Газета Спорт-Экспресс № 195 (5963) от 31 августа 2012 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ФУТБОЛ
В понедельник состоятся выборы главы РФС. Обозреватель "СЭ" побеседовал с одним из главных претендентов на этот пост - исполнительным директором Олимпийского комитета России, многолетним руководителем Профессиональной футбольной лиги.
Николай ТОЛСТЫХ: "МОИ РЕШЕНИЯ - НЕ РЕЗКИЕ. ОНИ ВЫВЕРЕННЫЕ"
ПРОГРАММ МНОГО - КОНТРОЛЯ НЕТ
Всю предыдущую декаду застать Толстых в Москве было почти невозможно. Как и положено участнику настоящей предвыборной гонки, он колесил по регионам - встречался с избирателями.
- Оглашали свою предвыборную программу?
- Мне кажется, речь нужно вести не о программе-стратегии, а о программе действий. Мысль нуждается в пояснении. Любой из кандидатов, и я в том числе, должен отдавать себе отчет: предстоящая конференция - внеочередная. То есть не та, на которой будет приниматься программа развития футбола. Главная цель съезда - выборы нового руководителя РФС, необходимые в силу сложившихся обстоятельств. А уже затем этот руководитель и его команда проанализируют сегодняшнюю ситуацию и предложат свой план действий. Какой? Возможно, доработанную действующую программу. Либо продолжение реализации уже имеющейся стратегии.
- А разве она имеется?
- Сейчас мы подошли к сути. В российском футболе было несколько попыток разработать основополагающий стратегический документ. Вот у меня в руках "Комплексная программа развития футбола в РФ" 1994 года. (Достает желтоватую книжицу.) Утверждена председателем координационного комитета по физкультуре и спорту Шамилем Тарпищевым, президентом ОКР Виталием Смирновым, главой РФС Вячеславом Колосковым и президентом ПФЛ Николаем Толстых. Достаточно серьезный документ, разработанный квалифицированными привлеченными специалистами. Реализованной эта программа, впрочем, не стала: она частично опиралась на государство, а его тогдашнее состояние и отношение к спорту не позволяли рассчитывать на сколько-нибудь серьезный прорыв.
В 1998 году была попытка разработать еще одну программу. Тоже не слишком удачная. И, наконец, сегодня мы не имеем права не учитывать: стратегический футбольный документ уже есть, причем он действует. Называется "Стратегия развития российского футбола на период с 2006 по 2016 год". Утвержден конференцией РФС, то есть теми же людьми, которым в понедельник предстоит заслушать кандидатов и сделать свой выбор.
(Открывает брошюру в бело-синем переплете.) Концептуально очень правильный документ. Вот, к примеру, основные направления развития российского футбола. (Зачитывает.) "Совершенствование системы управления и структуры РФС". "Институт сборных команд". "Массовый, детско-юношеский, любительский, профессиональный клубный футбол". "Укрепление материально-технической базы футбола в субъектах российской федерации". "Упорядочение системы соревнований". "Конструктивное партнерство и сотрудничество РФС с министерством спорта". "Учебно-методическое и медико-биологическое обеспечение". "Поддержка региональных федераций и межрегиональных объединений, повышение их роли и ответственности". Разве это все неправильно, неактуально? В стратегии определены конкретные этапы выполнения, указаны цифровые индикаторы, разработан перечень программных мероприятий… Все есть!
- Так в чем проблема?
- Ответ прост: у нас много красочных программ, но нет контроля за их реализацией. И соответственно самой реализации. У меня, если заметили, вся "Стратегия" в цветных закладках и довольна потрепана. А у тех, кто отвечает за ее реализацию, надо полагать, этот документ лежит себе, красивый, на видном месте нетронутый. Отсюда вывод: первое, что должен сделать будущий глава РФС, - спокойно, вдумчиво проанализировать, какие решения уже приняты, и на каком этапе находится их реализация. Возможно, проблема вовсе не в законах, а в слабом их исполнении.
