Газета Спорт-Экспресс № 74 (5842) от 6 апреля 2012 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

7 апреля 2012

7 апреля 2012 | Хоккей - КХЛ

ХОККЕЙ

КХЛ. Плей-офф. 1/2 финала

Милош РЖИГА: "НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ИЗ МЕНЯ ВНОВЬ СДЕЛАЛИ КЛОУНА"

Окончание. Начало - стр. 1

- Однако эти проблемы были у команды и в регулярном чемпионате. Вы о них говорили. Получается, что ничего не изменилось?

- Я бы так не сказал. Уверен, команда сделала несколько шагов вперед, мы провели огромную работу. Сейчас ругать нас очень просто. Я вижу этим уже все занимаются, но никогда не соглашусь, что у нас было все плохо. Иначе не ходило бы столько зрителей в ледовый.

- Говорят, что СКА не хватило "физики". Это так?

- Не согласен. Мы сдавали тесты перед началом плей-офф, команда была в полном порядке. Как показатель - минимум травм.

- Сейчас много говорят о том, что Олег Знарок вас просто переиграл и что это основная причина поражения СКА. Что можете ответить?

- Такое всегда будут писать. Конечно, переиграл - счет в серии 4-0. Но я с ним не соперничал, я соперничал с "Динамо".

- Но он тактически был сильнее?

- Не думаю. Только в конце серии могло так показаться, потому что концовка получилась очень плохой. Когда мы играли по своей тактике, не отходили от нее - были сильнее и в этой серии. Больше того, в первых играх на льду была только одна команда. Посмотрите на статистику бросков. Но нам не везло. Сейчас так называемые эксперты говорят, что у "Динамо" хорошая оборона. Они вынуждают меня говорить вещи, которые потом обернут против меня же. Но я скажу. Судите сами, как у них может быть хорошая оборона, если у нас было столько моментов в первых играх?

Я много раз смотрел все игры серии. Если бы нам во второй, третьей игре удалось забить хотя бы парочку шайб из тех многочисленных моментов или если бы засчитали гол Мортенссона, все бы сложилось по-другому.

ЖАЛЕЮ, ЧТО УШЕЛ ЧАЯНЕК

- Почему в плей-офф ничего не показали игроки, на которых возлагалась основная надежда: звезды с миллионными контрактами - Пруха, Торесен, Мортенссон, Вайнхандль?

- Я не думаю, что Торесен и Пруха ничего не показали. Они делали то, что могли. У нас было много игры в меньшинстве, и они отдали в неравных составах все силы. Плюс к ним в первое звено не пришел игрок, способный действовать на их уровне. То, что такого игрока не хватает, я говорил весь сезон.

По поводу Вайнхандля… Давайте вернемся на три года назад. Он ни в одной команде, ни в одном сезоне не проявлял себя в плей-офф, о чем я тоже предупреждал. Вы сказали - звездные игроки, а я думаю, что это в Уфе, Магнитогорске и Казани звездные игроки. С самого начала, когда уже почувствовал и узнал эту команду, я говорил, что мы можем добиться чего-то, только если мои игроки будут понимать общую задачу и идти к ней все вместе, а не за счет того, что у нас есть суперзвезды.

- Но Мортенссон был чемпионом с "Ак Барсом", ведущим игроком...

- А с кем он в Казани играл, вспомните. Ответы на ваши вопросы очень просты. Давайте про Макса Рыбина скажу: он потерялся, весь сезон не был тем игроком, каким я его помню.

- Когда-то он был лидером в "Спартаке"...

- "Спартак" и СКА - разные вещи. Он бы и здесь был лидером, если бы играл в свой хоккей. Все сейчас говорят, что мы были по потенциалу самые сильные. Но я так не считаю. Все наши хоккеисты большие молодцы, они сделали большой шаг вперед, отыграли хороший сезон, о чем я им и сказал. Надо смотреть на то, как мы прошли всю дистанцию, но, к сожалению, смотрят на последний матч.

- Который не получился, и причины вы уже назвали...

- И могу сказать еще одну. Не было двух-трех человек, которые могли бы в решающий момент взять ответственность на себя. Мы могли рисовать на планшете все, что угодно, но если кто-то не возьмет на себя ответственность, все будут идти в разные стороны. Во время регулярки я думал об этом, боялся, что может получиться ситуация, при которой таких людей не найдется, пытался что-то придумать, но не смог. В чем, несомненно, виноват. Ребята нам поверили, в тренировочном процессе все было очень хорошо, все сборы прошли на достойном уровне. Но в сезоне все хотели играть в хоккей, а без шайбы никто не хотел играть.

