Газета Спорт-Экспресс № 193 (5961) от 29 августа 2012 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
Тренер двукратных вице-чемпионов мира в парном катании Татьяны Волосожар и Максима Транькова рассказала о том, как проходит подготовка к предстоящему сезону .
Нина МОЗЕР: "ИЩЕМ 11 СОТЫХ"
- Нина Михайловна, как у вас с ребятами в целом складывались дела в это межсезонье?
- Нормально. Все в порядке: работаем и параллельно лечимся. Те травмы, которые ребята получили в начале прошлого сезона, оказались не такими простыми и, увы, долгоиграющими. Это больше похоже на какие-то хронические вещи. Но мы нашли в Америке специалиста, который нам очень помогает. Ради него даже задержались в Штатах и к основной работе по большому счету приступили только на сборе в Италии в конце июля. До этого занимались постановками и лечением. Совмещали все это с тренировками, поддерживали элементы. Сейчас уже вошли в полноценный режим работы. На данный момент сделали пять прокатов короткой программы, и тьфу-тьфу, все они были чистыми. Новая короткая программа уже стала для ребят практически любимой. С произвольной все немножечко сложнее. В этот раз мы пошли другим путем, по нарастающей - сейчас, к примеру, убрали еще один элемент во вторую половину программы. Ищем 11 сотых (именно столько Волосожар/Траньков уступили по итогам чемпионата мира-2012 в Ницце победителям - немецкой паре Алене Савченко и Робину Шелковы. - Прим. Е.К.).
- Многие фигуристы, особенно зарубежные, специально анонсируют, какую музыку выбрали для своих постановок в новом сезоне. Но вы с Татьяной и Максимом решили держать это в секрете. Еще не пришло время рассказать?
- Не-а! Знаете, Макс сказал, что, если кто-то из посторонних проговорится, он ему голову оторвет (смеется). Ко мне это не относится, но я и сама не хочу раскрывать все карты. Пока оставим это в секрете. Руководство федерации все видело - у нас был закрытый прокат, на котором мы показали короткую программу и макет произвольной. Она у нас пока остается в незавершенном виде, поскольку мы неправильно поняли новые правила относительно исполнения спиралей, и теперь надо некоторые вещи переделывать. А поскольку изменился рисунок спирали, приходится вносить коррективы по всей программе. Еще у Максима сломались ботинки. Поэтому на контрольных прокатах на этой неделе нас не будет. Но мы появимся, например, на аналогичном мероприятии в Одинцове.
- Максим какое-то время назад рассказывал, что у Николая Морозова давно была приготовлена музыка, которую он мечтал использовать для программы, но не было фигуристов, способных с ней справиться. И что он предложил ее Волосожар и Транькову. В итоге вы остановили свой выбор на ней?
- Нет.
- С кем из постановщиков работали над программами, рассказать можете?
- В основном, конечно, с Николаем Морозовым. А над короткой - еще и с американкой Элейн Миллер, поэтому программа смотрится необычно. Элейн предложила множество новых идей, очень интересных. Для Максима и Татьяны ее метод работы был довольно непривычен, поскольку она делает постановку достаточно медленно. А ребята, сотрудничая с Морозовым, привыкли, что все происходит намного быстрее. Но в итоге все сложилось - Элейн удалось передать в этой программе какой-то свой дух. И ребята, катая ее, выглядят иначе, по-новому. Мне кажется, в этом году они вообще другие. Это как раз то, чего нам хотелось минувшей весной, но что мы не сразу смогли сформулировать. Когда мы приехали к Николаю в Америку, начали слушать самую разную музыку, но никак не могли понять, что же именно нам нужно. Если с "Черным лебедем" (произвольная программа прошлого сезона. - Прим. Е.К.) мы определились сразу, то в этом сезоне была только идея: сделать что-то неожиданное, новое.
- Словом, курс на эксперименты, заявленный еще в прошлом году, продолжаете?
- Да. Поверьте мне, ребята действительно стали другими. При этом короткая программа им очень удобна. Ведь когда делаешь пять прокатов - и все пять чистые, это о многом говорит.
Что еще рассказать? Из-за проблем с Таниным бедром мы отказались от выброса флип, исполняя который она и разбила ногу. Решили больше не рисковать. Хочется выступать спокойно, без напряга.
Очень интересные в этом году получились поддержки, хотя в связи с новыми правилами у них изменилась структура, и разучивать этот элемент оказалось сложнее. Над поддержками мы работали с потрясающими ребятами - акробатами, чемпионами США. Они показали нам массу интересного. В общем, в этом году у нас будет много того, чего не было раньше.
- Не жалко было отказываться от такой удачной и успешной программы, как "Черный лебедь"?
- А почему вы думаете, что в этом году постановки не будут еще более удачными (смеется)? Я считаю, что экспериментировать, стараться быть другими - это более правильный путь. И он поможет нам окончательно понять, что нужно делать в олимпийский год. Слово "жалко" мы вообще никогда не употребляли. Да, программа "Черный лебедь" была любимой. Но таковыми были и "Ромео и Джульетта", и Carmina (произвольная и короткая программы сезона-2010/11, первого совместного для Волосожар и Транькова. - Прим. Е.К.). Все любимые! Мы много о чем мечтаем, но, к сожалению, у нас не так много времени. А менять программы по три раза в сезон, увы, нельзя (улыбается). Ребята остаются такими же творческими, как и были. В этом плане они не изменились. Но сейчас они стали более скатанными, более унисонными - и это все идет на пользу. Максим очень интересный и эрудированный человек. Он прекрасно знает историю и культуру. Таким же интересным человеком является и Танюшка. Нам нравится искать что-то новое. В Нью-Йорке мы, например, два раза в неделю бегали смотреть бродвейские шоу, самые разноплановые. Например, совершенно потрясенными вышли с новой постановки "Иисус Христос - суперзвезда".
(После паузы.) Знаете, для нас главное - здоровье. И от этого уже будем идти дальше.
- На открытых для публики контрольных прокатах в сентябре покажете новые постановки или, как в прошлом году, ограничитесь показательным номером?
- Покажем, поскольку вскоре после этого нам предстоит выступать в Оберсдорфе (крупный международный турнир Nebelhorn Trophy 27 - 29 сентября. - Прим. Е.К.).
Екатерина КУЛИНИЧЕВА