Доходит до взаимоисключений. Читаем в "Стратегии": "Из-за перебора легионеров значительно ухудшилась возможность подбора футболистов в национальную команду. Если раньше тренеры и селекционеры сборной, просмотрев игры очередного тура, могли выбирать 20 лучших из 224 играющих, то теперь выбор осуществляется из 60-70 кандидатов - остальные легионеры". А не так давно люди, принявшие этот документ, проголосовали на исполкоме за сокращение лимита. Либо не знали, за что поднимали руки, либо отсутствует элементарный контроль за исполнение ранее принятых и до сих пор действующих решений.
Это значит, что выбранному руководителю РФС предстоит кропотливый анализ и подготовка предложений для участников конференции. Но не этой, внеочередной, а другой, посвященной проблемам долгосрочного развития. Ибо только конференция РФС может отменить или видоизменить принятые ею же ранее документы.
РАЗ УЖ ПЕРЕШЛИ НА "ОСЕНЬ - ВЕСНУ", НУЖЕН АНАЛИЗ
- 800-миллионный долг РФС, о котором много говорят, но достоверно ничего не известно, тоже, надо думать, подлежит тщательному анализу?
- Меня спрашивали об этом. Ответил, что не могу прокомментировать данную информацию, поскольку не работаю в РФС. И состояние управленческого аппарата оценить со стороны невозможно. Просто нет данных.
- Но вы ведь член исполкома РФС и должны быть в курсе финансовых дел.
- Мы действительно утверждали итоги финансово-хозяйственной деятельности и бюджет РФС на предстоящие годы. И я, и другие члены исполкома, в том числе люди, занимающие высокие государственные посты. Но озвученные цифры были другими, ни о каких долгах, кредитах, займах речь не шла. А если бы зашла, у членов исполкома наверняка возникли бы вопросы.
- Быть может, задолженность образовалась после вашего голосования?
- Без тщательного анализа ответ невозможен.
- Вы были на том заседании исполкома, где смягчились рамки лимита?
- Был. Часть членов исполкома, в том числе и я, голосовала против, но осталась в меньшинстве. Хотя началось-то все не с лимита, а с понятия "легионер". На одном из заседаний был поднят вопрос: весь российский спорт уже давно считает легионером того, кто не имеет права выступать за сборные России. В ответ прозвучало: "Мы для всей этой группы - 30 с лишним игроков, имеющих российский паспорт, но заигранных за другие страны, - временно сделаем очередное исключение". Смягчение лимита - и такие вот исключения: где логика?
А когда Сергей Фурсенко объявил об отставке, неожиданно собрался почти полный состав исполкома. Пришли даже те, кто давно не появлялся. Большинством изменили повестку дня, внеся в нее пункт о лимите. Потом приняли решение о пересмотре рамок лимита. Кто-то попытался возразить - тщетно: в тот момент уже обсуждались количественные параметры новых ограничений. В итоге остановились на формуле "7+4". Ряд членов исполкома проголосовал против, но на исход голосования это не повлияло.
- Разве Фурсенко не отстаивал схему "6+5" до конца?
- На том заседании он высказался на другую тему и ушел, вопрос по лимиту решался без него.
- Что вы ответите тем, кто считает лимит абсолютным злом для роста талантов в условиях конкуренции?
- Рассматривать вопрос об отмене лимита возможно, когда будет налажен процесс естественной подпитки чемпионата молодыми перспективными футболистами. Вот тогда конкуренция работает. Если же механизм подготовки резерва в стране эффективно еще не работает, есть риски, что молодым российским талантам будет сложно конкурировать с легионерами.
В российском футболе появились примеры, отвечающие современным требованиям: клубные школы "Локомотива", "Спартака", "Краснодара", проект НАФ в Тольятти и другие. Но нужно время, чтобы таких структур стало больше, в том числе в различных регионах. Это относится и к ДЮСШ, которые находятся в системе либо минспорта, либо минобразования. Там нет нормальной детской селекции, тренеры получают смешные деньги: откуда возьмется качественный резерв? А если нет резерва и система не выстроена, безлимитно завозить в страну легионеров, - значит, не выращивать, а препятствовать росту. Поэтому в перспективе об отмене лимита говорить можно и нужно. Но сейчас ссылки на опыт других стран, где система подготовки молодежи работает на всю катушку, не слишком состоятельны.
- Значит ли это, что в случае своего избрания вы вернете формулу "6+5"?
