Газета Спорт-Экспресс № 229 (6293) от 11 октября 2013 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2
ФУТБОЛ
ЧМ-2014. Отборочный турнир. Сегодня ЛЮКСЕМБУРГ - РОССИЯ
Накануне сегодняшнего матча интервью спецкору "СЭ" дал президент футбольной федерации Люксембурга Поль ФИЛИПП, который без малого 17 лет (1985 - 2001) был главным тренером сборной своей страны.
ЦЕЛЬ ЛЮКСЕМБУРГА - ДОРОГО ПРОДАТЬ СВОЮ ШКУРУ
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Люксембурга |
Н аша встреча состоялась в Национальном институте спорта, где готовят тренеров. Там же находится лицей, в котором юные спортсмены тренируются и постигают общеобразовательные предметы. Футболисты в возрасте от 13 до 17-18 лет ездят, кроме того, на тренировки в предместье города Люксембурга - Мондерканж, где базируется футбольная федерация. У ее главы, однако, есть офис в столице, в котором он и ответил на вопросы.
- Месье Филипп, вы очень долго руководили "красными львами", а турнирные пути сборных наших стран столь часто пересекались, что вам довелось соперничать с Павлом Садыриным, Борисом Игнатьевым и Олегом Романцевым. Позже с Люксембургом встречалась сборная России, руководимая Георгием Ярцевым и Юрием Семиным, а теперь и Фабио Капелло. Какая из наших команд произвела на вас наибольшее впечатление?
- Трудно сравнивать разные поколения. Сначала на Западе почти не знали российских футболистов, потом они появились в известных клубах, а теперь вновь сосредоточились на родине. Могу сказать одно: мне всегда нравилась ваша футбольная школа, основу которой составлял коллективизм. На первом месте должна быть команда. При Романцеве и ранее, еще во времена СССР, ваша сборная практиковала тотальный футбол, похожий на тот, что показывал былой "Аякс". Она могла подчинить сильные индивидуальности интересам коллектива. Хотя, конечно, при разных тренерах подход отличался.
При Лобановском был упор на атлетизм, и сегодняшняя сборная Украины тоже проповедует такой подход. Иногда мне, правда, казалось, что для ваших футболистов он противоестествен. Ведь они большие технари, у них артистические натуры. Но при Романцеве команда играла в более тонкий, эдакий латинский футбол. Сильное поколение во главе с Аршавиным предстало на чемпионате Европы пять лет назад. Хотя обычно вашим командам, которые уверенно проходили отборочные этапы, чего-то в финальных турнирах не хватало. Не получалось у них подойти к ним на пике формы.
- Трудно ли быть тренером сборной без высоких задач? Как легенду рассказывают, что в отборочной кампании Euro -96 команда набрала 10 очков. Но...
- ...это достижение именно для Люксембурга. Вы задали вечный для нас вопрос. Работая с командой Люксембурга, приходится отдавать себе отчет, что страна с полумиллионным населением (для вас это, должно быть, масштабы поселка) не пробьется в финальный турнир чемпионата мира или Европы. Нужно ставить реальные цели. Но важно, чтобы они все-таки были.
Никто у нас не рассчитывал, что Люксембург сможет соперничать в группе с Россией и Португалией. Поставить такую задачу мог бы только сумасшедший. В то же время всем хочется, чтобы команда набирала очки. Сейчас у нас их шесть, и это неплохо. Было время, заканчивали отборочный турнир с одним-двумя очками. А еще для нас очень важно качество футбола сборной. Раньше она почти все время оборонялась, теперь держит мяч, атакует. Словом, играет.
Не забудем еще один существенный момент. Две недели назад на встрече президентов и генеральных секретарей федераций, входящих в УЕФА, обсуждали перспективы отборочных турниров после 2018 года. Для нас, представителей маленьких государств, жизненно важно, чтобы был сохранен существующий ныне принцип отбора.
- А его могут изменить?
- Есть риск введения для турниров сборных предварительных матчей, как в Лиге чемпионов, хотя большинство ассоциаций против этого. Сейчас нас заверили, что дискриминации не будет, но раз уже зашел разговор на уровне "что вы думаете, если?..", то мы, естественно, испытываем опасения.
Наша молодежь мечтает хоть раз в жизни выйти на поле против Криштиану Роналду и других звезд, это подстегивает, заставляет работать. Вместе с тем я понимаю, когда в ведущих футбольных державах заводят разговор о том, что ездить в Люксембург или Лихтенштейн бессмысленно, потому что всякий раз там получается 8:0 или что-то вроде того. Поэтому нам, маленьким, надо набирать очки, чтобы рекламировать себя. Результатами!
