Газета Спорт-Экспресс № 49 (6113) от 6 марта 2013 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ФОРМУЛА-1
Меньше двух недель осталось до первой гонки чемпионата мира-2013, который стартует 17 марта в Мельбурне. К сожалению, на этот раз в "Ф-1" не будет российского пилота. "СЭ" анализирует причины, по которым Виталию Петрову и еще семи гонщикам пришлось покинуть "Большие призы".
ПЕТРОВ, ШУМАХЕР И ДРУГИЕ НЕПРИГОДИВШИЕСЯ
Виталий ПЕТРОВ Россия
28 лет. Сезоны в "Формуле-1" - 3, "Гран-при" - 58, победы - 0, подиумы - 1, команда-2012 - "Катерхэм", место в ЧМ-2012 - 19-е.
Возможно, это еще не конец. Петров может и, главное, хочет вернуться, пусть это и удавалось немногим. Как сложится - не знает никто. Сейчас понятно лишь то, что в Мельбурн, на 1-й этап нового сезона, караван "Формулы-1" отправится без россиянина. А мы пока можем подвести итоги. Будем надеяться, что промежуточные.
Три сезона, 58 "Гран-при", один подиум. Это много или мало?
Определенно, хотелось бы большего. Но тут важно помнить: перед нами пилот, карьера которого началась примерно в том возрасте, когда уже разрешено покупать алкоголь в магазинах. Карьера, в которой были гонки на "восьмерках" и по аэродрому в Мячкове, неудачная попытка уехать в Европу и возвращение на родину. Необычная во всех смыслах карьера. Для человека без картингового опыта и из страны, где до недавнего времени не было гоночных трасс, 58 "Гран-при" в "Формуле-1" - это ровно на 58 "Гран-при" больше, чем должно было быть.
Подиум? А был ли он? Пойду, найду фотографию... Да, был. Вот он, наш парень, - рядом с Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем, которые начали гоняться, когда им не было еще и десяти.
Учитывая, где был Петров 10 лет назад, само его появление в "Ф-1" - несомненный успех. Да, сейчас, после трех сезонов, кажется, что и гонок, и подиумов у россиянина могло быть больше. Но пока - есть то, что есть. И даже если ноябрьский "Гран-при Бразилии"-2012 останется его последней гонкой в "Формуле-1", Петрова запомнят. Его непростой дебютный сезон, противостояние с Робертом Кубицей, гонку в Абу-Даби, где он фактически решил судьбу чемпионского титула. Тот самый подиум в Мельбурне; скандальное интервью, из-за которого он, возможно, лишился места в "Рено", наконец, ту самую ноябрьскую гонку в Сан-Паулу, когда Петров принес своей команде 10-е место в Кубке конструкторов. Все, что зависело от него самого, Виталий сделал. Наверное, могло быть чуть лучше. Наверное, можно было обойтись без пары лишних аварий в 2010-м, без того самого интервью в 2011-м. Но Петрову пришлось набираться опыта уже в самой "Ф-1", по ходу дела. Ему было сложнее, чем другим, и тем не менее он сумел многое доказать. Петров в конце чемпионата-2012 - это пилот, который практически не допускает ошибок и вполне может справиться с напарником калибра Хейкки Ковалайнена.
Заслужил ли он право остаться? Входит ли он в число 22 лучших гонщиков на планете? Вопрос слишком полемический, чтобы дать однозначный ответ. В "Катерхэме" россиянина заменил Гидо ван дер Гарде - 27-летний дебютант, за три сезона в GP 2, где Петров был вице-чемпионом, ни разу не пробившийся в тройку лучших. И даже в самой команде вряд ли кто-то возьмется утверждать, что этот парень сильнее Петрова. Однако в Мельбурн с "Катерхэмом" поедет именно ван дер Гарде. Почему?
Один мой коллега любит повторять: "Формуле-1" место не на спортивных страницах, а в разделе про бизнес". И действительно: спортивных причин того, что Петров не выйдет на старт 17 марта в Австралии, не существует. Здесь дело в чем-то другом. Так в чем же?