- Я не скрываю своего мнения на этот счет, равно как и непонимания преимуществ перехода на "осень - весну". Потому и голосовал за формулу "6+5", которую на сегодняшний день считаю оптимальной. Для меня по-прежнему неочевидны плюсы тех решений, но раз уж они приняты, нужно, во-первых, проанализировать последствия реформ. Во-вторых, на основе этого анализа организовать широкую дискуссию с привлечением экспертов и непосредственно тех, кого коснулись нововведения.
Вообще хотелось бы отметить следующее. Необходимо признать: в новейшей российской истории наш футбол эволюционно развивается, это объективно и несомненно. Следующий момент: в аббревиатуре РФС кроется мощный смысл. "Российский" означает множество субъектов и территорий, "союз" - единство целей и путей их достижения. Отсюда вытекают главные направления работы: укрепление авторитета РФС, формирование стратегии развития футбола в стране и реализация программ, способствующих становлению футбольной индустрии. Это - главное.
Еще одна серьезная задача - баланс интересов всех участников футбольного процесса. У федераций, клубов, болельщиков, СМИ, представителей бизнеса, в последние годы привносящих в футбол большие деньги, зачастую бывают разные локальные устремления. Крайне важно объединить их глобальной целью, на которую и должны работать все устремления. Консолидация усилий должна стать одной из основных целей будущего президента РФС.
"ПРОСТИТЕ, ЧТО НЕ ДОШЕЛ"
- В ходе ваших предвыборных поездок встретили понимание в регионах?
- С большинством тех, с кем встречался, я давно знаком и долго работал вместе, так что понимания, на мой взгляд, мы достигли. Там, в регионах, заложен основной потенциал развития российского футбола, это мое глубокое убеждение.
- Думаю, если опросить всех кандидатов на пост главы РФС, они скажут примерно то же, что и вы: глобальная стратегия, авторитет РФС, баланс интересов, единая цель. В чем конкретно ваша изюминка? Что особенное предлагаете вы?
- Мне кажется, стоит вести речь не об отдельных шагах, а о комплексе мер и правильной расстановке приоритетов. Голова всему - сильная национальная сборная, достойно представляющая страну. Это топ-идея, которой должна быть подчинена и разветвленная система подготовки резерва, и деятельность всех субъектов российского футбола. Не умаляя важности профессиональных клубов, сборную все же вознесу на самый верх.
Второе, на чем буду настаивать всегда и везде, - контроль за исполнением. Разработать стратегию мало - надо воплотить ее в жизнь. Для этого целесообразно создать подразделение с условным названием "Центр стратегических исследований". Возможно, под эгидой РФС. И призвать туда ведущих специалистов для разработки программ развития. Причем программы эти должны быть глубоко реалистичными, увязанными с жизнью страны, и содержать в себе фамилии ответственных за исполнение, конкретные сроки и меры жесткого контроля не только со стороны исполкома РФС, но и тех, кто данные программы принимал.
Единство, порядок и ответственность: вот три понятия, которые кажутся мне ключевыми. Первое означает совещательность до принятия решения и слаженное, скоординированное его выполнение после. Второе - понятные и общие для всех правила игры, регламентация полномочий, не просто создание массы комиссий и комитетов, а эффективная их работа. Третье понятие - это учет, контроль и обязательность спроса.
Кстати, я много полезного почерпнул для себя в ОКР, руководителям которого благодарен за доверие. Как и федерациям, принявшим меня очень радушно. Посмотрел, как по 10 часов в день тренируются синхронистки, как работают дзюдоисты, борцы, легкоатлеты и представители других видов. Оценил тяжелейший и профессиональный труд тренеров. Восхищен мужеством ходока Валерия Борчина, упавшего на дистанции потому, что в борьбе за каждую секунду он не захотел терять время на пункте питания и лишил организм последних сил. Знаете, какими были первые слова Борчина после его прихода в сознание? "Простите за то, что не дошел". Человек, оказавшийся в тяжелейшем положении, извинялся за то, что не дотянул до намеченной цели, - вот пример ответственности, высочайшего профессионализма, духовности, целеустремленности и самопожертвования.
Не стоит забывать и о подготовке кадров. Ничего не могу сказать пока про академию тренерского мастерства, учрежденную прежним руководством РФС. Какова эффективность этого учебного заведения? На этот вопрос предстоит ответить после изучения ситуации.
