Газета Спорт-Экспресс № 80 (5848) от 13 апреля 2012 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1
ОЛИМПИЗМ
Виталий МУТКО: "ВРЕМЕНИ ПЕРЕД СОЧИ, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ ХВАТАЕТ"
Окончание. Начало - стр. 1
Да, мы делаем какие-то ошибки, в некоторых видах спорта здорово отстали в технологиях, в медицинском сопровождении, но помогут ли жалобы, то нытье, которые мы нередко слышим как от болельщиков, так и в СМИ? Надо работать, что мы и делаем. Самое главное, сегодня все национальные команды обеспечены всем необходимым - ни от одного тренера или спортсмена вы не услышите претензий на невнимание. Только вот деньги сами по себе в спорте не побеждают.
И еще одна важная вещь, о которой хочу сказать в плане подготовки к Сочи: мы уже сформировали, хотя и будем корректировать по мере необходимости, систему приоритетов в подготовке к Олимпиаде. Условно говоря, в коньках можно распылять усилия на все дистанции, а можно сосредоточиться на командной гонке, где есть куда более радужные перспективы. По мере приближения олимпийского сезона будем все больше фокусировать свое внимание именно на медальных амбициях.
- После Ванкувера во многих зимних федерациях сменилось руководство. Сейчас не жалеете, что это произошло уже фактически на финишной прямой подготовки к Сочи?
- Скажу так: самая большая проблема для меня, когда спрос, ответственность есть, а полномочий не хватает. Если ты не влияешь на назначение главного тренера, не можешь спросить с той или иной федерации, отвечать потом за их недоработки очень трудно, а ведь все равно приходится. Поэтому мы и заключили соглашения с федерациями, по которым разделили ответственность за подготовку сборных страны. Они добровольно передали нам часть своих полномочий - по согласованию составов команд, планов их подготовки, утверждению тренеров. С этим и была связана некоторая реорганизация.
Теперь взаимодействие налажено, но я уверен: смена руководителя той или иной федерации не должна принципиально влиять на ее работу, все должно быть выстроено системно. И помощь государства здесь очень важна - хотя бы в том плане, что будущие сборники подрастают в регионах, где помогать им гораздо сподручнее государству, а не общественной организации.
При этом не могу сказать, что министерство полностью удовлетворено работой федераций (речь, понятно, о всех федерациях, а не только о зимних) и их руководителей. Некоторые из них считают данный род своей деятельности факультативным, не уделяют ему должного внимания, что сразу сказывается на работе. Могу сказать, что мы только что завершили двухлетнюю работу по сертификации спортивных федераций и аккредитацию на четыре года получили только 88 из них. А еще 32 - только на год. Это значит, что к ним есть серьезные вопросы.
- Назовете, о каких именно федерациях идет речь?
- Нет, поскольку идет нормальный рабочий процесс, который должен привести всех к общему знаменателю. Мы работаем с каждой федерацией. Другое дело, что в свете задач, поставленных перед Сочи, нам элементарно не хватает времени. Крылья складывать никто не собирается, но проблем пока достаточно. Однако и потенциал есть. Будем бороться.
В ЛОНДОНЕ НАДО СОХРАНИТЬ ПЕКИНСКИЙ УРОВЕНЬ
- Интересно, что вы выбрали бы, если бы это было необходимо: победить в Сочи-2014 в неофициальном командном зачете, но проиграть в хоккее или выиграть хоккейный турнир, уступив в командном зачете?
- Сложный вопрос. Хоккей, как и футбол, это уже не спорт, а образ жизни. Помню, какая прекрасная команда у нас была в Ванкувере и как обидно там не сложилось… Мы должны поддерживать своих всегда. Пусть Малкин проводит свой лучший сезон в НХЛ, а Овечкин - не самый успешный, но оба они наши, оба будут играть в Сочи. Как можно за них не переживать? Поэтому давайте не разделять хоккей и остальные виды - будем одинаково болеть за всех.