- Получается, что в команде не было лидера уровня Радулова, Морозова?

- Не было. Ребята бились, хотели как лучше, но когда начинались проблемы, они пытались решить их в одиночку. Каждый шел по своей дороге. Все хотели быть лидерами в раздевалке, а не на льду.

РАДУЛОВА ИЛИ ЯГРА У МЕНЯ НЕ БЫЛО

- А вы не пытались найти лидера на льду?

- У всех был шанс, но никто им не воспользовался.

- Может, зря летом убрали из команды Сушинского и Яшина?

- Я их не убирал.

- Но они бы не помешали нынешней команде?

- Не знаю, какие они лидеры, я с ними не работал. Думаю, что Яшин не был бы лидером. Мне многие говорили, что он лидером в раздевалке команды никогда не был. Сушинский - лидер по натуре, но опять же на личном опыте я в этом убедиться не мог. Жалею только, что ушел Чаянек. Я его знаю, он мог бы взять на себя ответственность, поругаться с любым человеком, сказать то, что думает.

- Тяжело было работать с командой и игроками такого уровня?

- Нет, потому что я уже работал с Радивоевичем, Уппером, Мозякиным, Петровым, со многими другими, чей уровень не ниже. А вот вы мне скажите, кто у нас в этом году был на таком уж высочайшем уровне?

- Афиногенов, например, много лет выступал в НХЛ…

- Он полгода не играл из-за травмы. Сильно старался, пытался помочь, но тоже шел своей дорожкой, хотел решить все в одиночку. Повторюсь, не считаю, что эта команда была более звездной, чем те, с которыми мне уже приходилось работать. Звезд уровня Морозова, Радулова, Ягра у нас не было.

- Тогда почему в "Атланте" у вас получилось?

- Игроки всему поверили. Знали, что могут добиться всего, чего захотят. Так же, как сейчас динамовцы, - они верят тому, что делают.

КОЛЬЦОВ - ВСЕГДА ОБИЖЕННЫЙ

- О чем думали в тот момент, когда счет в четвертом матче стал 6:0?

- Было очень тяжело, что все заканчивается. Знал, что нач-нется после этого. Знал людей, которые выступят, будут писать очень плохо о СКА. Мне было жалко команду, весь наш хороший сезон. Постарался успокоить ребят в перерыве, попросил больше не пропускать, а по возможности забить. Еще попросил не грубить сопернику, сохранять достоинство. И в третьем периоде они выполнили мое задание (грустно улыбается).

- Сейчас вас критикуют еще и за то, что вы постоянно тасовали звенья. Объясните зачем?

- Мы так делали весь сезон, и вдруг на два последних матча это стало плохо… Я пытался воодушевить людей. Сначала Тихонов долго играл в первом звене, потом он травмировался, и там действовал Афиногенов, но у Макса не получалось успевать за партнерами. Я его передвинул к Артюхину и Непряеву, с ними он провел весь прошлый год. Пробовал Тарасенко в первом звене, но у него не пошло. Рыбину во втором звене не везло, я попробовал Клименко, он начал забивать, но потом остановился. Вернул Рыбина и опять вдохнул жизнь во второе звено. Всегда что-то нужно делать, когда чувствуешь, что у звена не идет игра.

- Калинин здорово играл весь сезон, а в серии с "Динамо" был не похож сам на себя.

- Он серьезно заболел, у него была высокая температура перед этой серией, которая сказалась через несколько дней после выздоровления. Может быть, ему не хватило сил. Я подходил к нему, спрашивал, но он отвечал, что чувствует себя нормально.

- Со стороны казалось, что защитник Кольцов на кого-то обиделся и перестал играть вообще.

- Он всегда обижен. Да и по ходу целого сезона ходил обиженный. У него такой характер, хотя парень он нормальный.

АРТЮХИН СЕБЯ НЕ КОНТРОЛИРУЕТ

- Казалось, что вы научили Артюхина по ходу сезона не хватать глупых удалений, держать себя в руках. Но в плей-офф он опять сорвался…

- Не научил, видимо. О Жене не буду говорить ничего плохого. Мы его не учили, мы ему объясняли, поскольку учить его уже поздно. Он нас вроде бы понял. Но он такой человек, и это показал прошлый чемпионат мира. Есть момент, когда он уже ничего не слышит и не видит, не контролирует себя, а это опять же психология. Он просто не может по-другому поступить.