В целом же футбольная система в стране существует. Но ее нужно настроить. Люди, любящие футбол, талантливые и честные специалисты, способные на такую настройку, в России, убежден, есть. Надо только помнить про еще одно важное обстоятельство - ЧМ-2018. Для чего понадобится отдельная программа. Если государство взяло на себя инфраструктуру, то подготовка сильной сборной, которой предстоит выступить на домашнем чемпионате мира, - прерогатива РФС. А крупных турниров, на которых эту сборная должна набрать силу, осталось, между прочим, всего три: ЧМ-2014, ЧЕ-2016 и следующая летняя Олимпиада. Потому что в отборе к ЧМ-2018 мы, напомню, участвовать не будем.
- Есть мнение, что для победы на выборах достаточно приехать в регионы и пообещать: буду давать по миллиону в год и еще по полмиллиона на экипировку. От голосов "за" отбоя не будет. Согласны?
- Меня спрашивали об этом. Говорили, что федерациям и межрегиональным объединениям перечисляли какие-то деньги. Но в последнее время выплаты прекратились. Отвечал очень просто: не знаю, почему вам не платят, но если это заложено в бюджете, если есть письменные договоренности, надо платить. На то они и обязательства РФС по отношению к своим членам. В каком объеме осуществлять финансирование, сегодня сказать не могу: в этом вопросе нужно исходить из реального состояния дел.
"НЕ БОРОЛСЯ" ХУЖЕ, ЧЕМ "НЕ ИЗЖИЛ"
- РФС - едва ли не единственная спортивная федерация, не получающая материальной поддержки от государства. Это правильно?
- Что-то, может, и поступает, но в целом, пожалуй, так и есть. Вопрос очень актуальный. Не только финансирование, но и выстраивание отношений с минспорта. Считаю это остро необходимым. Сегодня без объединения усилий РФС и государства поднять футбол, тем более в регионах, невозможно. Особенно в части инфраструктуры и подготовки резерва. Это еще одна задача, которая мне, как кандидату, кажется очень важной. Речь, уточню, не о вмешательстве государства в дела общественной организации, а о взаимодействии в реализации программ развития. Если государство желает и может помочь футболу, это обязательно надо использовать. Отразив, разумеется, в серьезном программном документе.
- Голландский и немецкий футбол поднялись после реализации мощных государственных программ. Англия силами государства изжила проблему хулиганов на трибунах. Станете ли вы добиваться принятия госпрограммы на футбольном направлении в случае своего?
- Мне ближе не принятие госпрограммы, а разработка программы РФС с участием государства и бизнеса. То есть объединение усилий.
- Считается, что новый глава РФС должен занять свой пост, непременно имея за спиной неких людей с мешком денег.
- Уверен, что деньги даются не под конкретное физическое лицо. Его деловые качества учитываются, но куда важнее, как деньги расходуются и как эти расходы контролируются. Средства выделяются в первую очередь на футбол, на его развитие. Задача руководителя - потратить их эффективно и ответственно, в соответствии с утвержденными программами. И если инвестиции себя оправдывают, если есть стабильность и отдача, объем вложений будет только возрастать. Инвестор должен видеть: его надежды оправдываются, а не трансформируются в непонятно откуда взявшиеся долги. В этом случае футбол становится привлекательным для бизнеса, который начинает понимать и ценить четкие правила ведения дел.
При этом нужно избавлять футбол от негатива, который отталкивает чистый легальный бизнес. Люди должны понимать: футбол - это среда, свободная от явлений, затрудняющих деловую активность.
- Негатива, не секрет, в нашем футболе хватает. Как осуществить борьбу с ним не на словах, а на деле?
- И по этому вопросу моя позиция давно известна. Добавлю только, что прежний президент РФС Сергей Фурсенко обратился в Госдуму по вопросу противодействия договорным матчам. Создана комиссия. Я входил в этот орган от ОКР и абсолютно точно намерен продолжать работу. Тем более что группа продвинулась довольно далеко: речь идет о поправках в уголовный кодекс. Если на осенней сессии они будут внесены, появятся новые эффективные инструменты для борьбы с футбольным негативом.