Кстати, когда Кубертэн возрождал Олимпиады, никто общего количества наград не считал. Это сейчас они стали мерилом социально-экономического развития, престижа страны, элементом единения нации, одним словом - большой политикой. Даже те страны, которые не претендуют на что-то в общем зачете, выделяют большие ресурсы на то, чтобы добиться успеха в тех отдельных видах, где они сильны. Борьба становится все более острой, и это надо учитывать.
- В такой ситуации многое зависит от тренеров. Между тем в сборных России работает все больше иностранцев. Не помешает ли это в перспективе росту наших специалистов?
- Вот здесь и проявляется роль федераций - они должны брать на себя ответственность за полноценное развитие своего вида, в том числе за подготовку тренерских кадров. А государство должно содействовать - ресурсами, научной и методической поддержкой. Иначе тренеров у нас будет все меньше и меньше.
Что касается нынешней ситуации, то где-то приглашение иностранцев - суровая необходимость. У нас просто нет своей школы в керлинге или шорт-треке. Но когда мы начали терять свои достижения в хоккее - это, безусловно, уже тревожный симптом. Система подготовки и переподготовки кадров - краеугольный камень той работы, которую мы начали в последние годы. И без помощи федераций с ней, понятно, не справиться.
- Зимой в Сочи прошло много тестовых соревнований. Много ли замечаний - не обязательно публично - делают руководители наших сборных по поводу олимпийских объектов? Как они учитываются?
- Разговоров и обсуждений у нас идет очень много. Естественно, публичности я их предавать не буду, но все пожелания и замечания так или иначе учитываются - решаем ведь общие задачи. В то же время могу сказать, что МОК и международные федерации темпами нашей работы полностью удовлетворены.
- Можем ли мы как хозяева извлечь какие-то выгоды, планируя и готовя олимпийские объекты?
- Можем, но только те, что не противоречат правилам fair play. У нас, естественно, больше возможностей для тренировок в Сочи и привыкания к условиям на олимпийских объектах. И мы их используем, что вполне нормально.
- До Сочи нам предстоит еще Олимпиада в Лондоне. При каком количестве золотых медалей вы лично посчитаете выступление там успешным?
- Буду доволен, если сохраним уровень Пекина. Хотя расклад, конечно, будет другим - хотя бы в том плане, что куда более мощной будет сборная Великобритании. У нас есть виды спорта, которые стабильно приносят медали, - борьба, бокс, художественная гимнастика, синхронное плавание, ряд дисциплин в легкой атлетике. Из полосы кризиса выходят гребля на байдарках и каноэ, спортивная гимнастика, прыжки в воду, тяжелая атлетика. Поэтому будем бороться за то, чтобы не растерять свои позиции в неофициальном командном зачете.
В то же время для какого-то качественного рывка надо сильно думать о плавании, велосипеде, академической гребле, стрельбе. В этих видах разыгрывается более сотни комплектов медалей. Не будучи тут конкурентоспособными, бороться за общий успех очень тяжело. А мы пока неконкурентоспособны.
- В связи с этим сразу возникает вопрос: а существует ли программа подготовки к Рио-2016?
- Конечно. Она уже в основном сверстана, и в ближайшее время мы ее примем официально. Главный упор в ней как раз и делается на сохранение позиций в традиционно наших видах спорта и интенсивную работу в тех многомедальных видах, о которых я вам говорил. Будут, к примеру, реформы и в академической гребле, и в велосипеде, совсем по-другому собираемся посмотреть на плавание.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ БАССЕЙНАМИ - ВОСЕМЬ ПРОЦЕНТОВ!
- Для любых реформ так или иначе нужны деньги. Согласны ли вы с тем, что нынешние законы делают невыгодным участие бизнеса в спонсорской деятельности в спорте и практически все деньги выделяются "по звонку"? Нет ли смысла изменить законодательную базу таким образом, чтобы малый и средний бизнес имел в определенных случаях налоговые послабления? Тогда общественным организациям, которыми являются спортивные федерации, было бы легче искать деньги, а значит, у них появилось бы больше возможностей для проявления инициативы в вопросах подготовки своих спортсменов. Плюс появился бы и отсутствующий ныне коммерческий эффект от проведения крупных соревнований.