Но Женя у нас не один такой: Федоров, Рыбин, Макаров хватали ненужные удаления. Это тоже была наша большая проблема и ошибка тренерского штаба. Мы, тренеры, могли быть чуть-чуть внимательнее и злее к таким вещам. Хотя, с другой стороны, если бы были еще злее, команда вообще бы не играла, не дала никакого результата. За год тяжело переделать целую команду. Знарок работает пять лет со своей командой. Плюс он выбирает себе игроков. В этом разница.

- Вы не выбирали?

- Некоторых выбирал, некоторых - нет.

- Хуже выглядели те, кто давно был в команде, а не те, кто пришел?

- У каждого игрока могут быть ошибки. Он должен с ними справиться сам: как сделал это Анисин, который до этого сезона был свободным художником, а стал настоящим профессионалом. Но есть игроки, которые тяжело поддаются обучению. Они составили собственное мнение о своей игре, а переделать состоявшегося игрока очень сложно. В некоторых командах таких игроков меняют.

УМНИЧКА АНИСИН

- От Анисина ожидали такой прыти?

- Нет. Когда мы играли правильно, его было не видно. Когда его отпускаешь, он умеет дождаться момента. Умничка. Уверен в себе, ему все равно, что ошибся, играет на своем уровне. Технически хорошо.

- Приобретениями Тарасенко и Тихонова довольны?

- Конечно. Они сыграли на своем высоком уровне, а Тарасенко показал в Питере даже больше, чем в "Сибири". Он был нашим лучшим игроком в финале.

- Вас критиковали, что даете ему так мало игрового времени. Не до конца доверяли ему?

- Когда он только пришел, у него не получалось выполнять поставленные задачи. Но когда он стал полезным, то сразу получил время. Если бы мы сразу сделали из него лидера, он бы никогда так не заиграл.

- Вы верили, что Тарасенко может стать лидером в раздевалке?

- Нет, он не может быть таким лидером. Он - скромный человек. Да ему бы этого и не дали. Вы меня извините, но я скажу так: если бы мы рассчитывали на одного Тарасенко, то это очень плохо для нашей команды, для наших игроков.

- Хотели бы, чтобы Тарасенко и Тихонов остались в команде?

- Конечно.

- Если останетесь в СКА, будете строить команду вокруг них?

- Не вокруг, а с ними.

ЗУБОВ ДУМАЕТ…

- Сергей Зубов был великим защитником. А какой из него получился тренер?

- Он пока на стороне игрока. У него есть очень хорошие идеи, но надо их давать постоянно, а не в одной ситуации. Игроков надо учить постепенно, не бросаться из крайности в крайность. Пока его надо регулировать, но знать, в какие моменты. Я очень уважаю Серегу, он большой игрок. Скажу не только о нем, а вообще о многих людях: не может человек убегать от проблемы, когда команда проигрывает.

- Если вы останетесь, этот тренерский штаб сохранится?

- Серега думает. Андрей (Потайчук. - Прим. авт.), если захочет остаться, я - за. Не знаю по поводу Юсси.

ЗВАЛ БАРУЛИНА С СОБОЙ

- Был шанс заполучить Барулина перед началом сезона?

- Я звал его с собой, он соглашался, но что-то не получилось.

- А Ягра?

- Мы практически договорились с ним на чемпионате мира. Хотели строить команду вокруг него, но он выбрал Америку.

- Кого еще хотели видеть в команде?

- Я не называю фамилии, но нам нужны были два нападающих и один сильный праворукий защитник.

- Вратарь Штепанек подвел команду?

- Не хочу так говорить. Он нас вытащил во втором круге с "Атлантом", все ловил. Но Куба такой человек... Опять психология. Я уже говорил, Кубу выбили из колеи статьи про то, что мы заменим его на будущий год на Барулина. А вообще Штепанек - молодой вратарь, с ним надо работать каждый день.

- Как же молодой, если ему 25 лет?

- Все равно молодой. Вратарь становится состоявшимся игроком не раньше 30 лет. Не хочу его ругать, хотя у меня есть к нему претензии, которые я ему высказал. Но никогда не скажу, что он подвел всю команду. Тогда так про всех можно сказать.

