Газета Спорт-Экспресс № 63 (6127) от 25 марта 2013 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 2
ФОРМУЛА-1
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 2-й этап
Зрители были в полном восторге, а пилоты пришли на подиум с похоронными выражениями лиц. Так странно завершился вчера увлекательнейший "Гран-при Малайзии".
ФЕТТЕЛЬ "ПО ОШИБКЕ" ВЫТЕР НОГИ О ПАРТНЕРА
Товарищи по команде бьются за лидерство колесо в колесо. Отчаянно, на грани фола, но не переступая другую грань - между смелостью и глупостью. Или все-таки переступая - ибо с чего на капитанских мостиках руководители команд хватаются за голову, а в радиоэфире раздаются слова гоночных инженеров: "Себастьян, а вот это было глупо"? Или: "Нико, успокойся, не дави на него, вам обоим надо доехать до финиша!" Гонщики тоже не остаются в долгу. Они кричат в микрофоны: "Марк едет слишком медленно, пусть уйдет с дороги!" Или: "Я же намного быстрее Льюиса, почему он меня не пропустит?!"
В итоге все без потерь доезжают до финиша, оказавшись на подиуме или в непосредственной близости от него. Впору радоваться: дубль пилотов "Ред Булла", третье и четвертое места гонщиков "Мерседеса" - это гораздо лучше, чем неделю назад в Австралии. Но поднимающиеся на подиум пилоты выглядят спускающимися в расстрельный подвал. Марк Уэббер и Себастьян Феттель стараются не смотреть друг на друга. Льюис Хэмилтон с Нико Росбергом, покинув машины, жмут друг другу руки, но британец тоже не особо торопится радоваться первому подиуму в составе новой команды. И дело явно не в ошибке по ходу первой волны пит-стопов, когда Хэмилтон "по старой памяти" заехал за новыми шинами в боксы "Макларена", за который он выступал шесть предыдущих сезонов.
Ситуация с "Мерседесами" разъяснилась быстро. Хэмилтон лучше товарища по команде провел первую половину гонки, но потом в попытках угнаться за "Ред Буллами" (от которых он отставал не так уж сильно) сжег слишком много топлива и не смог контролировать износ покрышек. Росберг догнал партнера, они несколько раз поменялись позициями в борьбе за третье место - и тут руководство решило, что такая борьба ни к чему хорошему не приведет. Пилотам приказали сохранять свои текущие позиции. Причем приказали тогда, когда впереди, как назло, был не Росберг, который проводит в "Мерседесе" уже четвертый сезон и которому недостаточно быстрая или недостаточно надежная машина испортила уже немало гонок, а Хэмилтон. Тот, что в команде без году неделя.
"Сегодня Нико пилотировал умнее меня, и по-хорошему именно он должен был стоять на подиуме, - сказал на пресс-конференции британец. - Но с учетом наших позиций в чемпионате логичнее было финишировать именно в этом порядке". Вроде не поспоришь: перед стартом малазийского "Гран-при" у Хэмилтона было 10 очков, а у Росберга - ни одного. Но ведь речь идет всего лишь о второй гонке сезона. Весьма странный способ мотивировать Росберга. Ведь у Хэмилтона и зарплата выше, и внимания ему уделяется больше, и в подружках у него - длинноногая певица из популярной поп-группы. А тут вдобавок выясняется, что как бы "умно" ты ни провел гонку - обгонять Льюиса не смей. Даже если он вынужден ехать медленно, не сумев грамотно распорядиться топливом и шинами.
Кстати, а как получилось, что именно "Мерседесы" стали ближайшими преследователями "Ред Буллов"? Где же "Лотусы" и "Феррари", финишировавшие неделю назад в Австралии на первых двух позициях?
Фернандо Алонсо после старта пристроился сразу за возглавившим пелотон Феттелем, но уже во втором повороте немец замедлился чуть сильнее, чем ожидал испанец, "Феррари" ткнулась носом в заднюю часть "Ред Булла", и переднее крыло итальянского болида надломилось. По непонятной пока причине Алонсо не заехал в боксы - и уже на втором круге вылетел с трассы, поскользнувшись на крыле, когда оно отвалилось окончательно и попало прямиком под передние колеса.
Второй "Феррари" Фелипе Массы просто не хватило темпа. Как и обоим "Лотусам". Кими Райкконен и Ромэйн Грожан вновь сделали на один пит-стоп меньше большинства остальных пилотов (напомню, что неделю назад это принесло финну победу), но из-за низких стартовых позиции оба "завязли" в борьбе с середняками. А такая тактика требует быстрого выхода на оперативный простор, где можно выжимать из машины максимум и сильно не отставать от чаще заезжающих в боксы и потому более быстрых соперников.
В итоге борьбу за победу вели два "Ред Булла". Поначалу казалось, что это - не день Феттеля. Немец поторопился сменить "промежуточные" шины на слики (из-за прошедшего до старта дождя первые круги пилоты ехали по подсыхающей трассе) и подарил лидерство избежавшему спешки Уэбберу. Во время второй волны пит-стопов Феттель потерял еще одну позицию - выпустил вперед Хэмилтона. Только после этого Себастьян снова включил свой чемпионский режим: обогнал "Мерседес", сократил до минимума отставание от Уэббера и в итоге вышел вперед - после весьма жесткой (в какой-то момент между правыми колесами "Ред Булла" и бетонной стенкой стартовой прямой оставались считаные сантиметры), но при этом корректной, а потому и очень красивой борьбы. Если бы занавес опустился сразу после взмаха клетчатого флага, "Гран-при Малайзии" стал бы идеальным ответом на вопрос: почему именно Себастьян Феттель является трехкратным чемпионом мира. Однако мрачное лицо Уэббера и тягостное молчание в комнатке за подиумом дали понять, что не так все просто.
