Газета Спорт-Экспресс № 114 (6178) от 31 мая 2013 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
АВТОСПОРТ
Известный петербургский банкир и предприниматель запустил в конце 2012 года программу поддержки молодых российских пилотов SMP Racing . Ее генеральная идея проста: выступать в лучших гоночных сериях должны самые быстрые российские пилоты, а не самые обеспеченные. На прошлой неделе с Борисом Ротенбергом в ходе "Гран-при Монако" встретился специальный корреспондент "СЭ".
БОЛЬШИЕ ГОНКИ Бориса РОТЕНБЕРГА
Мы шли по нарядному субботнему Монте-Карло по адресу, который нам дал кто-то из ближайшего окружения Бориса Ротенберга. "Дом по правую руку, сразу за автомобильным салоном. Напротив банк. Там встретят".
Все так и случилось.
Не дождавшись лифта, поднялись на четвертый, кажется, этаж. Тишину просторной квартиры ломтями резал с непривычки чудовищный вой болидов "Формулы-1". Прямо под окнами шла третья тренировочная сессия. До старта квалификации "Гран-при Монако" оставались считаные минуты.
Из окна открылся фантастический вид на марину Монте-Карло, с пришвартованными яхтами-красавицами, на палубах которых гремела музыка. Балконы всех окрестных домов были забиты зрителями. Каждый второй наслаждался чувством близости к "Формуле-1" с фотоаппаратом в руках. Такое единение с этим спортом в бытовых условиях возможно только в Монте-Карло.
Я оглянулся. Вокруг по квартире сновала масса крепко занятых людей в одинаковой экипировке. Все поголовно нашли себе спасение от рева моторов в больших наушниках. Кто-то втиснул мне в руки кепку с логотипом SMP Racing . Я уважительно повертел ее в руках, но отложил в сторону. Мне в уши срочно требовались затычки.
Я как раз разглядывал обеденное меню (королевские креветки, турнедо из утки, сыры, десерт), когда балконная дверь распахнулась и в комнату вошел Борис Ротенберг. До нашего интервью я знал его, как одного из самых непубличных и даже таинственных бизнесменов, имеющих к российскому спорту самое прямое отношение.
"Таинственный" рывком снял наушники, мы поздоровались и стали вежливо кричать друг на друга, перекрывая звуки "Формулы-1".
- Пятизвездный вид, - я отдал должное расположению его зрительской ложи.
- А, это, - улыбнулся Ротенберг. - Ну вы посмотрите немного гонку. Мы еще успеем поговорить.
Фанатам "Формулы" нетрудно будет объяснить, откуда именно мы наблюдали за заездами. Чуть правее место старта. Чуть левее - первый поворот Сент-Девот. Вскоре прямо на наших глазах разобьет свою "Феррари" Фелипе Масса. Его левое колесо повиснет, как макаронина, и бразилец сначала не выйдет на квалификацию, а на следующий день повторит тот же фокус и по ходу гонки. В том же самом повороте.
В Монте-Карло Ротенберг (член совета директоров банка "Северный морской путь", отсюда аббревиатура гоночной программы) приехал если и зрителем, то не совсем обычным. Уик-энд "Гран-при Монако" не ограничивается одной только "Формулой-1". Там и заезды GP 2 (эдакой "Формулы-2"), и Porsche Supercup , а еще "Формула Рено 3.5", где цвета SMP Racing защищала элита российского автоспорта - Михаил Алешин и Даниил Мове.
Но эти двое - лишь верхушка айсберга. В полном списке почти 40 фамилий. И через запятую с 9-летними картингистами, чьи имена пока известны их родителям да классным руководителям, в нем демократично фигурирует учредитель самого проекта.
"Борис Ротенберг, 56 лет, Санкт-Петербург".
"ФОРМУЛА-1"
- Мы сидим за одним столом во время "Гран-при Монако". Этому должна быть какая-то предыстория.
- Автоспорт крайне дорогой вид спорта. И в России это пока работает так, что, если у папы есть деньги, он своего парнишку сажает за руль и "ведет" дальше. Но при этом есть масса очень быстрых ребят, которые не могут себе позволить выезжать на соревнования. Полгода назад мы совместно с нашей автофедерацией во главе с Виктором Кирьяновым создали SMP Racing . Можете считать это масштабной программой поддержки молодых российских пилотов - от картинга до различных "Формул".
