менеджер "Формулы-1" Берни Экклстоун. Впрочем, то же самое он говорил некогда и о Шумахере. Собственно, с этим утверждением бессмысленно спорить: Феттель, как и Шумахер, действительно совершенен в предложенных условиях. Имея в руках шедевр инженерной мысли, он, как и его соотечественник, практически безупречно реализует потенциал машины.
Что ждет Феттеля дальше? Загадывать, учитывая радикальные изменения технического регламента в 2014-м, бессмысленно. Однако вот что думает о будущем своего бывшего пилота австриец Герхард Бергер, в бытность которого боссом "Торо Россо" Феттель выиграл свой первый поул и одержал первую в карьере победу:
- Себастьяна более не интересует соперничество с Алонсо, Райкконеном или кем-либо другим. Все, что нынче так или иначе занимает его мысли, - это превысить рекорды, установленные Шумахером. И я абсолютно уверен, что он этого добьется.
Ольга ЛИНДЕ