Да, нам трудно победить фаворитов, но мы готовы дорого продать свою шкуру. Пусть редко, но мы отбираем у них очки. Мы способны по крайней мере повлиять на общий итог. Поэтому в Люксембурге всегда рады, когда какая-нибудь невысоко котирующаяся сборная преподносит сенсацию.
- Не думаете, что с новым форматом Euro в 24 участника у Люксембурга появится малюсенький шанс пробиться в финальный турнир?
- Почему бы и нет?
- Ведь если произвести подсчет очков в воображаемом турнире с участием трех слабейших сборных группы, то у Люксембурга 6 очков, у Азербайджана, которому еще встречаться в Баку с Северной Ирландией, - только 3 очка, а у британцев и вовсе 2.
- Именно этот аргумент собираюсь привести, когда придет время подводить итоги наших выступлений. Кроме всего прочего, наша команда отлично сыграла дома с Португалией, несмотря на поражение со счетом 1:2. Нам обязательно надо нацеливаться на победы над сборными, которые располагаются в рейтинге ФИФА на 15-20 позиций выше.
- Великий герцог Анри (ему 58 лет. - Прим. А.П.) интересуется футболом?
- Он постоянно бывает на финалах Кубка Люксембурга, иногда посещает международные матчи, знает игроков, что уже неплохо, но, в отличие от князя Монако Альбера, в футбольную жизнь не вмешивается.
- Монако - особый случай. Но почему бы вам не создать клуб вроде лихтенштейнского "Вадуца", который соревнуется во втором дивизионе Швейцарии и даже на сезон выходил в класс сильнейших, и не заявить его, допустим, в чемпионат Бельгии?
- Дискуссии на эту тему идут постоянно. Но, во-первых, УЕФА и ФИФА разрешают включить клуб в зарубежный внутренний турнир только в том случае, если страна не способна организовать свой национальный чемпионат. А у нас он есть. В нем участвуют 14 клубов, не считая низших дивизионов. Всего в стране 106 клубов.
А во-вторых, мы сами не хотим идти по пути Лихтенштейна, который не достиг своих целей, о чем мне говорил президент их национальной федерации. Поначалу там создали профессиональную команду на базе сборной, но на сегодняшний день за клуб играют только два лихтенштейнца. Есть спонсоры, которые хотят, чтобы клуб выступал на более высоком уровне, они стали привлекать легионеров. И еще проблема: вы же не можете запретить футболисту из Лихтенштейна перейти в другую команду?
- Но из Люксембурга игроки тоже уезжают.
- И благодаря этому сборная становится сильнее. Создав один клуб, который будет, по существу, представлять город, а не страну, мы уничтожим все остальные. У нас и без того в отдельных матчах национального чемпионата на поле выходят одни иностранцы. Поэтому мы ввели правило: среди 16 игроков, внесенных в заявку на матч, должны быть как минимум семь футболистов, которые получили первую лицензию в Люксембурге.
Речь не о национальности, не о паспорте, а о месте первой регистрации. Было трудно договориться с Европейской комиссией, но мы сделали это с помощью адвокатов и уже пожинаем первые плоды. В Швейцарии, кстати, пошли даже дальше. Там введен минимум для игроков, начинавших играть не в стране в целом, а в конкретном клубе.
- Чего вы ждете от матча с Россией?
- Ваша сборная в двух победах от путевки в Бразилию, и ей играть с самыми слабыми командами группы, пусть и на выезде. Задача абсолютно ясна. Поэтому российские футболисты будут сверхмотивированы. Ведь некоторые могут больше никогда не попасть на чемпионат мира.
Поскольку Люксембург победил Северную Ирландию, россияне не должны относиться к нашей команде легкомысленно. Россия, конечно, явный фаворит. Но Люксембург не так уж плохо выглядел в Казани - подвели "стандарты" у своих ворот, да смутил первый "быстрый" гол.
- Футболисты сборной Люксембурга вряд ли будут испытывать психологическое давление.
- Вы правы. Когда они встречались с Северной Ирландией и Азербайджаном, от них хотели побед, но в матче с Россией успеха никто требовать не будет.
- Отсутствие в атаке дисквалифицированного Орельена Йоахима из голландского РКК - серьезная потеря?
- Да. Этот игрок умеет цепляться за мяч, прикрывать его корпусом и дожидаться, пока вперед прибегут другие. Без него придется искать другие способы атаки. Впрочем, для нас потеря любого основного игрока чревата последствиями. У нас же нет тридцати футболистов, на которых можно было бы рассчитывать.
- А наши тренеры все время сетуют, что у них выбор ограничен только тридцатью игроками.
- Поэтому мы в разных весовых категориях.