Задача наша, как мне кажется, проста и понятна: сделать так, чтобы самые быстрые, а не только самые обеспеченные наши пилоты нашли себе нишу в мировом автоспорте. Во главу угла я ставлю спортивный принцип. Двери открыты для всех. Когда число наших пилотов увеличится, когда появится взаимозаменяемость, профессиональный рост и движение вперед, каждый из ребят найдет себе "свою" "Формулу". Я в этом твердо убежден.
- Какие гоночные серии вас интересуют в первую очередь?
- Пока смотрим пацанов в картинге. Пересаживаем их в детскую "Формулу". Учимся, как их правильно по-гонщицки развивать. Сейчас у нас есть ребята в "Формуле Abarth ", "Формуле Рено 2.0". Передвигаемся оттуда в "Формулу Рено 3.5". Плюс кузовные серии, которые я сам пытаюсь ездить, чтобы лучше понимать специфику.
В прошлом году ездил "челленджи" (этапы серии Ferrari Challenge . - Прим. С.Б.). Специально приезжал на гонки ради того, чтобы понять структуру. Понаблюдал и понял, что народ у нас в автоспорте немного разобщенный. Каждый двигается в своем направлении, пытаясь найти спонсора и продвинуть своего протеже. Где-то, как я понимаю, спортивный принцип теряется. Я всю жизнь провел в дзюдо. И понимание того, как вид спорта должен быть организован изнутри, у меня есть. Осталось перенести это на автоспорт.
- А на "Формулу-1" ваши планы распространяются?
- Туда мы пока не замахиваемся. Это отдельный бизнес-проект, в котором есть большая политическая составляющая. Нет, "Формула-1" в нашу программу в принципе вписывается, однако решать вопрос всякий раз станем индивидуально.
- Но какая-то конкретика уже есть?
- Лично у меня нет. Посмотрим, куда выведет нас эта дорога. Если выведет куда-то, воспользуемся случаем. Понятно, мне хотелось бы, чтобы в "Формуле-1" кто-нибудь поехал от России. И поехал бы так, знаете, нормально. Но это вопрос будущего.
АМБИЦИИ
Слушая Ротенберга, я не переставал удивляться: почему такая программа не была создана в России раньше? У собеседника ответа на этот вопрос тоже не было.
- Я не знаю, как было раньше. Или почему этого не было раньше. Поступаю так, как понимаю суть вопроса. И сейчас хочу просто посмотреть, а работает ли эта программа вообще? Может, я что-то неправильно делаю? Может, надо не распыляться, а вложить все средства в одного пилота и гнать его вперед? Но не попадет ли он тем самым в изоляцию? Не лучше ли ему, чтобы вырасти бойцом, вариться в одном котле с остальными?
- В российский спорт в последнее десятилетие пришел крупный отечественный бизнес. Почему, на ваш взгляд?
- Ну у каждого своя история. Это от человека зависит. Можно продолжать зарабатывать деньги, а можно попробовать реализовать свои амбиции в спорте. Я всю жизнь работал с детьми. Мне это понятно. И SMP Racing - желание доказать самому себе, что я в состоянии выстроить новую структуру. Иными словами, в моем случае это вопрос удовлетворения амбиций.
- Для вас спорт хобби или бизнес?
- Естественно, хочется, чтобы это как-то окупалось. Чтобы не в песок…
- То есть пока хобби? И достаточно дорогостоящее?
- Конечно. Но я вкладываю в детей, а это серьезно. Это развитие. Поверьте, если мы создадим систему, в которую ребенок захочет попасть и в ней остаться, для меня это уже будет результат.
- Я понимаю, что вы можете все это себе позволить. А есть цифры, во сколько это вам обходится?
- Не хотел бы уходить в цифры. Мы пока в процессе становления. Собрали людей, которые это дело любят и хотят развивать. Я ни на кого не давил, никого не заставлял. Да, основная часть расходов, конечно, моя. Но люди уже подходят, интересуются, в том числе иностранцы. Рано или поздно это должно стать рентабельно. Хотя бы в какой-то степени.
- Сколько примерно вы даете этой программе сроку?
- Пока столько, сколько нужно. Сам автоспорт - дело неокупаемое, надо это понимать. Но если получится построить трассу, создать вокруг нее какую-то инфраструктуру, то небольшую прибыль приносить это сможет.
