Газета Спорт-Экспресс № 90 (5858) от 25 апреля 2012 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 5
ХОККЕЙ
СВОЯ КОЛОНКА
Дмитрий КУЗНЕЦОВ
СПОРТ С ИЗНАНКИ
Жаль, что замечательный в хоккейном плане сезон завершается на волне допингового скандала в главной серии плей-офф. Но виноват в этом не только игрок "Авангарда" Антон Белов. В конце концов пока не доказано - знал ли хоккеист, что принимал запрещенный препарат или тот попал в организм спортсмена непредумышленно. На мой взгляд, не меньшую ответственность за разрастание скандала несут руководители "Динамо", всеми силами и средствами постаравшиеся раздуть вселенский пожар из рядового в общем-то случая.
Удивительно, но, когда по ходу плей-офф от динамовских игроков, тренеров и руководителей вся общественность ждала хоккейных комментариев, клуб встал в позу, объявив негласный обет молчания в угоду своему главному тренеру - а тот, по сути, запретил лидерам команды общаться с прессой. Лишь после ряда критических публикаций "Динамо" слегка "оттаяло", и, к примеру, Анисин с Комаровым стали появляться в смешанной зоне после матчей. Однако встав на край пропасти в финальной серии, проигрывая - 1-3, бело-голубые использовали малейшую возможность для того, чтобы раскачать своего соперника. Их боссы не просто заговорили - закричали, пытаясь изменить ситуацию не в открытой борьбе - на льду, а в информационной войне. Тем самым в очередной раз показав, что им безразлично такое понятие, как имидж лиги.
Каждый год сотни спортсменов по всему миру попадаются на допинге. Степени прегрешений бывают разные. Кто-то сознательно принимает стимуляторы на протяжении долгого времени, и это, безусловно, серьезный проступок. А кто-то не проходит допинг-контроль из-за элементарной халатности, так что ни в коем случае нельзя чесать всех под одну гребенку. Только за прошедший сезон в нашем хоккее в разных лигах было больше десятка допинговых историй, и ни одна из них не стала суперсенсацией. А тут…
Список запрещенных препаратов неуклонно растет, производители пищевых добавок не всегда сообщают потребителям о наличии таких веществ в своих чудо-смесях, поэтому многое зависит от того, насколько осторожно подходит спортсмен к применению подобных пилюлек. Конечно, нужно вести речь о недостаточном профессионализме игрока - в финальной серии чемпионата необходимо быть предельно мобилизованным, здесь не бывает мелочей, на которые можно закрывать глаза. Из таких мелочей в конце концов и строятся большие победы. Но что поделать - игрок вольно или невольно ошибся, подвел команду в самый ответственный момент и, если того заслуживает, понесет наказание в соответствии с существующими в мире спорта законами. На этом инцидент вроде бы должен быть исчерпан. Однако этого не происходит.
По некоторым данным, субботу динамовские люди посвятили активному обзвону знакомых журналистов (мне известно сразу несколько подобных случаев), чтобы сообщить тем сенсационную новость: в стане соперника обнаружен допинг. Хотя никакой официальной информации на этот счет ни от РУСАДА, ни от КХЛ на тот момент не поступало. Один мой коллега даже попросил совета: мол, что делать, вдруг сенсация уплывет, конкуренты опередят - дадут первыми? Тем не менее спортивные издания на давление "Динамо" некоторое время не поддавались. До тех пор пока о "деле Белова" не рассказал одному агентству замминистра спорта Юрий Нагорных. Он-то и подтвердил, что проба А, взятая у защитника "Авангарда" Белова, дала положительный результат. Причем, по словам чиновника, в министерстве знали об этом еще в пятницу.
Для кого-то, наверное, не совсем понятно, почему такие новости сообщают миру первыми не представители РУСАДА или руководители ФХР, а замминистра. Но если посмотреть карьерное прошлое Нагорных, то вопрос "почему он?" отпадет сам собой. Еще в начале 2000-х Нагорных был сотрудником хоккейного клуба "Динамо" Москва. Сайт об истории ХК "Динамо" так характеризует его заслуги перед клубом: "активно работал в сфере PR: продвигал "Динамо", за него же и страстно болеет, любимый цвет - бело-голубой, знает спорт с лица и изнанки"... Комментарии, как говорится, излишни.
Расчет динамовских боссов был прост. Хорошо известно, что многим современным СМИ любой "жареный факт", увы, куда интереснее спорта как такового, и пресса, на радость кураторам бело-голубых, набросится на "Авангард". Команду, которая в хоккейном плане до всей этой истории выглядела в финале Кубка Гагарина интереснее, чем "Динамо".
Ответ на такую PR-атаку может быть только один. И должен быть получен исключительно в рамках ледовой площадки.