Газета Спорт-Экспресс № 136 (5904) от 23 июня 2012 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3
ФОРМУЛА-1
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 8-й этап. ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ
VALENCIA STREET CIRCUIT : ЦИФРЫ И ФАКТЫ
· Нынешний "Гран-при Европы" станет 22-м по счету и пятым, который проходит в Валенсии (с 2008 года).
· Впервые "Гран-при Европы" состоялся 25 сентября 1983 года в Брэндс Хэтч (Великобритания), а первым победителем стал бразилец Нельсон Пике на Brabham-BMW. В сезоне-1984 этап перекочевал в Германию на автодром Нюрбургринг. В 1985 году гонка вновь состоялась в Брэндс Хэтч, после чего до 1993 года не включалась в календарь чемпионатов мира.
· В 1993-м "Гран-при Европы" единственный раз принимала трасса в британском Донингтоне, дважды гонка проходила в испанском Хересе (1994 и 1997). В 1998 году этот европейский этап вновь взял передышку, но ненадолго - с 1999 по 2007 год "Гран-при Европы" проходил в Германии. А с 2008-го он снова поменял дислокацию - в испанской Валенсии по контракту должны состояться 7 гонок.
· Впервые макет трассы в Валенсии был представлен 19 июля 2007 года, а уже в конце июля 2008 года здесь прошли первые соревнования.
· Проект гоночного полотна разработан в бюро Германа Тилке. Трасса протяженностью 5419 метров насчитывает 25 поворотов (14 левых и 11 правых). Средняя ширина гоночного полотна - 14 метров. Максимальная скорость составляет приблизительно 323 км/ч. Дистанция гонки - 308,883 километра (57 кругов).
· Главной особенностью трассы в Валенсии является разводной мост, который вносит определенные коррективы в тактику команд: стык моста и гоночного полотна способствует большему износу покрышек.
· Первый "Гран-при Европы" состоялся в Валенсии 24 августа 2008 года: победу праздновал Фелипе Масса на Ferrari, стартовавший с поул-позишн. Любопытно, что победитель был предупрежден стюардами, а затем оштрафован на 10 тысяч евро за то, что едва не столкнулся с Адрианом Сутилем на пит-лайн.
· Для Массы та гонка была 100-й в карьере - никому ни до ни после бразильца не удавалось одерживать победу в юбилейном "Гран-при".
· В 2009 году первенствовал еще один бразилец - Рубенс Баррикелло на Brawn-Mercedes. Эта победа примечательна тем, что стала 100-й в истории "Формулы-1" для пилотов из этой страны. Быстрейший круг в гонке показал Тимо Глок - 1.38,683 (55-й круг со средней скоростью 197,688 км/ч). Для него это единственный подобный успех в карьере.
· Быстрейший круг в квалификации в прошлом году показал немец Себастьян Феттель (1.36,975), в итоге и праздновавший успех.
· Больше всего побед на "Гран-при Европы" одержал немец Михаэль Шумахер (6). По две у Баррикелло, Фернандо Алонсо и Феттеля. Всего же первыми становились 13 пилотов.
· Среди конструкторов первенство за Ferrari (6 титулов).
· Шумахеру доводилось чаще всех стартовать с первой позиции (3). У Кими Райкконена, Дэвида Култхарда и Феттеля по 2 поул-позишн.
· Быстрейшие круги чаще остальных показывал Шумахер (6). А более одного раза это удалось сделать еще лишь Массе (2).
· На подиум на "Гран-при Европы" чаще всех поднимались Шумахер (8 раз), Баррикелло (6) и Култхард (5), а среди команд - гонщики Ferrari (17), McLaren (15) и Williams (12).
· Больше всего очков заработал, естественно, Шумахер (80), опережающий Баррикелло (70) и Алонсо (62). В Кубке конструкторов лидирует Ferrari (175), лишь на 9 баллов опережая McLaren.
· Хет-трики (поул+победа+быстрейший круг) на "Гран-при Европы" удавалось сделать Шумахеру (1994 и 2004), Массе (2008) и Феттелю (2011).
· Чаще, чем на "Гран-при Европы" (6 раз), Шумахер показывал быстрейший круг в гонке только на "Гран-при Испании" (7).
· Для Райкконена быстрейший круг на "Гран-при Европы-2003" стал первым в карьере (из 16).
Антон СЫЧЕВ
ПОДИУМЫ В XXI ВЕКЕ
Год | 1-е место | 2-е место | 3-е место |
2001 | Михаэль ШУМАХЕР | Хуан Пабло МОНТОЙЯ | Дэвид КУЛТХАРД |
| Ferrari | Williams-BMW | McLaren-Mercedes |
2002 | Рубенс БАРРИКЕЛЛО | Михаэль ШУМАХЕР | Кими РАЙККОНЕН |
| Ferrari | Ferrari | McLaren-Mercedes |
2003 | Ральф ШУМАХЕР | Хуан Пабло МОНТОЙЯ | Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
| Williams - BMW | Williams-BMW | Ferrari |
2004 | Михаэль ШУМАХЕР | Рубенс БАРРИКЕЛЛО | Дженсон БАТТОН |
| Ferrari | Ferrari | BAR-Honda |
2005 | Фернандо АЛОНСО | Ник ХАЙДФЕЛЬД | Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
| Renault | Williams-BMW | Ferrari |
2006 | Михаэль ШУМАХЕР | Фернандо АЛОНСО | Фелипе МАССА |
| Ferrari | Renault | Ferrari |
2007 | Фернандо АЛОНСО | Фелипе МАССА | Марк УЭББЕР |
| McLaren-Mercedes | Ferrari | Red Bull |
2008 | Фелипе МАССА | Льюис ХЭМИЛТОН | Роберт КУБИЦА |
| Ferrari | McLaren-Mercedes | BMW-Sauber |
2009 | Рубенс БАРРИКЕЛЛО | Льюис ХЭМИЛТОН | Кими РАЙККОНЕН |
| Brawn-Mercedes | McLaren-Mercedes | Ferrari |
2010 | Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Льюис ХЭМИЛТОН | Дженсон БАТТОН |
| Red Bull | McLaren-Mercedes | McLaren-Mercedes |
2011 | Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Фернандо АЛОНСО | Марк УЭББЕР |
| Red Bull | Ferrari | Red Bull |