- Мы должны понимать, что у государства есть свои приоритеты. В последние 4 - 5 лет физкультура и спорт вошли в их число, получив отдельную строку в бюджете. Стоит задача с помощью этих рычагов как можно больше влиять на качество жизни людей, на демографические проблемы и так далее.
Мы сейчас развиваем спорт и его инфраструктуру такими темпами, которых не было даже в советское время. Но они все равно недостаточны и требуют увеличения как минимум в три раза! Однако пока это невозможно - у государства есть и другие, более важные вещи.
Сегодня мы строим в год более тысячи новых спортивных объектов по стране, и все равно одновременно заниматься спортом на всех аренах могут ныне только 6 600 000 человек, а в идеале это число не должно быть меньше двадцати миллионов. Количество спортсооружений с 2008 года увеличилось на 20 900, но даже с нынешними высокими темпами мы достигнем необходимого рубежа лишь через 30 лет.
- Тем более нужно привлекать деньги бизнеса.
- А разве они не привлекаются? Тот же "Газпром" тратит 6 миллиардов рублей ежегодно на свою программу "Газпром - детям", и это только один пример, а их десятки. Но проблема в том, что давать бизнесу налоговые льготы в обмен на поддержку спорта государство сегодня не может. У меня как у министра спорта огромное желание, чтобы это было именно так, но есть такие проблемы, как обеспеченность людей зарплатами, пенсиями, жильем, образованием, медикаментами, необходимость модернизации армии и так далее. Спорт не может быть на этом фоне приоритетом номер один, хотя ему и уделяется огромное внимание.
За последние четыре года прирост граждан России, систематически занимающихся физкультурой и спортом, составил 5,7 процента - теперь их больше двадцати процентов от всего населения страны. А если учесть тех, кто делает это самостоятельно или вне организованных структур, то данное число вырастет до 37 процентов. Но даже этого крайне мало - перед нами стоит задача к 2020 году данные показатели удвоить. Что опять же упирается в вопросы инфраструктуры. За пять последних лет мы, к примеру, построили 929 плавательных бассейнов и довели их число до 4464 по стране, что превысило показатели всего Советского Союза. Но это только 8 процентов от необходимой обеспеченности. Восемь!
Если говорить о финансировании физкультуры и спорта, то в целом, учитывая государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и муниципальные, мы ежегодно тратим 187 миллиардов рублей. Цифры вроде бы большие, но на самом деле выходит 1285 рублей на человека. Сами понимаете, этого крайне мало. Тем не менее надо учесть, что мы только в начале пути - до 2008 года спорт вообще отсутствовал среди государственных приоритетов.
В советское время система подготовки спортсменов высокого уровня была в основном ведомственной - "Трудовые резервы" или "Динамо" могли выставить свою сильную конкурентоспособную сборную по любому виду спорта. Но потом система эта оказалась разваленной - сегодня многие ведомства не участвуют даже в своих профессиональных международных турнирах. А взамен не создали ничего.
Все упало на государственные и муниципальные плечи, и здесь главная задача стоит так: воспитать развитую гармоничную личность, а не олимпийского чемпиона. И только сейчас мы подходим к тому, чтобы выстроить новую систему подготовки спортивного резерва. Понятно, что работы здесь - непочатый край.
СИТУАЦИЯ С "ТОМЬЮ" - ИЗДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
- Сразу возникает такой вопрос: Россия по своему политическому устройству гораздо ближе к США, нежели к Китаю. А вот в плане организации олимпийского спорта наша модель управления значительно ближе к китайской, чем к американской, - большое влияние государства, государственное же финансирование. Почему?
- Не согласен с тем, что мы по политическому устройству близки к Америке. У нас - социальное государство, которое гарантирует гражданам целый ряд общественных услуг, к которым относится и спорт, прежде всего - детский. На основании Конституции мы приняли в 2009 году стратегию развития физкультуры и спорта.
- Я имел в виду прежде всего большой спорт.
