Газета Спорт-Экспресс № 166 (5934) от 28 июля 2012 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1
LONDON-2012
ПЛАВАНИЕ
Сегодня, в первый день плавательного олимпийского турнира, 14-кратный олимпийский чемпион американец Майкл Фелпс выйдет на старт первой из своих четырех индивидуальных дистанций - 400 метров комплексным плаванием .
ФЕЛПС, НА СТАРТ!
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Лондона |
Четыре года назад, выиграв в Пекине восемь золотых наград и установив по ходу Игр семь мировых рекордов, Майкл Фелпс официально заявил, что никогда больше в своей жизни не выйдет на старт самой длинной комплексной дистанции. Той самой, на которой дважды побеждал на Играх и столько же раз - на мировых первенствах.
Заявление сначала прозвучало в микст-зоне, затем - на медальной пресс-конференции, еще через день - на пресс-конференции в главном пресс-центре Игр. Более того, когда спустя какое-то время мы с Фелпсом встретились в Пекине в эксклюзивной обстановке Omega-хауса, он пояснил еще раз: "Решил, что пришло время попробовать переключиться на другие дистанции. Комплексное плавание отнимает слишком много сил. Приходится уделять много времени каждому стилю, оттачивать каждый гребок. Да, я получал определенное удовольствие, плавая 400 метров, поскольку на протяжении многих лет именно эта дистанция была моим основным видом. Но теперь всё - задача выполнена".
Теперь, в Лондоне, Фелпс с милой улыбкой сказал, общаясь с журналистами:
- В отношении "комплекса" я просто изменил свое решение. Посидел, вспомнил, как выигрывал эту дистанцию в Афинах, потом в Пекине, и подумал: с чего, собственно, мне отказываться от удовольствия испытать все это еще раз?
Умеет все-таки создать интригу этот балтиморский парень...
Особую пикантность происходящему придает тот факт, что за время отсутствия Фелпса в "большом" комплексе расклад сил слегка поменялся: лучший заявочный результат имеет победитель двух последних мировых первенств в этом виде плавания Райан Лохте (4.07,06). Он же считается фаворитом. От "комплекса Фелпса" Райан избавился довольно давно, но следует уточнить: так считает он сам и те, кто за него болеет. Фелпс дважды проиграл соотечественнику очную борьбу на чемпионате мира-2011 в Шанхае, финишировав вторым в финалах дистанций 200 м вольным стилем и комплексным плаванием, но там вопрос победы не был для 14-кратного олимпийского чемпиона вопросом жизни и смерти. Именно поэтому первый выход двух выдающихся пловцов на публику предвкушают в Лондоне все.
Пресс-конференция Фелпса и его тренера Боба Боумэна интриговала уже своим началом. В ожидании пловца я включила гарнитуру синхронного перевода на русский канал и услышала "закадровый" разговор двух явно далеких от спорта женщин-переводчиц: "Смотри, что творится. Ты что-нибудь понимаешь? Разве что на потолке люди не висят. Может быть, они что-то перепутали, и в этом зале будет сразу две пресс-конференции?.."
* * *
Едва появившись и достав небольшой фотоаппарат ("Да-да, ребята, мне тоже вас нужно сфотографировать"), Майкл был сражен вопросом в лоб:
- Звезд вашего масштаба в спорте единицы. Что делает вас столь великими?
- И что вы хотите, чтобы я ответил? - иронично поинтересовался пловец. - Или ваша задача - просто меня смутить?
Инициативу перехватил Боумэн.
- Я бы сказал, что Майкл побеждает столько лет благодаря целому комплексу составляющих. Это и физические качества, и тренировки в клубе, в котором у спортсменов всегда были очень высокие ориентиры, и поддержка семьи, и способность концентрироваться под давлением. Но главное, что обусловило успех, заключается в способности Майкла работать гораздо упорнее, чем другие. Шесть лет перед Играми в Афинах он не просто тренировался на пределе человеческих возможностей, но выполнял все задания максимально добросовестно.
"Меня все больше и больше вгоняют в краску", - шутливо пробурчал себе под нос Фелпс, позаботившись при этом, чтобы слова попали в микрофон. Но тут же продолжил уже серьезно:
- Большинство людей привыкло выражать свои эмоции словами. Я стараюсь делать то же самое действием. Мне нравится этот процесс, я получаю от него удовольствие и очень надеюсь, что такое же удовольствие мне принесет следующая неделя.