- Как вы относитесь к тезису: "Толстых уже был главой ПФЛ и отрицательные явления в первом-втором дивизионах не изжил. С чего вдруг ему удастся сделать это в РФС?"
- Было бы хуже, если бы вместо "не изжил" сказали "не боролся". Что-то Толстых и ПФЛ все-таки удалось сделать в борьбе с этими явлениями в меру полномочий, которыми мы обладали. Однако возможности главы РФС в этом смысле гораздо шире и задействовать их надо по максимуму. А мое отношение к негативным явлениям ни для кого не секрет: никогда не признавать их право на жизнь. Как всякий адекватный человек, знаю, на что иду, и объективно рассчитываю силы. Для эффективной борьбы, правда, потребуется объединение усилий всех сторон, заинтересованных в успехе.
НЕ ЖЕСТКОСТЬ, А ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ
- Наверняка вы слышали такое мнение или опасение: как только в РФС придет Толстых, начнутся массовые чистки. Готовы подтвердить или опровергнуть?
- Будет проведен анализ деятельности РФС и дана оценка эффективности его работы - это могу обещать точно. В то же время Толстых для футбольных людей - очень понятная фигура, не меняющая своих убеждений, взглядов и методов на протяжении всего периода работы футбольным чиновником, готовая к компромиссам ради интересов дела. Сообщество знает, чего от меня ждать и на что направлены все мои усилия: на конструктив. Известно и другое: Толстых не принимает резких решений - он принимает выверенные решения. А жесткости предпочитает требовательность. Если кто-то ошибся или оказался не способен выполнить поставленную задачу, это одно. Но если нарушение сознательное, санкции неизбежны. Это вам подтвердят все, с кем я сотрудничал более чем два десятка лет.
За эти годы меня не опасался ни один человек, развивавший футбол, соблюдавший общепринятые правила, регламенты, положения, исполнял решения, не нарушал моральных норм. Потому, наверное, кто-то и ждет сейчас прихода Толстых, что ценит незыблемость принципов работы, интересы дела, ответственность, знание предмета и равенство всех перед законом. А опасается тот, кто живет по другим правилам.
Доводилось слышать и другое: Толстых - оппонент клубов. Каким образом, если я был в числе тех, кто клубную систему создавал и совершенствовал? Еще в 90-х добивался членства клубов в РФС, поскольку не представлял и не представляю неучастие главных участников процесса в принятии важнейших футбольных решений. Сейчас такое постановление принято: клубы и лиги могут вступать в члены РФС. Странно только, что этим правом они не воспользовались раньше.
- Что думаете по поводу сложно согласуемого "Закона о болельщиках"?
- На мой взгляд, речь стоит вести о принятии законодательного акта, регламентирующего порядок проведения спортивно-зрелищных мероприятий. И о культуре поведения зрителей при проведении матчей. Футбол должен быть праздником, а его поклонники - чувствовать себя на стадионах комфортно. И те, кто обеспечивает порядок на аренах, и те, кто их посещает, обязаны уважительно относиться друг к другу, соблюдая установленные правила.
- Эти выборы в чем-то уникальны. За последние годы они чуть ли не единственные в стране, содержащие в себе реальную конкуренцию. Нет ли у вас опасений, что вопрос с главой РФС все равно будет решен наверху?
- У каждого избирателя на данном этапе есть возможность выразить свое мнение. Очень надеюсь, что именно это и станет решающим фактором. Все должно решить футбольное сообщество.
- Каково ваше отношение к пяти участникам выборной гонки, чьи шансы на победу расцениваются как нулевые?
- Отношусь с уважением ко всем кандидатам. У каждого свое видение, но все мы, убежден, хотим сделать российский футбол лучше.
- Новый глава РФС неизбежно столкнется с тем, что его женили без него самого. Речь, поясню, об уже назначенном главном тренере сборной. Это проблема?
- Думаю, нет. Фабио Капелло - высококлассный специалист, способный решить поставленные перед сборной задачи. Обязанность нового президента РФС - создать для этого все необходимые условия.
- Сборной нужна своя база?
- Мое мнение - нужна.
- Свои шансы вы оцениваете выше или ниже 50 процентов?
- У меня такие же шансы победить, как и у других кандидатов.
- Хотите сказать - одна седьмая?
- На этот вопрос ответит голосование.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