Газета Спорт-Экспресс № 134 (6198) от 22 июня 2013 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

22 июня 2013

22 июня 2013 | Футбол

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Владимир МОЖАЙЦЕВ

ФУТБОЛИСТ, НЕ БОЛТАЙ!

Неподалеку от редакции "СЭ" находится чебуречная, стилизованная под заведение советского общепита. Среди многочисленных средств агитборьбы с пьянством, тунеядством и аморалкой обращает на себя внимание плакат, на котором сурового вида комсомолка в красной косынке прижимает палец к губам, предупреждая о шпионской опасности. И емкая надпись: "Не болтай!"

С некоторых пор ловлю себя на мысли, что подобный образчик искусства соцреализма неплохо было бы повесить в раздевалке футбольного "Спартака". Ощущение это возникло примерно полгода назад, когда Артем Дзюба назвал Унаи Эмери "тренеришкой". А с недавних пор оно еще и усилилось - после того как новоиспеченный спартаковец Денис Глушаков ничтоже сумняшеся заявил, что более слабого тренера, чем Славен Билич, в его карьере не было.

Я, конечно, за плюрализм мнений и свободу слова. Более того, политкорректность и корпоративная солидарность, являющиеся фундаментом и цементом 95 процентов интервью в исполнении спортсменов (не только в России, но и во всем мире), меня изрядно раздражают. И не только в силу моей профессии спортивного журналиста. Просто обидно, когда в большинстве своем умные и нетрусливые в общем-то люди неловко балансируют в своих ответах между откровенной банальностью и замалчиванием очевидных фактов.

Вот только небанальные "откровения" Дзюбы и Глушакова - категорически не из тех, под которые хочется подставлять диктофон. Прежде всего потому, что случились эти заявления уже после расставания игроков с тренерами. А кидать камни в спину уходящему - занятие не слишком красивое и благородное, с какой стороны ни посмотри. Коли у тебя так болит душа за родной клуб, которому наставник-легионер не дает демонстрировать искрометный футбол, - так руби правду-матку в раздевалке, при всей команде. Или даже журналистам - но только тогда, когда коуч все еще продолжает исполнять свои тренерские обязанности, а значит, есть возможность как-то на ситуацию повлиять.

Блестящим примером человеческого мужества и честности может служить Дмитрий Аленичев. У него тоже душа болела за "Спартак" - и он не побоялся, придя в нашу редакцию, честно изложить свое видение сложившегося тогда в стане красно-белых непростого положения дел. Хотя прекрасно осознавал, что лично для него этот порыв души чреват серьезнейшими неприятностями.

Импонирует позиция Валерия Карпина, который Дзюбу за некорректные высказывания в адрес Эмери мгновенно оштрафовал - и на весьма приличную сумму. Равно как заслуживает уважения и позиция самого Билича, который в интервью "СЭ" сказал, что не держит на Глушакова зла.

Да, у испанца и хорвата в России не сложилось. Но своими достижениями они уже всем давно доказали, что относятся к элите тренерского цеха. Искренне желаю Дзюбе когда-нибудь стать, к примеру, безоговорочным лидером третьей команды Испании (чего Эмери в своей карьере наставника уже добивался - и не однажды). Пока же вклад нападающего в красно-белую историю невелик - за семь (пусть неполных) сезонов он забил всего 31 мяч. Категорически не хочу копаться в чужих карманах, но, думаю, путем математических прикидок несложно прийти к выводу, что "Барселоне" каждый гол Месси обходится дешевле…

Что до Билича, то он уже сделал для футбольной (и не только футбольной) России больше, чем Глушаков только может надеяться сделать. Не случись фантастических 3:2 в матче сборных Хорватии и Англии - не было бы у всех нас чуда победы над Голландией в четвертьфинале ЧЕ-2008 и ощущения причастности к чему-то очень, очень большому…

Искренне надеюсь, что Глушаков поможет выйти "Спартаку" на новый уровень. Что Дзюба, после своего высказывания позабывший вкус гола, вновь заиграет так, что невызов его в сборную России (как это случилось перед чемпионат Европы-2012) будет восприниматься если не как нонсенс, то как весьма спорное тренерское решение. И что оба они извлекут из всех этих историй что-то, не умещающееся в рамки прямоугольника футбольного поля.

Потому что большой спорт - это не только голы и места в таблице. Это еще и территория, где люди могут и должны расти. Прежде всего - над собой.