- Вы отдаете себе отчет в том, сколько человек в мире стремится вас обыграть?
- А зачем об этом думать? К Играм в Лондоне я готовился очень серьезно - не менее серьезно, чем раньше. Главное ведь не в том, что это - Игры. Для меня это просто очередные соревнования: те же дорожки, тот же бассейн, те же очки, шапочка и плавки. Ну да, на трибунах больше зрителей, прессы. Но все равно все сводится к тому, чтобы встать на тумбочку, прыгнуть в воду и попытаться финишировать с лучшим результатом.
- Насколько сильно изменили вас прошедшие четыре года?
- Если вы про возраст, он, безусловно, сказывается в том, что для восстановления между стартами мне приходится прилагать больше сил. Это вообще главная проблема любого возрастного спортсмена. Соответственно, приходится очень четко выполнять все процедуры: откупывание после дистанции, теплая ванна, массаж - в этом плане меня тоже ждет очень напряженная неделя.
Раньше мне приходилось учиться управлять эмоциональной энергией, сдерживать ее. В этом отношении меня многому научил тренер. Сейчас все это происходит автоматически, на подсознательном уровне. Во время соревнований организм сам распределяет силы - в том плане, чтобы, допустим, выполнить все задачи в полуфинале, но при этом не выкладываться сверх необходимого. В свободное от плавания время я больше других сижу в общей зоне Олимпийской деревни - смотрю фильмы, какие-то шоу, но это вовсе не значит, что соревнования перестали быть для меня главной целью. Просто именно так я лучше всего отдыхаю.
- А с какими чувствами ждете первого старта?
- Первый старт - всегда вызов. В последние две недели мы с Бобом кое-что изменили в своих тренировках, и, надо сказать, я стал чувствовать себя гораздо комфортнее. Поэтому рвусь в бой. И обещаю вам, что скучно не будет.
* * *
Во втором ряду партера за Фелпсом с интересом наблюдал трехкратный олимпийский чемпион Питер ван ден Хугенбанд. Увидев меня, поздоровался. И рассмеялся, приняв поздравления с журналистским дебютом:
- Какое же это удовольствие - не выступать на Играх. Жить в свободном графике, не испытывать постоянного стресса, не находиться в постоянном прицеле чужого внимания, когда любое неосторожное слово может обернуться чем угодно. В этом отношении я совершенно искренне сочувствую Майклу. Решил, что точно не буду тем человеком, который станет донимать его вопросами до окончания соревнований. Вот с Боумэном побеседую с удовольствием.
Можно было не спрашивать, за кого болеет в Лондоне выдающийся голландец. Даже удивительно: когда один и тот же спортсмен побеждает на протяжении доброго десятка лет, интрига любых соревнований невольно начинает сводиться к перспективе его поражения. Это "работает" и в отношении Фелпса. Но одновременно с этим огромное количество людей искренне жаждет увидеть в исполнении американца очередные "семь золотых". Хотя бы потому, что плавательный мир не видел в своей истории ничего подобного. Для этого Майклу нужно выиграть свои четыре индивидуальные дистанции (200 и 400 м комплексным плаванием и 100 и 200 м баттерфляем) и три эстафеты.
Тут, правда, вырисовывается небольшое препятствие. На прошлогоднем чемпионате мира в Шанхае американцам удалось выиграть лишь два эстафетных финала из трех: золото в спринтерской командной гонке ушло в Австралию. Перед приездом в Лондон австралийцы без ложной скромности заявили, что в эстафете 4х100 м вольным стилем считают себя оружием массового уничтожения и не намерены отдавать олимпийскую победу в этом виде программы кому бы то ни было. Фелпс ответил на это шуткой: "У нас в команде, пожалуй, тоже найдутся четыре человека, умеющие неплохо плыть "сотню". Лично я предпочитаю заниматься своим делом, а не отвлекаться по пустякам, слушая, что говорят другие".
Достойным завершением беседы американца с прессой стал заключительный вопрос:
- Для вас эта Олимпиада - четвертая. Вы сохранили в себе способность хоть чему-то удивляться?
Фелпс почесал в затылке и задумчиво хмыкнул в микрофон:
- Знаете, я тут пошел в кафетерий в Олимпийской деревне и увидел там трех русских девушек. И просто обалдел. Все они оказались выше меня...