- Ваше увлечение автоспортом может быть как-то связано с проведением в 2014 году в Сочи "Гран-при России"?
- "Формула-1" в России нашему проекту однозначно на руку. Но вообще это не мой вопрос.
- Кто ваш любимый гонщик?
- Мне нравится, как едет Миша Алешин. Но ему надо - мое мнение - поработать с психологом. Он порой сам не верит в то, на что способен.
- А вообще?
- Мне всегда нравился Кими Райкконен. Вот боец, а? Начинается гонка, и он ей полностью отдается. И летит. Это дар Божий. Не случайно человек был чемпионом мира.
ДЗЮДО
Вот интересно, почему вице-президент Федерации дзюдо России - той самой федерации, чьим почетным президентом, на секундочку, является действующий президент страны, - так увлекся автоспортом?
- А ведь могли бы сейчас с братом рубиться клубами в хоккей, - сказал я Борису Ротенбергу.
- Ну, это не исключено еще, - засмеялся он. - Впрочем, там уже дети с братом рубятся.
Семья Ротенбергов одна из наиболее влиятельных в современном российском спорте. Родной брат Бориса Ротенберга Аркадий недавно стал владельцем хоккейного "Динамо" и уже успел отпраздновать победу в Кубке Гагарина. При этом старший сын Роман, которому сейчас 32, успел поработать в структуре КХЛ, пока два года назад не стал вице-президентом по маркетингу хоккейного СКА - клуба, принадлежащего Геннадию Тимченко, близко общающемуся с Аркадием Ротенбергом. Вот как все в российском хоккее переплелось.
- Вы по-прежнему много времени уделяете дзюдо?
- Да. Хотя основную нагрузку несет все же брат, первый вице-президент федерации. Для меня самое главное, что дал результат тот 8-летний цикл, который мы в свое время разработали. Взяли итальянца Эцио Гамбу, который, можно сказать, живет одной жизнью с ребятами. То, что было на Олимпиаде в Лондоне (три золотые, серебряная и бронзовая медали. - Прим. С.Б.) - прямое следствие той самой 8-летней работы. А когда мы четыре года назад провалились в Пекине-2008, нас за это заклевали.
- Было дело.
- Ну вот. Многие подумали, то же самое нас ждет и в Лондоне. А чем все закончилось, вы знаете.
- Почему вы взяли именно Гамбу?
- Были и другие претенденты, но он очень близкий нам по менталитету человек, хоть и итальянец. Все, что просил для команды, мы сделали. А сейчас мы в рейтинге стоим выше японцев, хотя когда-то казалось, что они недосягаемы. Да и в Италии теперь кусают локти, что упустили "своего" Гамбу. Мне другое нравится. Наша молодежь уже подпирает олимпийских чемпионов-2012. И тем надо оставаться в тонусе.
- Вы сами в олимпийском Лондоне побывали?
- Конечно. Даже участвовал в награждении.
- Кого?
- Тагира Хайбулаева.
- Это когда Владимир Путин приехал в зал?
- Да, в тот день.
История о том, как Борис Ротенберг боролся в одной секции с Владимиром Путиным, давно уже стала достоянием общественности. Сенсации на этом не сделаешь. Ротенберг, правда, вносит в распространенную версию принципиальную поправку - и он с братом Аркадием, и сам Путин изначально шли заниматься самбо.
- Вы пришли в дзюдо в конце 1960-х? - решил уточнить я.
- Я пришел в самбо.
- А дзюдо в те годы было "чуждым" видом спорта?
- Дзюдо повезло, что он стал олимпийским видом. Самбо им никогда не был. На первую Олимпиаду, в 1964-м в Токио, поехали бороться наши самбисты. И выиграли там четыре бронзовые медали. А федерация дзюдо у нас в стране была создана только в 1972-м.
- В каком весе выступали вы?
- Лучших результатов добился в 65 кг и 71 кг.
Дойдя до уровня мастера спорта СССР по самбо и дзюдо, Ротенберг переквалифицировался в тренеры. А в 1992-м надолго, почти на десять лет, уехал в Финляндию. Работал тренером профессионального клуба дзюдо в Хельсинки.
