Газета Спорт-Экспресс № 124 (5892) от 8 июня 2012 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 4
ФОРМУЛА-1
Сегодня в Монреале пройдут первые свободные тренировки перед "Гран-при Канады".
CIRCUIT GILLES VILLENEUVE: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
"Гран-при Канады" состоится в 43-й раз. При этом на автодроме Circuit Gilles Villeneuve прошла большая часть гонок - нынешняя станет 33-й. Восемь раз "Гран-при" проводился в Торонто (Mosport Park) и дважды в том же Монреале, но в другом месте (Mont-Tremblant).
Трасса названа в честь канадского гонщика Жиля Вильнева в 1982 году после того, как первый победитель Монреаля погиб 8 мая в квалификации перед гонкой в Бельгии.
Трасса протяженностью 305,270 километров (70 кругов по 4361 м) спроектирована Роджером Пайетом и открыта в сентябре 1978 года - менее чем за месяц до первого "Гран-при" (стоимость работ составила лишь 2 миллиона долларов). Она насчитывает 15 поворотов (9 правых и 6 левых). Максимальная скорость составляет 325 км/ч, вместимость трибун - около 100 000 зрителей.
Конфигурация гоночного полотна незначительно менялась семь раз.
2 июня 1991 года лидировавший по ходу всей гонки и имевший огромный запас перед преследователями британец Найджел Мэнселл на последнем круге стал праздновать победу, приветствовать публику и сбросил скорость так, что его болид заглох. Победу тогда (последнюю в своей карьере) одержал бразилец Нельсон Пике, а сам Мэнселл был классифицирован лишь шестым.
Нечто похожее произошло и в прошлом году. Лидировавший практически всю гонку Себастьян Феттель ошибся на одном из последних поворотов, чем незамедлительно воспользовался Дженсон Баттон. Всего в истории "Формулы-1" было лишь 26 случаев, когда победы вырывалась на последнем круге. После Баттона подобное не удавалось никому.
В той же гонке бразилец Рубенс Баррикелло показал быстрейший круг для последней конфигурации трассы - 1.13,622 (68-й со средней скоростью 213,246 км/ч). Рекордом квалификации с 2004 года владеет Ральф Шумахер - 1.12,275.
Лишь пять раз в истории "Формулы-1" первое и второе место в гонке совместно завоевывали родные братья - Шумахеры. Причем в Канаде им это удавалось дважды - в 2001 году (тогда единственный раз Ральф был первым в очном споре) и в 2003-м.
Чаще остальных в Монреале побеждал Шумахер-старший (7 раз), три победы у Пике. Всего же 21 пилоту удавалось выиграть на "Гран-при Канады".
Среди конструкторов лидерство у Ferrari - десять побед (у McLaren - 8, Williams - 7).
Поул-позишн также чаще остальных завоевывал Михаэль Шумахер - шесть раз. Трижды первым в квалификации оказывались Пике, Айртон Сенна и Хэмилтон. Среди конструкторов лидерство по этому показателю делят McLaren и Williams (по 8).
Шумахер-старший может похвастать четырьмя быстрейшими кругами на Circuit Gilles Villeneuve (у Кими Райкконена - 3). Среди конструкторов лидирует McLaren (10).
12 раз на подиум поднимался Михаэль Шумахер. По пять раз в первой тройке финишировали Жан Алези, Баррикелло, Пике и Ален Прост. В командном зачете нет равных пилотам Ferrari (28 призовых мест).
С передней линии чаще всех гонку начинал Шумахер-старший - восемь раз. Он же лидирует и по общему количеству набранных на этом автодроме очков (118 против 49 у Баттона). В монреальском Кубке конструкторов первое место занимает Ferrari (241 очко).
Хет-трики (поул+победа+быстрейший круг) на этой трассе делали Джоунс (1979), Пике (1984), Сенна (1988) и Михаэль Шумахер (1994).
Три раза кряду в Монреале выигрывал только Шумахер-старший (2002-2004). По две гонки подряд первыми были Джоунс (1979 и 1980) и все тот же Шумахер (1997 и 1998).
Хэмилтон принял участие в четырех "Гран-при Канады", при этом в первых трех стартовал с поул-позишн (в 2007 году - впервые в карьере). Именно в Монреале-2007 Хэмилтон одержал свою первую победу в "Формуле-1".
Оба пилота Red Bull - Феттель и Марк Уэббер - ни разу не побеждали в Монреале, лишь однажды завоевав поул-позишн (немец в прошлом году), и не показали ни одного быстрейшего круга.
Последний на данный момент дубль пилоты McLaren оформляли в Канаде в 2010 году: победил Хэмилтон, вторым финишировал Баттон.
Антон СЫЧЕВ