Газета Спорт-Экспресс № 185 (5953) от 20 августа 2012 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ХОККЕЙ
КУБОК ГУБЕРНАТОРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Победителем челябинского турнира неожиданно стал нижнекамский "Нефтехимик" .
СЧЕТ ЗА КОШКУ, ИЛИ "НАЗАРОВ" ДЛЯ КРУППА
Юрий ГОЛЫШАК |
из Челябинска |
Я оказался за одним столом с Уве Круппом. Рядом сидели начальники и тренеры других команд.
- Вот посмотрите - играет у нас Чернквист, - рассказал Крупп. - Два или три года отыграл в Ярославле. Расстался с командой за месяц до того, как произошла трагедия с самолетом. До сих пор в себя прийти не может…
Я как-то и забыл, когда уходил Чернквист из Ярославля. Теперь же смотрел на него новыми глазами.
А вскоре я узнал от общих знакомых, что однажды Крупп может оказаться в КХЛ. И это "однажды" случится завтра. Или через год. Но случится. Потому что одно предложение уже есть.
Корреспонденты спросили Круппа напрямую. Тот рассмеялся:
- Никогда не говори "никогда".
И после минут пять рассыпался в комплиментах Челябинску, турниру и обыгравшему его "Кельн" "Трактору":
- Нас перебегали, перекатали, переиграли. Но мы вам так благодарны, что получили приглашение на этот турнир. Зовите еще - "Кельн" всегда будет приезжать. И вы к нам приезжайте…
Белоусов коротко кивнул. Пригласим. И сами приедем. Хоть адреса Крупп не оставил.
А накануне матча с "Магниткой" получил Уве, самый колоритный участник турнира, подарок от отца Андрея Назарова Виктора - ту самую водку "Назаров", которая давно уж не выпускается.
Крупп осмотрел бутылку уважительно. Оценил этикетку.
- Если выиграем у Магнитогорска - выпью целиком, прямо в раздевалке.
"Кельн" заинтересовался таким порывом собственного тренера. Играл с "Магниткой", как будто последний день живет. И выиграл.
Крупп оказался хозяином слова. Захотел - дал, захотел - забрал обратно. "Назаров" полетел в багаже на рейнские берега.
* * *
Я спустился в ложу прессы - поздравить коллег из "Футбола-хоккея Южного Урала" с двадцатилетием и тысячным номером. Речь пришлось оборвать на полуслове - увидел чуть поодаль Геннадия Величкина. Чуть расхворавшись, Геннадий Иванович уехал в Магнитогорск. Привел себя в порядок - и вернулся. Нам с вами на радость.
Мы вышли к служебному входу. Вице-президент достал сигару. Хорош бы я был, если б смог ответить тем же - смотрелись бы мы со стороны масштабно. Но увы.
- Вернувшись в Магнитогорск, вы пообещали всех взбодрить. Разогнать тоску, - напомнил я.
Величкин нахмурился. Не понял, куда клоню. Да и сигара едва тлела на челябинском ветру.
- И взялись за дело. Ваша фраза Челябинск встряхнула…
- Какая фраза? - раздраженно переспросил Геннадий Иванович.
- О том, что без вас "Магнитка" "Трактору" проигрывала. С вами же будет выигрывать всегда.
- А кто эту фразу сказал?!
Я отступил на шаг. Посмотрел на Величкина искоса.
- Мне ее приписывают, - наконец растолковал самый обаятельный вице-президент. - Но я такого не произносил. Ситуация была другая: мы встретились у лифта с моим старым челябинским знакомым. Он напомнил: "А помните, Геннадий Иванович, тот конфликт на пресс-конференции, который был несколько лет назад?"
- Я помню прекрасно.
- Между нашими тренерами случился конфликт - и я прекратил пресс-конференцию. Вывел всех журналистов. Тогда тон был горячий, челябинская пресса меня начала подзадоривать. И я что-то похожее сказал. И вот сейчас мне у лифта напоминают: "Гена, ты вернулся - и снова начал?" Я усмехнулся: "Как знаете!" Обычный разговор в лифте. Я мог что угодно сказать, хоть про маму свою. Про папу. Это тоже написали бы? Ваш брат ищет дешевый авторитет…
- Мой брат давно уже все нашел. То, что на Мемориале Ромазана команды будут меняться пятерками, вы придумали?
- Нет, я расскажу. По регламенту будет сборная из трех клубов: "Ак Барс", "Металлург" и "Трактор". Вот и всё. Каждая команда отдаст пятерку в эту сборную Romazan-team. С правом менять игроков.
- Чувствую - только вы могли такое придумать.
- Я придумал. Все люди, которые проходят предсезонку, не будут ждать очереди, чтоб показать себя. Потенциальные кандидаты в основной состав пройдут обкатку на этом турнире. Полезная штука, не просто фантазия.