- Китайская система действительно предполагает максимальную централизацию. Там созданы государственные центры подготовки, что, кстати, как вы могли заметить, дает результаты. Но и в Америке государство не в стороне от подготовки олимпиоников - правда, включается оно только на последнем этапе. Наша проблема на этом фоне - отсутствие зрелого гражданского общества и контроля над общественными институтами. Мы уже много раз обжигались на организациях типа Национального фонда спорта: для того, чтобы они функционировали эффективно, нужны развитые демократия и рыночная экономика, такие как в США, где они выстраивались 300 лет. Наши двадцать ни в какое сравнение не идут. И сравнивать себя с Америкой, наверное, неправильно.
- Но не кажется ли вам как министру спорта странной ситуация, при которой такие частные по большому счету вопросы, как судьба знаменитого хоккейного клуба ЦСКА или не очень знаменитой футбольной "Томи", решаются в России на уровне премьер-министра?
- Все это происходит потому, что премьер-министр отлично понимает социальную значимость той же "Томи" для своего региона. Это как раз издержки процесса развития. На самом деле регион должен решать свои проблемы сам. Но сегодняшняя ситуация такова, что экономика централизована и ресурсы добываются в том же Томске, а все деньги - в Москве.
Могу сказать, что у нас уже достаточное количество бизнесменов, которые, думая о будущем своей страны, так или иначе вкладывают свои деньги в спорт. Но федерации и лиги должны помнить о том, что большие рекламные, спонсор ские деньги придут к ним только тогда, когда их вид спорта станет привлекательным, эффектным. А ждать манны небесной оттого, что государство даст налоговые послабления, сегодня не стоит - в ближайшие годы этого точно не произойдет.
Вот, к примеру, ФИФА смогла добиться того, что уже сейчас заключаются контракты на чемпионат мира 2018 года. Пять спонсоров, полтора миллиарда евро за шесть лет до турнира - значит, ФИФА, на которую нынче столько нападок, сумела сделать свой вид спорта коммерчески привлекательным. Понятно, что это футбол, ну так и масштабы в других дисциплинах могут быть меньше. главное - правильно выстроить процесс, умело подавать и продавать себя. У нас все это, увы, в зачаточном состоянии.
В ВОПРОСЕ О ФУТБОЛЬНЫХ ПОЛЯХ СОГЛАСЕН С ШИРОКОВЫМ
- В том числе и в футболе…
- Я не хочу сейчас говорить о каких-то иных футбольных вещах, кроме подготовки ЧМ-2018, и давать какие-то конкретные оценки. Но мы многое теряем, не используя огромные возможности, которые есть в таком бренде, как футбол.
- И тем не менее спрошу вас о том, что не может не волновать министра спорта, так или иначе имеющего отношение ко всей инфраструктуре отрасли: что делать с футбольными полями? Ведь даже построив отличные стадионы, мы можем ничего не добиться из-за качества газонов на них?
- Я вот прочитал в вашей газете интервью Романа Широкова и абсолютно согласен с одной его мыслью: газонами надо просто заниматься - ничего невозможного в их качественной подготовке нет. Если ты тратишь десятки, а то и сотни миллионов долларов на содержание клуба, 150 тысяч на новый газон не должны быть препятствием. Или даже 450, если, скажем, менять его три раза в год по мере необходимости. Это выгоднее, чем терять имидж, спонсоров и зрителей из-за странной игры в грязи или вообще на болоте.
Может быть, стоит укладывать на холодное время года искусственный газон, а потом снимать его и стелить естественный - надо изучать вопрос. Но в любом случае необходимо готовить профессионалов, которые будут этим заниматься, и не скупиться на расходы: без хорошего поля футбол теряет свой смысл. Мы готовы оказывать здесь поддержку, но пока я не вижу никакой программы, призванной решить проблему.
Готовясь к чемпионату мира, мы построим 12 современных стадионов, которые потом передадим регионам. Приоритет, естественно, будет отдаваться тем городам, где есть сильные клубы, и уже сегодня надо задумываться над тем, что газоны - неотъемлемая часть этих арен. Безусловно, уделим данному вопросу очень серьезное внимание. Климат в стране мы не изменим, трава в январе - феврале расти не начнет. Но это должно лишь подстегивать к продуманным действиям.
