Газета Спорт-Экспресс № 7 (6071) от 16 января 2013 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2
СМЕШАННЫЕ ЕДИНОБОРСТВА
В редакции "СЭ" побывал новая российская звезда смешанных единоборств. В середине декабря Александр Волков в финале "Гран-при" тяжеловесов Bellator победил американца Ричарда Хэйла и стал обладателем вакантного чемпионского пояса. Причем столь серьезного успеха 24-летний москвич добился в свой первый же сезон в рядах этой американской организации.
Александр ВОЛКОВ: "МЫ С ЕМЕЛЬЯНЕНКО - НА РАЗНЫХ ПЛАНЕТАХ"
В КАРАТЕ МНОГО НЕ ЗАРАБОТАЕШЬ
- Как вы вообще оказались в США?
- Прежде я был связан контрактом с известной промоутерской компанией M-1. Это соглашение не предполагало выступлений за рубежом. К тому же, на мой взгляд, в M-1 меня несколько придерживали. Не устраивали боев с серьезными соперниками. В итоге я поменял менеджера - со мной стал работать Алексей Жернаков, активно сотрудничающий с американской организацией Bellator - второй в мире после UFC. Кстати, в этом розыгрыше "Гран-при" среди тяжеловесов должен был выступать вовсе не я, а другой россиянин Руслан Магомедов. Однако ему не дали визу, и мне выпал шанс, которым удалось воспользоваться. Обычно обладатель "Гран-при" сходится в поединке за пояс с действующим чемпионом. Но так как Коул Конрад в сентябре объявил о завершении карьеры, то титул стал вакантным и в итоге достался мне.
- Вы начинали спортивный путь с карате. Почему же перешли в смешанные единоборства?
- Потому же, почему переходят из любительского бокса в профессиональный. В какой-то момент единоборства переросли для меня из хобби в профессию. Карате - отличный вид, но он не собирает стадионы. Да и больших денег там не заработаешь.
- Насколько широк бойцовский мир России?
- Естественно, мы все друг друга знаем. Ведь каждый в перспективе может оказаться твоим соперником или спарринг-партнером. Назовите любого спортсмена, и окажется, что я знаю его - либо напрямую, либо через кого-то.
- Чемпион Bellator в тяжелом весе - очень узнаваемый в США человек?
- Не могу сказать, поскольку еще не путешествовал по стране в ранге чемпиона. Все зависит от того, как в будущем станет раскручиваться сам Bellator, и по какому каналу будут показывать его турниры. Если трансляции идут на второстепенных кнопках, люди знают бойцов не слишком хорошо. UFC стал всемирно известным благодаря Spike TV. А сейчас они уходят с этого канала и уступают место нам.
- Лучших тяжеловесов Bellator можно сравнить по популярности с коллегами из профессионального бокса?
- Эти два вида спорта сложно сравнивать. В боксе все шоу выстроено вокруг одного чемпионского боя, а в смешанных единоборствах отдается предпочтение турнирным сеткам. При этом думаю, что в плане популярности наш вид уже становится с боксом на один уровень.
"БОИ БЕЗ ПРАВИЛ" - НЕПРАВИЛЬНЫЙ ТЕРМИН
- Некоторые называют вас потенциальным наследником Федора Емельяненко. Сами как относитесь к подобным оценкам?
- У нас разные стили ведения поединков и разная техника. Другое дело, что любого молодого россиянина, достигшего определенных успехов, стали бы сравнивать с Федором. Он - крупнейшая звезда единоборств в нашей стране. Можно сказать, икона. Вот, скажем, недавно с Емельяненко сравнивали Кирилла Сидельникова. Однако он приостановил свою карьеру в MMA. В общем, не думаю, что меня стоит сравнивать с Федором. Он добился намного большего. Пока мы на совершенно разных планетах.
- В чем помимо количества титулов и известности главное различие между Емельяненко и вами?
- Во-первых, рост. У него - 182 сантиметра, у меня - 201. В зависимости от роста меняются тактические нюансы и рабочая дистанция. Я прежде всего рассчитываю на ударную технику, а Федор намного лучше борется. Да и ударный стиль у нас разный. Одним словом, Федор - более универсальный боец.
- Вам с таким ростом никогда не предлагали попробовать себя в баскетболе?
- Дело в том, что в детстве я вовсе не был высоким. Сильно вырос лишь к 16 годам.
- А не хотите с целью улучшения борцовских навыков поработать с вольниками, как сделал ваш известный коллега Андрей Орловский?
- Совершенствоваться действительно надо. Одним из моих тренеров является известный мастер джиу-джитсу Дмитрий Селивахин. Благодаря ему я активно перенимаю навыки этой борьбы.
- Существует ли в вашем виде спорта такое понятие, как Кодекс чести?
- Думаю, да. Бойцы - особенно зарубежные - любят привлекать внимание к поединкам вызывающим поведением и не скупятся на брань в адрес соперника. Однако после выступления почти все жмут друг другу руки, обнимаются и остаются хорошими друзьями. А непосредственно во время боев практически никто не позволяет себе грязных приемов.
- Себя вы считаете кристально чистым бойцом?
- Всегда стараюсь придерживаться правил, а если и нарушаю их, то сразу же спешу извиниться. Правда, нарушаю я крайне редко.
- Вы говорите о правилах. А ведь в России самое распространенное название вашего вида спорта - бои без правил.
