Газета Спорт-Экспресс № 60 (5828) от 21 марта 2012 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2
ФУТБОЛ
У ЧМ-2018 ПОЯВИЛИСЬ ВРЕМЕННАЯ ЭМБЛЕМА И ПОСОЛ
Вчера состоялась пресс-конференция, посвященная итогам работы оргкомитета ЧМ-2018 в 2011 году и планам на будущее. В ней приняли участие его председатель, министр спорта РФ Виталий Мутко, гендиректор Алексей Сорокин, а также представитель ФИФА Тьерри Вайль.
Дмитрий СИМОНОВ
из Москвы
Чем ближе первенство планеты, тем чаще будут встречи с оргкомитетом. В прошлый раз Мутко и Ко отчитались перед журналистами в июне 2011-го. Перерыв составил девять месяцев. Следующего собрания ждать придется гораздо меньше.
За символичный срок родилось, прямо скажем, немногое. В частности, плотно сколоченный буклет под названием "Годовой отчет-2011", наполненный, впрочем, скорее лозунгами, постулатами и прочими красивыми фразами, нежели конкретикой и цифирью. Но это нормально - до ЧМ еще шесть лет. Француз Вайль, отвечающий в ФИФА за маркетинг, и вовсе выразил полнейший восторг по поводу того, какую активную деятельность развернула Россия.
ПОЧЕМУ ЛОГОТИП - ВОТ ТАКОЙ?
Итак, у ЧМ-2018 появился временный логотип. Случай уникальный, на самом деле - обычно страна представляет "знак" будущего ЧМ ровно за день до финала предыдущего. У нас же он появился не за четыре года до старта, а за шесть, что сулит дополнительные маркетинговые возможности. К примеру, будущие города - участники футбольного проекта и особенно коммерческие партнеры будут очень рады, если у них появится что-то такое, что можно налепить на себя с целью подчеркнуть свой важный статус. Вся продукция, связанная с ЧМ-2018, также будет маркирована соответствующим символом.
Трудно вспомнить такой чемпионат мира, чтобы логотип всем сразу понравился. Наш временный не стал исключением.
- В чем "фишка"-то? - спросили у Мутко. - Изображен Кубок мира, а от России там - разве что кумачовый цвет.
- Короче, вам не нравится, - усмехнулся министр. - "Фишка" в том, что временный логотип у нас есть. А разработка постоянного ведется, и он непременно станет отражением России.
Применять логотип наша страна сможет только у себя - на международный уровень с ним выходить запрещено. Так что все логично: логотип демонстрирует России Кубок мира по футболу, а не Россию - кому-то за рубежом. Художественную ценность "творения", напомнившего зрителям памятники Церетели, трезво оценивают и в самом оргкомитете. Но главное здесь все-таки - практическое применение.
ПОЧЕМУ ПОСЛОМ СТАЛ ИМЕННО АКИНФЕЕВ?
В оргкомитете до последнего хранили в тайне, кто же удостоится чести стать первым в истории послом ЧМ-2018. Раньше, напомним, были только послы заявки: Симонян, Дасаев, Смертин и Аршавин. В момент кульминации, когда неизвестный герой (или героиня?) должен был подняться на сцену, выскочив из тайной дверцы, кто-то в зале предложил проскандировать: "Сне-гу-ро-чка!" Перед публикой, однако, предстала не сказочная снежная девочка и даже не Дед Мороз, а вполне себе настоящий Игорь Акинфеев. Встретили вратаря с одобрением.
- Функция моя - не то чтобы пропаганда, но развитие культуры боления, - поблагодарив оргкомитет за доверие и приняв огромное "удостоверение посла" из рук ослепительной блондинки, начал короткую речь Акинфеев. - Обидно, когда смотришь на то, что сейчас происходит на стадионах. Хочется, чтобы трибуны были заполнены.
- Собираетесь ли вы сыграть на ЧМ-2018? - спросили у голкипера.
- Планы на будущее надо строить в семейной жизни, но не в карьере, - ушел от ответа он. Акинфеев вообще по большому счету отмалчивался, отказавшись, к примеру, выразить отношение к отсутствию в списке городов-кандидатов населенных пунктов с Кавказа и из Сибири.
С вопросом о том, а почему, собственно, Акинфеев, корреспондент "СЭ" обратился к Сорокину.
- Игорь - идеальный кандидат, - объяснил гендиректор оргкомитета. - У него безупречная репутация, он с пяти лет выступает за один и тот же клуб, что характеризует его с лучшей стороны. Наконец, он действующий футболист, который обладает гораздо большим влиянием на умы, чем мы, продвигающие ЧМ-2018 чиновники, "чернорабочие". Задача Акинфеева - менять что-то в этих умах к лучшему.
- Сколько может быть послов у чемпионата мира?
- Их количество не ограничено, - обнадежил Сорокин.
КОГДА СТАНУТ ИЗВЕСТНЫ ГОРОДА-ХОЗЯЕВА?