Кто-то уже придумал простое и хлесткое объяснение: мол, страна не готова. Не созрела еще Россия, чтобы иметь своего пилота в "Формуле-1". И телевизионные рейтинги низкие, и интерес СМИ маловат, журнала о "Ф-1" - и того нету. Трассы оставим в покое - благо, их за последние пару лет наросло, как грибов после дождя. Но если в целом: извини, Виталий, не готова твоя страна...
По мне, так эта версия - полная чушь. Выходит, Мексика готова? Почему в "Формуле-1" ее теперь представляют двое - Серхио Перес и Эстебан Гутьеррес? Что, их страна 40 лет готовилась и сейчас, наконец, все сложилось? Или дело в том, что старику-миллиардеру Карлосу Слиму вдруг полюбилась "Ф-1"? Или Перес с Гутьерресом сами по себе столь хороши?
Эту забавную игру в вопросы можно продолжать сколько угодно. Вон, Италия со всеми своими рейтингами, журналами и трассами вроде и "готова", а гонщиков нет. Или Польша: был Кубица - была готова, попал он в аварию - перестала. Разготовилась. Нет, слишком это общо и абстрактно.
На самом деле краткого и простого ответа на то самое "почему?" применительно к Петрову не существует. Просто не сложились воедино все факторы. "Готовность" страны, конечно, не помешала бы. С телерейтингами и журналами. Потенциальным спонсорам могло стать поинтереснее. Пригодились бы и свои слимы. Миллиардеров в России тоже хватает, но им "Формула-1" пока не нравится, и какой смысл их в этом винить? Да и сам Петров мог быть чуть побыстрее, постабильнее. Глядишь, тогда и не сравнивали бы его сейчас с ван дер Гарде. Мы-то, может, и понимаем все карьерные трудности Виталия, перечисленные выше. Но в "Формуле-1" до них по большому счету никому нет дела. Там свой бизнес. И вышло так, что на данный момент Виталий Петров этому бизнесу не подошел. Не как пилот - как актив, комплексный продукт. Такова уж она, эта "королева автоспорта", в которой спорта на самом деле - два часа один раз в две недели.
Это тоже, кстати, одна из причин: в современной "Формуле-1" слишком многое решают деньги, а не талант и опыт гонщика. Но и Петров, и его менеджеры три года назад прекрасно знали, куда идут. И сами эти три года играли по тем же правилам. Выходит, смысла валить все на алчность "Ф-1" тоже нет. Ни на Жерара Лопеса, которому Виталий когда-то не пригодился в "Рено", ни на Тони Фернандеса, ни на нанятого им вместо Петрова в "Катерхэм" ван дер Гарде. Ничего личного. Просто бизнес.
Так или иначе, ему есть чем гордиться. Не только тарелкой за третье место на "Гран-при Австралии" 2011 года. Многим. Тем, что стал первым пилотом из России в самом престижном гоночном чемпионате. Тем, что боролся с сильнейшими пилотами планеты, и чаще всего - на равных. Даже "мелочами": тем, что обогнал Шумахера и играл с ним в одной футбольной команде. Тем, в конце концов, что может играть за себя самого - компьютерного Виталия Петрова - на игровой приставке. И тем, что за него теперь так же играют сотни тысяч других людей. Разве это не круто?!
Плюс он еще может вернуться. Ничего доказывать "Формуле-1" Петрову для этого уже не надо. Его теперь там хорошо знают, и за один год вряд ли забудут. А там - как сложится. Может, и найдется в России свой Карлос Слим. А пока, если вы за него болели, просто скажите Виталию "спасибо". Сейчас самое время - когда наступила пауза, можно перевести дух и подвести итоги. Будем надеяться - промежуточные.
Михаэль ШУМАХЕР Германия
44 года. Сезоны в "Формуле-1" - 19, "Гран-при" - 308, победы - 91, подиумы - 155, команда-2012 - "Мерседес", место в ЧМ-2012 - 13-е.
Теперь об этом можно говорить уверенно: возвращение Шумахера в "Ф-1" получилось не слишком удачным. По его собственным стандартам можно даже сказать - провальным. Три года в "Мерседесе" принесли "великому и ужасному" один-единственный подиум (в Валенсии в прошлом году) и массу разочарований. Перед стартом нового проекта зимой 2010-го Шуми говорил, что хочет завоевать 8-й чемпионский титул, а в итоге даже не имел возможности бороться за победы в гонках.