"Когда я был лидером, команда дважды мне подтвердила, что Себастьяну дана команда оставаться вторым, - рассказал позже австралиец. - Поэтому я сменил режим работы двигателя на менее агрессивный и сбросил темп, чтобы контролировать износ шин". Победитель гонки признал свою вину: "Мы действительно должны были сохранять позиции, а я проигнорировал указания. Это моя ошибка, я прошу прощения за это у Марка и у всей команды. Единственное, что могу сказать в свое оправдание, я сделал это ненамеренно".
Пожалуй, в истории автогонок найдется не так много выигранных "по ошибке" гонок. Как и пилотов, которые "ненамеренно" вышли в лидеры общего зачета. Если принимать слова Феттеля за чистую монету, в спортивной психологии стоит открыть новый раздел, а в спортивной статистике - ввести новый показатель: "победы в состоянии аффекта".
Кирилл КАЧНОВ
"ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ". КУАЛА-ЛУМПУР
Sepanq International. 310,408 км (56 кругов по 5543 м)
Пилот | Команда | Позиция на старте | Круги | Время | Очки |
1. Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull | 1 | 56 | 1:38.56,681 | 25 |
2. Марк УЭББЕР | Red Bull | 5 | 56 | +4,298 | 18 |
3. Льюис ХЭМИЛТОН | Mercedes | 4 | 56 | +12,181 | 15 |
4. Нико РОСБЕРГ | Mercedes | 6 | 56 | +12,640 | 12 |
5. Фелипе МАССА | Ferrari | 2 | 56 | +25,648 | 10 |
6. Ромэйн ГРОЖАН | Lotus | 11 | 56 | +35,564 | 8 |
7. Кими РАЙККОНЕН | Lotus | 10 | 56 | +48,479 | 6 |
8. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ | Sauber | 12 | 56 | +53,044 | 4 |
9. Серхио ПЕРЕС | McLaren | 9 | 56 | +1.12,357 | 2 |
10. Жан-Эрик ВЕРНЬЕ | Toro Rosso | 17 | 56 | +1.27,124 | 1 |
11. Валттери БОТТАС | Williams | 18 | 56 | +1.28,610 | 0 |
12. Эстебан ГУТЬЕРРЕС | Sauber | 14 | 55 | +1 круг | 0 |
13. Жюль БЬЯНКИ | Marussia | 19 | 55 | +1 круг | 0 |
14. Шарль ПИК | Caterham | 20 | 55 | +1 круг | 0 |
15. Гидо ВАН ДЕР ГАРДЕ | Caterham | 22 | 55 | +1 круг | 0 |
16. Макс ЧИЛТОН | Marussia | 21 | 54 | +2 круга | 0 |
Дженсон БАТТОН | McLaren | 7 | 53 | - | 0 |
Даниэль РИККЬЯРДО | Toro Rosso | 13 | 51 | - | 0 |
Пастор МАЛЬДОНАДО | Williams | 16 | 45 | - | 0 |
Адриан СУТИЛЬ | Force India | 8 | 27 | - | 0 |
Пол ДИ РЕСТА | Force India | 15 | 22 | - | 0 |
Фернандо АЛОНСО | Ferrari | 3 | 1 | - | 0 |
Кими Райкконен потерял три позиции на старте за блокировку Нико Росберга во время квалификации.
Средняя скорость победителя 188,231 км/ч
Самый быстрый круг Перес (56) - 1.39,199 (201,159 км/ч)
Круги лидирования Феттель - 1-4, Уэббер - 5-7, Росберг - 8, Уэббер - 9-18, Феттель - 19-22, Уэббер - 23-30, Феттель - 31-32, Баттон - 33-34, Уэббер - 35-45, Феттель - 46-56
КВАЛИФИКАЦИЯ
1. Феттель - 1.49,674. 2. Масса - 1.50,587. 3. Алонсо - 1.59,727. 4. Хэмилтон - 1.51,699. 5. Уэббер - 1.52,244. 6. Росберг - 1.52,519. 7. Райкконен - 1.52,970. 8. Баттон - 1.53,175. 9. Сутиль - 1.53,439. 10. Перес - 1.54,136. 11. Грожан - 1.37,636. 12. Хюлькенберг - 1.38,125. 13. Риккьярдо - 1.38,822. 14. Гутьеррес - 1.39,221. 15. Ди Реста - 1.44,509. 16. Мальдонадо - без времени. 17. Вернье - 1.38,157. 18. Боттас - 1.38,207. 19. Бьянки - 1.38,434. 20. Пик - 1.39,314. 21. Чилтон - 1.39,672. 22. Ван дер Гарде - 1.39,932.
ЗАЧЕТ ЧМ-2013
Пилоты . 1. Феттель - 40. 2. Райкконен - 31. 3. Уэббер - 26. 4. Хэмилтон - 25. 5. Масса - 22. 6. Алонсо - 18. 7. Росберг - 12. 8. Грожан - 9. 9. Сутиль - 6. 10. Ди Реста - 4. 11. Хюлькенберг - 4. 12. Перес - 2. 13. Баттон - 2. 14. Вернье - 1.
Кубок конструкторов . 1. Red Bull - 66. 2. Lotus - 40. 3. Ferrari - 40. 4. Mercedes - 37. 5. Force India - 10. 6. Sauber - 4. 7. McLaren - 4. 8. Toro Rosso - 1.