С городами-хозяевами ЧМ-2018 оргкомитет и ФИФА пока не определились. Окончательное решение примут в сентябре. Мутко заверил, что главной ареной турнира останутся реконструированные "Лужники", а не некий новый стадион, о строительстве которого ходили слухи. Кроме того, министр вновь подчеркнул, что в столице арен останется две: либо "Спартак", либо "Динамо". Всего же городов будет 11 (минус два из предварительного списка), а стадионов - 12 (минус три).
9 апреля по России поедет да помчится комиссия, которая оценит готовность каждого города и региона по пяти критериям: инфраструктура, социально-экономическое развитие, инвестиционная программа, эффективность наследия и концепция проведения ЧМ. Говоря более простыми словами: как много сил и средств регион готов вложить в подготовку, насколько это ему нужно и реальны ли озвученные планы.
- Кто в итоговый список не попадет - ничего личного! - слишком уж бойко для столь трагического высказывания произнес Мутко.
- Последнее слово - за ФИФА, оргкомитет вместе с независимыми экспертами и правительством могут только рекомендовать, советовать, - в миллионный, кажется, раз, повторил Сорокин.
ЧТО ТАКОЕ "АРЕНА-2018"?
На сегодняшний день строятся лишь пять арен, остальные - в проекте. Мониторить процессы проектирования и возведения стадионов будет компания, а точнее, структура в рамках оргкомитета под названием "Арена-2018", доложил министр. И отметил, что расходы должны находиться в рамках разумного. Допустим, 5 000 евро за посадочное место - нормальная среднемировая цена.
- С задачей понятно, но какие рычаги воздействия будут у компании? - уточнил корреспондент "СЭ". - В Санкт-Петербурге строят арену за миллиард, 15 000 евро за посадочное место, в три раза выше нормы! Но как на это повлиять?
- "Арена-2018" вовсе не надзорный орган государственного уровня, который подменит Госэкспертизу, - взялся объяснять Сорокин. - Основная функция - проследить за выполнением всех требований ФИФА к стадионам, которые, что греха таить, выше, чем у нашей премьер-лиги. Чтобы не получилось так: построили к 2017-му арены, а чемпионат мира на них проводить нельзя: нет лож, не видно рекламы, недостаточная вместимость, еще что-то не так. А насчет рычагов: и предупредить вовремя, и внести коррективы в проектирование, и сообщить куда следует "Арена-2018" в случае чего сможет.
Рассказывая про "Арену-2018", Сорокин провел параллель с аналогичной рабочей группой УЕФА, которая работала по стадионам Euro-2012:
- Эта группа является совещательно-рекомендательным органом до тех пор, пока ситуация не окажется в "красной зоне". Тогда дается предупреждение. И принимается соответствующее решение на уровне регионов или федерации. Важно предотвратить ошибку уже на стадии проектирования. Важно также привлекать западные компании и экспертов в силу нехватки опыта проектирования стадионов в нашей стране.
- Кто возглавит "Арену-2018"?
- Об этом будет объявлено позднее, - сказал Сорокин и загадочно улыбнулся.
ПРО РАСИЗМ…
Без вопросов про бананы, летящие с трибун российских стадионов, не обходится ни единая пресс-конференция, посвященная российскому ЧМ. На сей раз остроту внесла англоязычная корреспондентка Reuters.
- Расизм - проблема не только наша, но общемировая, - дал ей отпор Мутко и намекнул на недавний скандал вокруг Джона Терри: - Даже в стране-родоначальнице футбола случаются инциденты. Недавно в Сербии расизм обсуждался на встрече министров европейских стран! У нас наказывают стадионы, карают нарушителей (кого Мутко имел в виду? - Прим. Д.С.). А облик российского футбола, кстати, очень даже неплохой.
- Благодаря ЧМ-2018 Россия твердо встанет на путь искоренения расизма, - уверенно заявил, в свою очередь, Сорокин. - Обратите внимание, как меняется оценка подобных инцидентов. Общество становится к ним все менее и менее терпимым. Подобных случаев будет становиться все меньше, а современные стадионы позволят эффективно выявлять нарушителей. Другое дело, хочется, чтобы наказание стало крайней - и очень редкой - мерой пресечения.
…И ПРО ПИВО
До конца апреля на рассмотрение в Государственную думу будет внесен закон о футболе. Он законодательно закрепит гарантии, которые российское правительство дало ФИФА в 2010 году, перед выборами страны - хозяйки чемпионата. Гарантий девять: финансовые, рекламные, таможенные, транспортные, на счет защиты интеллектуальной собственности и так далее. Принять закон должны осенью.
- Один из генеральных спонсоров ЧМ-2018 - крупная пивоваренная компания, - обратил внимание кто-то. - Виталий Леонтьевич, как же быть? Ведь в России продажа и реклама пива на футболе под запретом.
- Я же говорю: наша страна выполнит все обязательства перед ФИФА! - успокоил Мутко. - Если есть законы, которые не позволяют этого сделать, то изменения будут внесены на время проведения чемпионата мира. С пивом проблем не будет. С рекламой, с его завозом для реализации - тоже. По торговле тоже все урегулируем. Опыт у нас есть! Ведь на период Игр-2014 в Сочи тоже принимаются специальные законы.
И словно в подтверждение слов министра, на фуршете после пресс-конференции журналистам предлагали пиво.