- Это неправильный термин. Каждый из нас, когда его слышит, всегда тут же поправляет собеседника. То, чем мы занимаемся, надо называть смешанными единоборствами. Ну а сами мы между собой говорим просто "бои". Правил-то здесь действительно очень много. И они намного сложнее, чем во многих других видах спорта.
О ДРУЖБЕ С ЛЕБЕДЕВЫМ И ДОГОВОРНЯКАХ
- Первооткрыватели MMA для России и самые известные отечественные мастера 90-х Волк Хан и Олег Тактаров по своему бойцовскому уровню сопоставимы с вашим поколением?
- Они действительно проложили дорогу смешанным единоборствам в нашу страну. И в отличие от современных бойцов были более узконаправленными. В те времена индустрия MMA только зарождалась, и достаточно было хорошо знать лишь один вид. Многие бойцы побеждали, раз за разом используя всего один болевой прием. Сейчас техническая база заметно выросла. Плюс легко можно найти запись выступлений любого бойца. В общем, на одном приеме сегодня далеко не уедешь.
- Вы дружите с чемпионом мира по боксу Денисом Лебедевым. Как это получилось?
- Познакомились на сборах в Старом Осколе, где Лебедев в свое время проводил спарринги с Емельяненко. Денис - очень сильный и упертый боец. Думаю, трудолюбие Лебедева в будущем поможет ему добиться очень многого.
- Ни один вид спорта, особенно коммерчески успешный, не обходится в наши дни без случаев, когда результат заранее известен узкому кругу лиц. В боях много договорняков?
- Среди серьезных, топовых спортсменов это исключено. По крайней мере лично я договорных поединков не встречал. Для нас очень важен "рекорд", то есть, список побед и поражений. От его чистоты зависит, кроме прочего, и размер гонорара. Если у тебя минимум поражений или их нет совсем - жди выгодных предложений. А начал проигрывать - все, ты никому по большому счету не нужен. Так зачем же успешным бойцам подставляться? Не вижу логики. Да, есть и такие, которые ездят по миру, дерутся, проигрывают - и на этом зарабатывают деньги...
- ...В профессиональном боксе таких бойцов называют джорнименами.
- Не слишком хорошо знаком с подобной терминологией. Просто знаю, что многие бойцы нацелены не на карьерные успехи, а на зарабатывание денег. И для таких Россия - особенно лакомый кусочек.
- Почему? Потому что у нас MMA по большому счету только начинает развиваться?
- В Америке они вынуждены платить большие налоги со своих гонораров. А в России можно получить все и сразу на руки. Возвращаясь же к договорнякам - мне кажется, в MMA их довольно легко отследить. Перчатки у нас достаточно тонкие и, как следствие, удароопасные. Урон наносится даже не самым сильным тычком. И когда люди по договоренности работают в ринге или клетке вполсилы, это заметно и непрофессионалу.
КТО БЬЕТ СИЛЬНЕЕ - БОКСЕРЫ ИЛИ БОЙЦЫ
- Американец Джефф Монсон немало поколесил по России и побил почти всех наших лучших бойцов. Он действительно так хорош в свои без малого 42 года или это уровень российских тяжеловесов недостаточно высок?
- Монсон - действительно хороший боец. Однако, не умаляя его достоинств, замечу: часто его бои раскручивают слишком громко. На самом деле американец вовсе не непобедим.
- Удар бойцовской перчаткой ощутимее, чем боксерской?
- Исследования показали, что удар боксерской перчаткой наносит мозгу больший урон. Она больше по площади. Соответственно, если попадаешь, то перчатка соприкасается с большим участком головы соперника. А рука в бойцовской перчатке после удара нередко проходит мимо цели. Уклон головы заставляет ее скользить. Тем более что перед боем лицо мажется вазелином. Вот и выходит, что в нашей перчатке кулак жестче, но он наносит мозгу меньший урон.
- Зачем лицо мажут вазелином?
- Для эластичности. После плотного удара кулаком или локтем кожа на лице может лопнуть. Из-за таких "сечек" бывает много крови, и поединки, как правило, останавливают. А зрителям интереснее, чтобы бой заканчивался либо финальным гонгом, либо нокаутом.
- Вам приходилось применять бойцовские навыки в уличных драках?
- Во взрослом возрасте, конечно, нет. Ну а в детстве у каждого были потасовки и стычки.
- Как вы относитесь к инициативе Госдумы приравнять кулаки спортсменов к оружию?
- Это неправильно. Во-первых, каждый мужчина должен уметь постоять за себя и свою семью. А во-вторых, что же получается: даже используя кулаки исключительно в целях самозащиты, будет сложно доказать, что ты именно защищался? Здесь очень тяжело оценить зону риска. Ведь покалечить может не только профессиональный боец, но и просто сильный человек, не имеющий отношения к спорту. Строитель, например. Так почему к ним должно применяться разное наказание?
- Ваши ближайшие планы?
- Провести красивую защиту чемпионского пояса. Для меня важно, чтобы он максимально долго оставался в России. Понимаю, что будет непросто. Не зря же говорят: защитить титул тяжелее, чем завоевать его.
- Как считаете, любительские MMA могут в будущем пробиться в олимпийскую программу?
- Тут очень сложно что-либо прогнозировать. Если не ошибаюсь, на сегодняшний день они официально зарегистрированы только в нашей стране. Кто знает, как все это дело будет развиваться дальше?
Дмитрий ОКУНЕВ