В свое время лучший газон был на "Локомотиве". Они тратили большие деньги, покупали специальный шатер, позволявший создавать необходимые климатические условия, предпринимали какие-то другие шаги. Почему это нельзя делать и сейчас - и не только на "Локомотиве"?
- Может, стоит просто жестче требовать и сильнее наказывать?
- Безусловно. Если ты не можешь подготовить свой газон - играй в Краснодаре или где-то еще, где такой газон есть. Тут даже вопросов нет. Но для этого надо проявить волю, а не сводить все к разговорам и неисполненным угрозам. От воли очень многое в футболе зависит - как и в спорте вообще. Можно ставить перед государством вопросы о поведении болельщиков, о принятии каких-то законов, но если вы сами не знаете, чего хотите, о чем можно говорить?
Если же абстрагироваться от футбола, чтобы мне сейчас ничего не приписали, то при отсутствии грамотного руководства государству проще отобрать у федерации лицензию, дать право некой третьей стороне организовывать чемпионат, наладить все дело, а потом лицензию вернуть. Так, как это было, к примеру, в танцевальном спорте. Организаторы турниров должны нести полную ответственность за эти турниры.
- Но для футбола подобный рецепт точно не проходит - ФИФА с УЕФА не поймут.
- Я хочу сказать вот что: происходят, скажем, на каком-то матче премьер-лиги беспорядки - и что мы после них слышим? Все виноваты - полиция, люди не те в стране живут, молодежь не так воспитывают. Только сами клубы и премьер-лига ни при чем. А ведь в той же Англии порядок на стадионах наводили прежде всего сами клубы. Да, при поддержке государства, ну так и мы не отказываемся помочь.
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ НЫНЕШНЕГО РФС НЕТ
- Не верится, что при вашей любви к футболу вы безучастно смотрите за тем, что в нем происходит.
- Безучастно, естественно, не смотрю. Мы взаимодействуем с РФС в реализации программы развития футбола в стране. Государство ежегодно выделяет миллиард двести миллионов на строительство полей в детских школах и манежей. Работаем вместе и при подготовке ЧМ-2018, но организация и проведение чемпионата и Кубка России - это прерогатива федерации. Хотя мы готовы сотрудничать и тут.
Сейчас вот РФС поставил вопрос о принятии специального закона об организации и проведении матчей, и мы его в этом поддерживаем. Создали совместную рабочую группу по договорным матчам. Но предложений уж точно должно быть больше.
- В июне та сборная России по футболу, что формировалась еще при вас, споет, похоже, свою лебединую песню. Какие предчувствия - какой эта песня получится?
- Потенциал у этих ребят по-прежнему очень высок. На мой взгляд, они - явные фавориты в своей группе. Но все будет зависеть от того, как пройдет конкретная подготовка в конце мая - начале июня.
То же самое, кстати, верно и для Лондона. Мы знаем, к примеру, что Анечка Чичерова может стать там чемпионкой, знаем в какой день ей надо прыгать, поэтому задача формулируется просто: тренеры должны вывести спортсменку на пик формы именно к этому дню. А мы - обеспечить все необходимое для этого. У футболистов одного дня нет, но от заключительного этапа подготовки также будет зависеть абсолютно все. Дик Адвокат - тренер очень опытный, надеюсь, что он справится.
- Между тем его отношения с РФС в последнее время несколько охладели. Насколько это может помешать в плане подготовки команды?
- Все здесь очень важно: в подготовке к такому турниру, как Euro, мелочей нет. Но давайте не будем сейчас руководствоваться слухами - я намерен встретиться с командой и понять, чем еще можно ей помочь.
- А вообще вы сейчас поддерживаете тесные связи с людьми из футбольного мира?
- У меня 120 видов спорта, но как член исполкома ФИФА я не могу не уделять внимание футболу. Хотя бы в плане связи международной федерации с РФС, доведения до нашей федерации всех решений ФИФА. При этом никак не вмешиваюсь во внутреннюю политику РФС, тем более что в его исполкоме сейчас сразу несколько моих руководителей - как я им могу давать советы? И хочу еще раз подчеркнуть: никакой преемственности между моей работой в этой организации, моим видением развития футбола и нынешним состоянием дел нет.
Борис ЛЕВИН