- Действительно, здорово. Скажите, почему "Магнитку" тренирует не Канарейкин?
- Это вопрос для нас переваренный. Лично я очень хотел бы работать с этой бригадой. Но пришлось закончить. Есть руководство, хозяева клуба и завода. Шеф тоже очень хорошо относится к Федору Леонидовичу. Но нам всем была поставлена задача - пройти определенный уровень. И эта задача выполнена не была.
- Так что за задача?
- Мы должны были пройти Омск. Если б прошли - сегодня работали бы с Канарейкиным.
- Все прошло без обид?
- Я надеюсь. Леонидычу отставка неприятна, но мы с ним созваниваемся до сих пор, общаемся. Может, еще поработаем.
- Когда-то вы пригласили в Магнитогорск Дэйва Кинга. Помогал ему Канарейкин - и вы на него указывали: "Это преемник, пусть учится". Сейчас у Пола Мориса толковейший помощник - Илья Воробьев, сын Петра Ильича. Та же ситуация?
- Мы пытаемся это сделать. Вы правы, ситуация похожая. Такое интеллектуальное наследство, да и сам играл здорово, несколько языков знает… Я вижу, как он относится к работе.
- Говорят, он познакомил Мориса со своими тренерскими идеями - тот был в восторге.
- Я не знаю. Раз говорят - значит, было. Точно знаю, что они моментально нашли общий язык. Они работают на одной частоте.
- Чему лично вас научила история с Кингом? Что вы теперь не будете делать никогда?
- Да буду делать все то же самое. Ничему не научила. Я не вижу ни одного собственного шага, который повредил бы команде и клубу. Другое дело, некоторые вещи вредят мне лично.
- Это вы о чем?
- Я эмоциональный очень. Искренний.
- Так это хорошо.
- Мне тоже нравится. Вы же знаете - я много лет не меняюсь. Никогда ни под чью дудку не плясал. Тем более десятка оголтелых мальчиков, которые сидят в интернете и стучат по клавишам. Пусть стучат. Я тоже умею писать в интернете. Но не стану. Лучше я команду сделаю.
- Электронную почту, значит, освоили?
- Еще когда работал на металлургическом комбинате в производственном отделе у Рашникова. Мы были первом заводом в России, который был компьютеризирован. Это было в 1986 году. С тех пор владею электронной почтой. Я, молодой парень, работал начальником бюро тонкого листа.
- Фантастика. Вы же чувствуете людей. Смотрите на Мориса - он, расставшись однажды с Магнитогорском, не пройдется в книжке ни по вам, ни по городу?
- Так и Кинг ни меня, ни город не обложил.
- Это как сказать.
- Ха! Вот вы сомневаетесь? Английским владеете?
- Немного.
- Так обратитесь к тому, кто владеет хорошо. Возьмите оригинал книги Кинга и почитайте вместе. У Кинга самые лучшие воспоминания о Магнитогорске. Антураж сделал тот чех, который редактировал эту книжку. Написал о мертвых коровах, которые валяются в Башкирии. Вы же ездите в Уфу - видели там трупы коров? Я - нет…
- Я только в Албании такое видел.
- Вот. Кинг про Россию ни одного плохого слова не написал. Только восторженные тона. А если выдергивать две фразы из контекста - так можно Пьера Безухова в "Войне и мире" черти кем выставить.
- После в Европе с Кингом встречались?
- Пару раз. Больше скажу, мы созванивались. Он прислал мне книжку в оригинале с посвящением. Время уходит, все кажется давним. Общались через Игоря Муравьева, который для Кинга переводил и до сих пор работает у нас в орготделе. А насчет книжки Дэйва - мне один умный человек сказал так: "Геннадий Иваныч, чтобы в Америке и Канаде о тебе написали книгу, нужно заплатить очень и очень много денег. Радуйся, ты богатый человек…"
- Кинг прикормил всех дворняг вокруг дворца. До сих пор его ждут?
- Я их не помечал. Кинг в книжке хорошо расписал, какой он добрый - правда, кормил собак за наш счет. Брал в ресторане еду, которая готовилась на команду. Мы косились, хотели в конце счет ему выставить. Но тоже животных любим - бог с ним, думаем. Зато Кинг нам счет прислал.
- За что?
- Подобрал кошку в Магнитогорске, увез в Канаду. Ее полет в багажном отсеке - это не так дешево. Больше сотни долларов, кажется. И за кошку "Металлург" заплатил.
- Давайте о другой хоккейной легенде. Сушинский сообщил, что вы хотели оставить его в Магнитогорске, ставили в пример. Это правда?
