Газета Спорт-Экспресс № 280 (6048) от 10 декабря 2012 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
БОКС
С четвертого раза великий Хуан Мануэль Маркес победил великого же Мэнни Пакиао. Да так, как того никто никогда не побеждал, - нокаутом с одного удара в 6-м раунде! Это произошло в субботу в Лас-Вегасе.
ВСЕ БЫЛО ДОВЕДЕНО ДО УБИЙСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВА
В третий раз за сорок лет, что смотрю бокс, мне довелось испытать такой шок. В первый раз это случилось в 1990 году, когда Бастер Даглас нокаутировал Майка Тайсона. Во второй - в 2004 году, когда Антонио Тарвер нокаутировал Роя Джонса. И, наконец, теперь, когда Маркес нокаутировал Пакиао. Медальным штемпелем в памяти отпечатались три кадра: Железный Майк, который стоит на коленях, толком не приходя в сознание, и пытается засунуть в рот капу, и лежащие, как мертвые, Джонс и Пакиао. Все это казалось абсолютно невозможным, но это было.
Официальный счет трех первых боев Маркеса с Пакиао - одна ничья в 2004 году и два поражения в 2008 и 2011 годах. Многие, как и я, полагали, что последние два боя или хотя бы один из них Маркес выиграл, но это ничего не меняло. Истории не до подробностей. В конечном итоге все сводится к данным из справочника: написано, что проиграл, - значит, проиграл.
Вот и Маркес со своей давней ничьей и недавними двумя официальными поражениями должен был войти в историю в качестве одной из жертв великого Мэнни Пакиао, но он переписал эту историю. Одним ударом.
В первых двух раундах стало ясно, что удобнее как соперник 39-летний Маркес для Пакиао, которому вот-вот должно стукнуть 34, не стал. Не превосходя филиппинца ни в скорости, ни тем более в "мощности", Маркес вел с ним бой абсолютно на равных. Начало даже казаться, что исход этого поединка станет таким же, как двух последних: в равном бою судьи отдадут победу Пакиао, потому что, пока светит свести в ринге Пакиао с Флойдом Мейуэзером и провести самый денежный бой в истории, все сомнения будут толковаться только в его сторону. И не только сомнения. Если их не будет, карту тоже всегда можно слегка передернуть.
Однако в третьем раунде случилась первая, пока маленькая, сенсация. Маркес нанес левше Пакиао длинный, но очень быстрый правый боковой в обвод его передней левой руки, и филиппинец рухнул.
Это был только нокдаун, а не нокаут, но когда мы в последний раз видели Пакиао на полу? Были какие-то два боя в 1996 и 1999 годах, но это был еще не тот Мэнни Пакиао, которого мы знаем. Тот был совсем мальчиком и выступал в категории до 50,8 кг, для того чтобы войти в которую, ему нужно было полностью себя загнать. "Настоящий" Мэнни Пакиао для всех начался только в 2001 году, когда неожиданно нокаутировал в шестом раунде очень уважаемого тогда обладателя титула IBF в категории до 55,3 кг Лехло Ледвабу.
С тех пор и началось его феерическое восхождение по весам и чемпионским головам. Среди жертв были Марко Антонио Баррера (дважды), Эрик Моралес (два раза из трех), Оскар Де Ла Хойа, Рикки Хаттон, Мигель Котто, Шейн Мосли, Анотонио Маргарито и многие другие. Ни один из них, в том числе и те, кто значительно превосходил Пакиао габаритами, как Де Ла Хойа или Маргарито, ни разу и близок не был к тому, чтобы его "перевернуть", а тут…
Однако, как это часто бывает с хорошими бойцами, Пакиао поднялся более сильным, чем был до падения. На последней минуте третьего раунда он стал "поджимать" Маркеса, в четвертом его временами перебивал, а в пятом послал в нокдаун. Пакиао точно угадал момент, когда Маркес двинется вперед, и нанес ему левый навстречу. Мексиканец удержался на ногах, только коснувшись пола одной рукой, но судья открыл ему счет. До конца раунда Пакиао создал еще не одну опасную ситуацию, и к перерыву у Маркеса все лицо было разбито.
Казалось, что Пакиао встал на рельсы, по которым доедет до победы, однако Маркес по-прежнему оставался самым неудобным для него бойцом. Он прекрасно чувствовал Пакиао и читал его "планы" одновременно с тем, как они складывались в голове самого филиппинца, если в таком интуитивно-инстинктивном виде спорта, как бокс, вообще можно говорить о планах. Маркес прекрасно рассчитывал дистанцию и все время встречал Пакиао. Даже в самые неприятные для него моменты, как, например, в пятом раунде, он не только "получал", но и сам "раздавал". Маркес строил все свои действия на мгновенных контратаках. Мощь и комбинационный напор Пакиао он компенсировал своевременностью и выверенностью действий.
В шестом раунде Пакиао долго и небезуспешно атаковал. Маркес отвечал, но не так часто. Потом филиппинец взял паузу, но ближе к концу раунда снова активизировался. На последних секундах Пакиао бросился на Маркеса, как леопард на охотника, - и был, как пулей, сражен наповал.
Очередную атаку Пакиао начал с правого джеба, который, возможно, нанес только для того, чтобы отвлечь внимание Маркеса и зарядить ему по полной слева. Однако мексиканец, будучи прижат к канатам почти в самом углу, легко уклонился от джеба влево. Одновременно с этим он нанес согнутой в локте правой рукой короткий удар навстречу летевшему вперед Пакиао. Этот удар и стал той пулей, которая сразила филиппинца, и он упал лицом вперед. Считать можно было хоть до тысячи.
Пакиао уже лежал, а весь мир еще в это не верил. Но потом поверил. Наверное, этот бой мог сложиться по-разному, но ни в коем случае нельзя назвать этот удар Маркеса шальным. В данном эпизоде Маркес сделал ровно то, что он делал всю дорогу во всех четырех боях с Пакиао. Просто на этот раз это было доведено до совершенства. До убийственного совершенства. Когда-то такое должно было произойти. Сколько веревочка ни вейся…
Александр БЕЛЕНЬКИЙ