Большую часть вины за этот провал стоит возложить на команду. "Мерседес" так и не смог дать 7-кратному чемпиону подходящий болид. Даже несмотря на то, что создавался он на основе Brawn GP , в 2009 году выигравшего оба титула. В чем кроются причины неудач конюшни - не так и важно.
С другой стороны, от самого Шумахера болельщики тоже были вправе ждать большего. А он регулярно проигрывал молодому напарнику Нико Росбергу. Именно Росберг, а не Шумахер, принес "Мерседесу" первую и пока единственную победу в новейшей истории "Ф-1". Нет, Шуми не был плох. Он показал, что по-прежнему является одним из лучших гонщиков на планете. Но лишь "одним из", не более. Это был уже не тот Михаэль, который побеждал в "Бенеттоне" или доминировал в "Феррари".
"Формула-1" рассталась с Шуми буднично и в каком-то смысле даже цинично. Команда просто не дождалась его решения о продолжении карьеры. Михаэль думал слишком долго, и "Мерседес" успел договориться с Льюисом Хэмилтоном, прежде чем Шумахер ответил сам себе на вопрос: хочет ли он продолжать гоняться? Его время прошло. В "Формуле-1" нет места сантиментам.
Камуи КОБАЯСИ Япония
26 лет. Сезоны в "Формуле-1" - 4, "Гран-при" - 60, победы - 0, подиумы - 1, команда-2012 - "Заубер", место в ЧМ-2012 - 12-е.
Сезон-2012 года стал самым успешным в карьере Кобаяси, которого уже давно называют лучшим японским пилотом за всю историю "Ф-1". Он сотворил несколько сенсаций в квалификациях, стабильно набирал очки, а под занавес чемпионата впервые в карьере поднялся на подиум - на домашнем "Гран-при". По итогам сезона Кобаяси набрал лишь на 6 очков меньше, чем его напарник по "Зауберу" Серхио Перес. Но если мексиканец следующий сезон начнет в могучем "Макларене", то японец - на "скамейке запасных". Дабы сохранить хорошие отношения с мексиканскими спонсорами, "Заубер" предпочел заключить контракт с Эстебаном Гутьерресом.
Команда приняла решение в самом конце чемпионата, и у Кобаяси уже не было времени подыскать себе другую. Сказалось и отсутствие спонсорской поддерж-ки. Правда, японец предпринял экстравагантную попытку спасти положение, просто-напросто попросив "скинуться" своих болельщиков, и эта акция имела грандиозный успех: за пару месяцев было собрано почти 8 миллионов евро, но... Было уже слишком поздно.
Бруну СЕННА Бразилия
29 лет. Сезоны в "Формуле-1" - 3, "Гран-при" - 47, победы - 0, подиумы - 0, команда-2012 - "Уильямс", место в ЧМ-2012 - 16-е.
Это была слишком красивая история, чтобы она могла закончиться хеппи-эндом. Начав в 5 лет заниматься картингом, Сенна вынужден был остановиться в 1994-м: после гибели на трассе в Сан-Марино его легендарного дяди, трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны, семья запретила Бруну гоняться. Лишь в день своего 18-летия он отважился начать непростой разговор с матерью - и в итоге получил разрешение вновь сесть за руль гоночного автомобиля.
На пути в "Формулу-1" Сенне-младшему во многом помогала фамилия, но и талантом бразилец обделен не был. Чтобы добраться до "Больших призов", ему потребовалось немногим более пяти лет. Он пришел в чемпионат в 2010-м, но закрепиться в нем так и не смог. Правда, реальных шансов проявить себя у Сенны было немного. По сути, оценить, на что именно он способен, болельщики смогли лишь в минувшем сезоне, когда Сенна заключил контракт с "Уильямсом" - последней командой в карьере его дяди - и получил в распоряжение весьма неплохой автомобиль. Однако выступил в чемпионате бледно - особенно на фоне своего напарника Пастора Мальдонадо. Пусть венесуэлец разбивал одну машину за другой, зато он сотворил несколько сенсаций и даже умудрился выиграть одну из гонок.
