Газета Спорт-Экспресс № 278 (6046) от 7 декабря 2012 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 3
БИАТЛОН
ФУРКАД - СВЕНДСЕН: БУДЕТ ЛИ ВОЙНА?
Перед началом сезона в главные претенденты на победу в общем зачете Кубка мира записывали именно их - Мартена Фуркада и Эмиля Хегле Свендсена. Первый этап сложился в пользу француза: он одержал две победы, а норвежец ни разу не сумел подняться на пьедестал в личной гонке. Но вопрос, состоится ли битва между Фуркадом и Свендсеном за Большой хрустальный глобус, по-прежнему актуален.
Строго говоря, эту войну незадолго до старта Кубка мира-2012/13, развязал Свендсен - тогда еще на словах. И хотя все давно поняли, что громкие эпатажные заявления норвежца в первую очередь призваны "завести" его самого, а не обидеть кого-то другого, тему с готовностью подхватили. Не иначе, мир успел соскучиться по великому противостоянию других норвежца и француза - Оле Эйнара Бьорндалена и Рафаэля Пуаре.
Кстати, Бьорндален тоже включился в дискуссию с подачи журналистов. Он заметил, что верит в Свендсена, но для того было бы лучше, если бы Фуркад-младший чаще отвлекался на "гладкие" лыжи и больше в них преуспевал. Последний вопрос, судя по всему, пока открыт. Прощаться с лыжными гонками Фуркад вроде бы не хочет, но свои дальнейшие планы на сей счет он с тренерами еще не обсуждал и планирует вернуться к этой теме не раньше Рождества.
Также до сих пор не понятно, намерен ли француз вообще участвовать в этой игре с войной против Свендсена. Фуркад как не любил рассказывать о том, как именно он собирается размазывать конкурентов по лыжне, так и не любит. Максимум, чего удалось от него добиться в Остерсунде, это не слишком сенсационного признания: да, Свендсен - особый соперник, он все последние годы демонстрирует завидную стабильность и высокую скорость, и именно его Мартен опасается сильнее всех. Но при этом и других со счетов не сбрасывает. Кроме того, Фуркад отмечал, что в этом сезоне Кубок мира не является его главным приоритетом. Хотя всего за полчаса до этого от переизбытка чувств лупил себя в грудь на финише победной "индивидуалки". Поди разберись, что на самом деле творится у этого парня в голове...
По ряду причин Остерсунд не позволял делать выводы, на что в нынешнем сезоне способны эти двое. Несмотря на две победы, Фуркад явно чувствовал себя в Швеции не слишком комфортно и не вполне в форме - как раз из-за нашумевшей поездки на лыжный этап в Елливаре. Во-первых, ради попадания на "непрофильные" соревнования ему пришлось форсировать форму, чтобы пройти лыжный отбор (он состоялся примерно за две недели до Остерсунда). И к старту биатлонного Кубка мира форма уже начала уходить. К тому же ради "гладких" лыж Мартен на время до известной степени забросил стрельбу и в этом компоненте чувствовал себя на прошлой неделе неуверенно - непривычно медленную работу француза на рубежах отметили все. При этом понятно, что эти "лыжные" проблемы Фуркад-младший будет испытывать не всегда.
Что интересно, первым о не самой оптимальной форме Фуркада заговорил не кто-нибудь, а Свендсен. Другое дело, что воспользоваться этим норвежец вопреки собственным обещаниям толком не сумел. Как все помнят, он закончил шведский этап и вовсе странно, бросив на финише гонки преследования бороться за бронзу с Антоном Шипулиным и Арндом Пайффером. В целом же, показывая в Остерсунде одну из самых высоких скоростей на лыжне, норвежец испытывал проблемы на стрельбе - особенно стоя. При этом тренеры скандинавов заверяли, что на тренировках у Эмиля все в порядке. Выходит, проблема в психологии?
Приходилось слышать даже такое объяснение: дескать, эмоциональному Эмилю не хватает его веселого друга Тарьяя Бё, пропускающего начало сезона из-за болезни. А нового товарища среди норвежского молодежи он себе не нашел. Это, конечно, скорее лирика. Куда вероятнее, что Свендсен мог немного перестараться с боевым настроем в стремлении вновь обрести утраченную по осени мотивацию. Дело, по его словам, было так: летом он несколько переработал, отказавшись от выходных и увеличив объемы, и к осени так устал, что подумывал послать все к черту. Однако к началу сезона Свендсен уже казался прежним - ярким, самоуверенным, не лезущим за словом или твиттом в карман.
Но, накручивая себя, легко и перекрутить. От людей, не понаслышке знакомых с психологией, мне не раз доводилось слышать, что именно холерический темперамент Свендсена, с его необходимостью постоянно провоцировать себя, как раз этим-то и опасен.
В то же время более закрытый и самодостаточный Фуркад от этой беды, похоже, избавлен. "На спортсмена всегда все давят: болельщики, спонсоры, журналисты. Если ты не можешь с этим жить, нужно искать другую работу", - философски заметил француз в разговоре со мной.
Судя по всему, задумывается об этом и Свендсен. Неслучайно, после одной из гонок в Остерсунде он на какое-то время исчез из поля зрения и лишь потом вернулся в смешанную зону. "Мне нужно было какое-то время провести наедине с собой. Иначе мог бы наговорить журналистам каких-нибудь глупостей", - сказал он норвежским коллегам. А после завершения этапа Свендсен признал, что на рубеже ему мешает излишняя агрессия.
Гонки в Хохфильцене, безусловно, помогут прояснить ситуацию и с Фуркадом, и со Свендсеном, и с остальными. Все более или менее разбежались, сбросили предсезонное волнение и внесли необходимые коррективы. Кстати, Свендсен после Остерсунда про Кубок мира говорить перестал. Так что еще посмотрим, а будет ли война? И если да - то кто воюет?
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
Остерсунд - Москва