- Ой… На этот вопрос односложно ответить нельзя. Пожелай он остаться - думали бы. Вы же помните, как все заканчивалось? Сушинский попрощался с городом, со льдом, - всем было ясно, что Максим заканчивает. После плей-офф у нас был принят курс на омоложение. Смотрите на наших легионеров: самый старший - 86-го года рождения. А какие красавцы у нас Потехин, Здунов, Малиновский, Косов, который только-только из Канады прилетел. Лисин - молодой игрок, но уже в порядке. Это позиция собственников клуба - мы омолаживаемся. Остаемся с теми, кто хочет играть. Кто хочет заработать потом. А сначала доказать, что он - спортсмен.
- Тогда почему у вас остался Твердовский?
- У Твердовского было то, чего не было у Сушинского. Уверенности, что надо продолжать. После плей-офф первый вопрос Твердовскому был: "Олег, играть будем?" - "Будем!" Все, одно слово решило вопрос. Дядька в команде нужен.
- Насколько знаю, вы были готовы расстаться с Мозякиным.
- Не-е-т, что вы! Не готовы! Про Мозякина не было разговоров никогда, нигде и ни с кем. Готовы мы были расстаться с Аалтоненом. В первый же день после плей-офф. Почему - не скажу.
* * *
"Нефтехимик" с двумя чудесными людьми, Владимиром Голубовичем и Максимом Соколовым, продолжал творить невероятное. Обыгрывая на сей раз могучий Магнитогорск в пять шайб. Озлобившись, "Металлург" кидался в драку - но и здесь получал отпор. На месте щуплого из Нижнекамска вырастал той же секундой кто-то здоровенный. Эх, незадача. Драка заканчивалась, не начавшись.
А дальше было самое вкусное. "Трактор" без уехавшего в сборную Евгения Кузнецова очень старался обыграть "Авангард". Вспоминая плей-офф прошлого сезона, когда говорили: "Мы давили-давили, но не идет, и все…" Было и смешное - шайба влетела в ворота "Трактора" от конька арбитра. Судья, извинившись перед "Авангардом", гол отменил. Игра получилась хоть куда - с красивейшим голом Чистова, двумя буллитами и настоящим нервом.
Да и весь турнир прошел отлично. В душевности догнав всеми обожаемый Мемориал Ромазана. Крупп врать не станет.
МЕТАЛЛУРГ Мг - НЕФТЕХИМИК - 0:5 (0:0, 0:3, 0:2)
Голы: Осала, 21:05 - 0:1. Хохряков (С.Альшевский), 23:11 - 0:2. Полыгалов, 33:06 - 0:3. Бортников (Полыгалов), 56:50 - 0:4. Осала (бол., Коларж, Коукал), 59:20 - 0:5.
Вратари : Ахонен - Соколов.
ТРАКТОР - АВАНГАРД - 1:2 (0:0, 1:2, 0:0)
Голы: Чистов (Контиола), 30:38 - 1:0. Первушин, 34:37 - 1:1. Семин (буллит), 36:35 - 1:2.
Нереализованный буллит : Панов (Т), 31:16 (мимо).
Вратари : Гарнетт (59:35) - Рейзвих.
АВАНГАРД - МЕТАЛЛУРГ Мг - 0:2 (0:0, 0:2, 0:0)
Голы: Мишарин (бол., Твердовский), 31:15 - 0:1. Шенфельд, 32:18 - 0:2.
Вратари : Рамо - Гелашвили.
ТРАКТОР - КЕЛЬН - 5:1 (2:0, 1:0, 2:1)
Голы: Булис (Кузнецов), 3:55 - 1:0. Попов (мен., Якуценя), 9:49 - 2:0. Антипов (Панов), 27:32 - 3:0. Кузнецов (Разин), 51:45 - 4:0. Панов (Антипов), 53:16 - 5:0. Холмквист (Вайсс), 55:03 - 5:1.
Вратари : Гарнетт - аус ден Биркен.
Итоговое положение
| И | В | ВО | ПО | П | Ш | О |
1. Нефтехимик | 4 | 3 | 0 | 1 | 0 | 13-5 | 10 |
2. Металлург Мг | 4 | 2 | 0 | 0 | 2 | 5-10 | 6 |
3. Авангард | 4 | 2 | 0 | 0 | 2 | 6-5 | 6 |
4. Кельн | 4 | 1 | 1 | 0 | 2 | 8-11 | 5 |
5. Трактор | 4 | 1 | 0 | 0 | 3 | 8-9 | 3 |
ЛУЧШИЕ ИГРОКИ ТУРНИРА
Вратарь - Майкл ГАРНЕТТ ("Трактор")
Защитник - Максим БЕРЕЗИН ("Нефтехимик")
Нападающий - Денис ПЛАТОНОВ ("Металлург" Мг)
Бомбардир - Станислав АЛЬШЕВСКИЙ ("Нефтехимик"), 4 очка (3+1)