Газета Спорт-Экспресс № 223 (6287) от 4 октября 2013 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 5

4 октября 2013

4 октября 2013 | Теннис

ТЕННИС

СВОЯ КОЛОНКА

ВАРИАНТ ДЛЯ АНДРЕЕВА И ЧАКВЕТАДЗЕ

Шамиль ТАРПИЩЕВ

Начало осени для нашего тенниса получилось не самым радостным. В том числе потому, что в середине сентября о завершении своей карьеры официально объявила Анна Чакветадзе, а спустя несколько дней точно так же поступил Игорь Андреев.

Они добились немалого. Чакветадзе - экс-пятая ракетка мира, обладательница 8 титулов WTA Tour . Андреев входил в первую двадцатку рейтинга ATP , выиграл 3 турнира. Именно он в 2005 году в четвертьфинале турнира в Валенсии обыграл на грунте Рафаэля Надаля, после чего испанец на этом покрытии стал практически непобедим. С именами Анны и Игоря связаны наши победы соответственно в Кубке федерации-2007, 2008 и Кубке Дэвиса-2006.

Хотя давно было ясно, что возобновить выступления на высоком уровне им уже не суждено, мне все равно обидно. Ведь 27 лет в современном женском теннисе - так же как, кстати, 30 лет в теннисе мужском, - зачастую возраст расцвета. Казалось бы, нашим заслуженным мастерам спорта еще играть и играть. Увы.

Чакветадзе и Андреев - не первые и не последние игроки, которым не удалось сказать своего последнего слова из-за травм. Но ведь травмы, как и результаты, зачастую являются прямым следствием перегибов в тренировочном процессе и ошибок в постановке базиса техники.

Скажем, Чакветадзе - очень умная теннисистка, чьими изысканными комбинациями на корте все мы любовались, испытывала проблемы с подачей. Кроме того, Анна не уделяла нужного внимания физподготовке. Именно фитнес был тем резервом, который в свое время мог помочь ей выйти на еще более высокий уровень. Яркое тому доказательство - успехи, которых добилась в последние два года Мария Кириленко.

На Андреева же, который долгое время совершенствовал свое мастерство в Валенсии, на мой взгляд, отрицательное влияние оказала испанская школа. Ее однобокость снивелировала те заложенные природой внутренние качества Игоря, которые проявлялись, когда, к примеру, он выходил на футбольное поле или хоккейную площадку. Там Андреев демонстрировал свою суть - атаковал гораздо больше, чем на корте, где ему искусственно привили любовь к оборонительному по своему характеру теннису на задней линии. Научись Игорь действовать более разнообразно - и его успехи, уверен, были бы более серьезными.

При этом надо понимать: мастера, умеющего в теннисе абсолютно все, не существует. Такой уж это многогранный вид спорта. Наверное, ближе других к идеалу подошел Роджер Федерер. Однако и у него, и у Рафаэля Надаля, и у других представителей первой десятки мирового рейтинга можно найти как козыри, так и слабые места, указав причины их появления.

Но теория - теорией, а практика - практикой. Для того чтобы молодой игрок гармонично развивался, ему необходима помощь не одного, а сразу нескольких специалистов - тренеров по теннису и по физподготовке, психолога, физиотерапевта. К ним почти всегда чрезвычайно полезно подключить недавнего профессионала, который может быть и не знаком с тонкостями методики тренировок, но зато обладает большим игровым опытом. Именно такую формулу мы в Федерации тенниса России (ФТР) и подразумеваем, когда говорим о необходимости создания 16 профессиональных команд по возрастам (8 мужских и 8 женских), в каждую из которых входили бы несколько перспективных игроков. В таком случае у нас хватило бы работы абсолютно всем нашим мастерам, завершившим свои выступления. В частности, могли бы использовать свои знания те же Андреев и Чакветадзе, которые приобрели большой жизненный опыт, прошли тяжелую школу, пропуская многие вещи через себя. Думаю, это для них это был бы неплохой вариант.

База для такой работы уже имеется - Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма в Казани, где вот уже несколько месяцев трудятся специалисты ФТР. Если удастся обеспечить еще и полноценное финансирование той серьезной деятельности, на которую мы нацелились, то появится возможность в течение нескольких лет подготовить новый резерв. Он придет на смену уходящему поколению, радовавшему нас своими победами.

Шамиль ТАРПИЩЕВ - президент Федерации тенниса России, капитан национальных команд в Кубке Дэвиса и Кубке федерации, член МОК