- История там была простая. А может быть, и сложная, - принялся вспоминать Ротенберг. - Я преподавал в Школе милиции, был тренером по физподготовке: рукопашный бой, дзюдо. Плюс насобирал большой зал - ребятишки сотнями приходили записываться в секцию. В конце 1980-х в стране стали возникать так называемые горячие точки. В одной такой под Ташкентом побывал и я. Три месяца разнимал месхетинцев с узбеками. Вернулся в Питер, а в стране все начало разваливаться. Увольняли из органов, из вооруженных сил. Появилась возможность уехать с семьей в Финляндию, и я ею воспользовался.
- Хорошие были условия?
- Очень. У меня была зарплата в четыре тысячи финских марок, а девальвации в России тогда еще не случилось. Помню, что взял ссуду на постройку дома - двадцать, кажется, тысяч рублей. И заработал в Финляндии эти деньги буквально за месяц.
- Какой ваш главный тренерский успех?
- Воспитал парня, который стал чемпионом Европы.
- Тяжа?
- Нет, он в моем весе боролся.
ФУТБОЛ-ХОККЕЙ
Спортивное прошлое наверняка продиктовало и настоящее семьи Ротенбергов. Про старшего сына Романа уже сказано. Младший сын начинал в футбольном "Зените", затем перешел в московское "Динамо". В основной состав пробиться не удалось, и Борис Ротенберг-младший отправился по арендам. Место нынешней стоянки 27-летнего игрока - никосийский "Олимпиакос".
- Ваш сын Роман работает в СКА. Брат - президент "Динамо". Насколько близки к хоккею вы?
- В стороне, естественно, оставаться не могу. Был с командой в Челябинске на финальной серии Кубка Гагарина. Верил, что сможем победить, хотя повторить успех всегда сложнее, чем выиграть впервые. В дзюдо, к примеру, звание чемпиона мира гарантирует особый настрой со стороны соперников. Тебя иначе начинают просчитывать. Так и в хоккее. "Трактор" мы все же обыграли, хотя эта команда мне очень понравилась. Показывает чисто советский хоккей. Молодцы.
- "Мы" вы все же говорите о "Динамо".
- Да. Но понятно, что я, как петербуржец, болею и за СКА тоже. У них там получился хороший бизнес. В магазине командной атрибутики очереди. Мне нравится, как Рома там работает. Он учился в Лондоне, играл в хоккей за границей. И сумел перенять в какой-то степени энхаэловскую модель, добавив свое понимание дела.
- А младший, Борис?
- Я желаю ему достичь успехов на футбольном поле. Но по завершении карьеры мне бы хотелось, чтобы он поехал на стажировку в "Барселону" или в "Челси". Это два клуба, где существует отлаженная система подготовки и есть инфраструктура, позволяющая зарабатывать. Вы правильно говорите, что спорт в России - чистое меценатство. А должен быть бизнес. Борис парень упертый, уже сейчас понимает в футболе больше, чем многие другие. Поступил в аспирантуру, второй ребенок у него родился. Растет как личность. Притом самостоятельная.
- Вам это нравится?
- Конечно, нравится. Я его ситуацию перекладываю на себя. Это я где-то чего-то в спорте не достиг, хотя мог бы. В чем-то слабину дал, где-то тренер не настоял. Карьера у Бориса складывается непросто, и я мог бы в любой момент выдернуть его в бизнес, но считаю, что не имею права в этом вопросе его трогать. Это его жизнь. И свой выбор он должен сделать сам.
- Он сейчас на Кипре?
- Да, но будет возвращаться в "Динамо". Дан Петреску сказал, что всем игрокам, кто в аренде, намерен дать шанс. И у Бориса снова глаза загорелись. Из тренажерного зала не выходит.
- Как вам футбольное "Динамо" в этом году?
- В тройку могли попасть! Но проиграть "Алании"… Безалаберность, конечно. Они думали, что "Алания" вылетела и заранее сдастся. А там поставили в состав молодых пацанов, которые бились за место под солнцем. Им все равно было, против кого играть - "Зенита", ЦСКА, "Спартака"! И вместо матча устроили какое-то побоище, сделали из спорта насмешку. Саня Кокорин зачем-то прыгнул двумя ногами в соперника.
- Семь матчей дисквалификации ему дали по делу?
- Конечно. Он ведь инвалидом парня мог сделать. Хотя по таланту Кокорин - номер один в нашем футболе. Просто с ним работать нужно. И разговаривать. И чем больше с ним будут говорить, тем он большего в спорте добьется.
Сергей БУТОВ
Монте-Карло - Москва