В общем, когда "Уильямс" решил не продлевать контракт с Сенной, это мало кого удивило. Даже несмотря на поддержку спонсоров из Бразилии. Теперь Бруну будет выступать в гонках на выносливость.
Хейкки КОВАЛАЙНЕН Финляндия
31 год. Сезоны в "Формуле-1" - 6. "Гран-при" - 110, победы - 1, подиумы - 4, команда-2012 - "Катерхэм", место в ЧМ-2012 - 22-е.
Ковалайнен - один из тех, кому пришлось уступить свои кокпиты так называемым рента-драйверам. То есть пилотам, способным дать команде не только свое мастерство, но и немного денег. Финн начинал свою карьеру в "хлебные" времена, когда в "Ф-1" выступали несколько заводских команд. Производители вкладывали огромные деньги в свои программы, были готовы платить за успех, и часть этого пирога доставалась пилотам.
Сейчас времена другие. С началом кризиса многие заводские команды ушли из "Ф-1", а частным стало все сложнее искать деньги. Рента-драйверами теперь укомплектованы едва ли не половина конюшен. И "Катерхэм" - одна из них. Ковалайнен же платить за свои выступления не привык: еще в середине прошлого сезона он открыто заявил, что спонсоров искать не намерен. Так что, когда истек старый контракт, предлагать финну новый никто не собирался.
Жестко? Пожалуй. Но уход Ковалайнена - не трагедия для "Формулы-1". Он упустил свой шанс пять лет назад в "Макларене", когда получил такой же болид, на котором Льюис Хэмилтон выиграл чемпионский титул-2008. Увы, финн смотрелся на порядок хуже британского напарника. А второй шанс в "Ф-1" давать не привыкли.
Тимо ГЛОК Германия
30 лет. Сезоны в "Формуле-1" - 6, "Гран-при" - 95, победы - 0, подиумы - 3, команда-2012 - "Маруся", место в ЧМ-2012 - 20-е
История Глока очень похожа на историю Ковалайнена. Немец тоже дебютировал в "Формуле-1" в составе заводской команды (в его случае это была "Тойота") и тоже не закрепился в ней. Единственное отличие: у Глока на руках был контракт на сезон-2013. О его расторжении было объявлено незадолго до начала тестов: чтобы справиться с финансовыми проблемами, "Марусе" тоже потребовался рента-драйвер.
Теперь Глок отправляется в DTM , немецкий кузовной чемпионат, где получит автомобиль, способный бороться за победы. Не так плохо после трех лет борьбы за последние места в "Ф-1". Да и сам гонщик, похоже, не слишком расстроен: "Формула-1" сейчас не имеет ничего общего со спортом", - написал немец в своем микроблоге после расторжения контракта.
Педро де ла РОСА Испания
42 года. Сезоны в "Формуле-1" - 9, "Гран-при" - 107, победы - 0, подиумы - 1, команда-2012 - HRT , место в ЧМ-2012 - 25-е.
Испанец дебютировал в чемпионате еще в 1999 году, провел 4 полновесных сезона, а затем на целых 6 лет ушел в тень, став тест-пилотом "Макларена" и лишь изредка подменяя в гонках кого-то из основных пилотов. На ту же роль и в ту же команду он вернулся после того, как провел один чемпионат в "Заубере". А сейчас, после сезона за рулем худшей машины "Ф-1" и последнего места в личном зачете, банкротство HRT вынудило де ла Росу вновь обратиться к работе тестера. На сей раз - в "Феррари".
Нарайн КАРТИКЯН Индия
36 лет. Сезоны в "Формуле-1" - 3, "Гран-при" - 52, победы - 0, подиумы - 0, команда-2012 - HRT , место в ЧМ-2012 - 24-е.
С кончиной HRT карьера Картикяна в "Формуле-1", похоже, подошла к логическому завершению. Он войдет в историю как первый индийский пилот, как участник памятной гонки в Индианаполисе-2005, когда на старт вышли всего 6 гонщиков, а также как тот самый парень, в которого Себастьян Феттель врезался в Малайзии в 2012-м и которого обозвал за это столкновение "огурцом".
Олег КАРПОВ