- Разве может большой игрок сникать из-за газетных публикаций?

- Он еще не большой игрок.

- Чемпион мира.

- (Смеется.) Куба сам себя может убить своим плохим настроением.

- Но ведь Паркилла с ним работал.

- Вы так думаете?

- То есть вы недовольны работой своего тренера вратарей?

- Я этого не сказал...

- Не было мыслей сделать ставку на ветерана Соколова?

- Сейчас можно что угодно говорить. Поставили бы мы Соколова, он бы провалился, начали бы задавать вопросы - зачем ты его поставил? Вопросов много. Может быть, я виноват в том, что бился за эту незасчитанную шайбу Мортенссона?.. Может быть, мне надо было отпустить этот гол и спокойно идти дальше. А вы бы как сделали?

- Было бы очень обидно, но я бы пошел вперед.

- А как это было сделать, если весь следующий день команда только и говорила об этом эпизоде. А нам никто не мог помочь.

- Но решение судей не изменить.

- Конечно, не изменишь. Поэтому мы и были готовы во втором матче еще лучше. Но опять было несколько очень сильных психологических ударов, о которых я не могу вам сказать.

- Вас считают одним из сильнейших тренеров-психологов в нашем чемпионате. А вы уже признались в том, что команда сломалась психологически. Как же так?

- Когда каждый сам за себя - исправить это невозможно.

- Почему в СКА вы не смогли заставить игроков поверить?

- Потому что здесь игроки о себе другого мнения. У них огромное самоуважение. А это тоже результат работы ваших коллег, репортеров. Нашим игрокам каждый день говорили с трибун: "Ребята, вы - молодцы!", "Кубок наш!". Из газет и телевидения шло, какие у нас звездные хоккеисты. Такой груз вынести тяжело. Нужен тот, кто именно в раздевалке все игрокам объяснит...

СТЕРВЯТНИКИ

- Это был очень сложный сезон для вас?

- Нет. Когда только знакомился с новой командой, было сложно как никогда и нигде раньше. А потом уже пошло легко. Руководство не прессовало, только держало руку на пульсе. Были моменты, которые мне вообще не понравились, но об этом я скажу руководству, это внутренние проблемы клуба, о них общественности знать не стоит.

- Вы хотите остаться в СКА?

- Почему нет? Мы сделали хорошую работу. Я благодарен ребятам за этот сезон. Из-за одной серии весь сезон нельзя считать плохим. Еще раньше нас вылетели команды, которые по составу были сильнее СКА. Например, "Салават", "Магнитка", "Ак Барс".

- Уже думали, что дальше?

- Отдых. У меня было два длинных и напряженных сезона подряд, нужно набраться сил и подождать, что будет.

- Слышал, что у вас уже завтра начинаются тренировки?

- В понедельник. Но думаю, что тренироваться не будем.

- Почему?

- В чем смысл? Мы поздно закончили сезон. У нас не сохранится весь коллектив, большинство игроков уедет в сборную. Зачем тренироваться? В любом случае все решит руководство. Сначала оно сказало, что мы будем тренироваться, но я вчера поговорил с ними, объяснил ситуацию. Надеюсь, меня поймут.

- Вы уедете в Чехию?

- До 15-го буду здесь, состоится совет директоров, где выскажу свое мнение о сезоне.

- Что вы хотите больше всего?

- Отпустить все проблемы. Не читать плохие вещи про команду.

- Больше не будете ничего читать?

- Зачем читать, если я все равно знаю, что напишут.

- Петербург вам вообще понравился?

- Очень. Мне здесь удобно, хорошо. И люди в меня поверили. Хотя после последнего матча опять возникли те болельщики, которые меня оскорбляли в начале года. У автобуса после четвертой игры два часа стояли... Как называют птицу, похожую на орла, которая ждет пока человек умрет?

- Стервятник.

- Точно. Они не понимают, что это был хороший и успешный сезон, в котором нам чего-то не хватило. Но, слава богу, таких людей в Петербурге очень мало. Раньше это был футбольный город, в этом году стал хоккейный. Меня это согревает - и очень сильно.

- Вы найдете то, чего не хватило?

- Уже нашел.

- Исправите в следующем сезоне?

- Это не от меня теперь зависит.

Никита ЛИСОВОЙ

Санкт-Петербург