Газета Спорт-Экспресс № 56 (5824) от 16 марта 2012 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3
ФУТБОЛ
Филипп БЛАТТЕР: "МЫ СДЕЛАЕМ РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛ
ПОПУЛЯРНЕЕ И, ЗНАЧИТ, ДОХОДНЕЕ"
Окончание. Начало - стр. 1
- Конкретно каким образом ваша компания была причастна к перечисленным соревнованиям?
- По-разному. Это и производство телевизионного продукта, и его доставка потребителю, и маркетинг, и обслуживание гостей. Главное - у нас установились хорошие деловые контакты с Россией, нам нравится ваша страна, и было бы естественным привести на ее рынок наших партнеров.
Что касается сотрудничества с РФПЛ, то в первую очередь наша задача - улучшить футбольно-телевизионный продукт. С 2007 года футбольная аудитория в вашей стране сократилась на 38 процентов. Однако мы считаем, что у страны со 140-миллионным населением большой потенциал и что Infront Sports & Media располагает знаниями и опытом, чтобы помочь российской лиге и клубам улучшить ситуацию, как она сделала это в Италии, Германии, Франции. Мы верим, что российский чемпионат, который в коммерческом рейтинге занимает на сегодняшний день седьмую позицию, можно вывести в число ведущих в Европе. А это будет служить залогом успехов национальной команды.
Как мы убедились на примере перечисленных мною стран, в которых работали, сильная лига создает сильную сборную. Российской сборной обязательно нужно принять участие в чемпионате мира 2014 года. Более того, ей необходимо не только пробиться на финальный турнир, но и сыграть в ходе него заметную роль.
- Вы коммерческая организация, и потому возникает вопрос: в чем, собственно, ваш интерес? Вы считаете, что возможная сделка станет выгодной для вашей компании?
- Чем выше будет доход, тем выгоднее и лиге, и клубам, и нам. Доходы от продажи медиаправ в итальянской лиге при нашем участии возросли, например, больше чем на 30 процентов. Однако, чтобы увеличить прибыльность, нужно осуществить ряд мер, которые я разбил бы на четыре группы.
Во-первых, надо улучшить медиапродукт. На сегодняшний день на матчах российского чемпионата работает в среднем пять телевизионных камер, а в других местах их бывает до 15-20. Для начала следует разработать технические нормативы и добиться их соблюдения.
Во-вторых, мы должны расширить охват аудитории в России, а также за ее пределами. Пока ее численность, как я уже говорил, сокращается. Чтобы повысить популярность футбола, надо сделать так, чтобы по всей стране люди имели возможность видеть в прямом эфире больше, чем три матча в туре.
Третье направление работы - спонсорская программа, которая обеспечила бы использование всего потенциала как внутренних, так и зарубежных спонсоров.
Наконец, вместе с РФПЛ мы должны способствовать популяризации бренда премьер-лиги в стране в целом. На сегодняшний день средняя посещаемость матчей национального чемпионата составляет 11 тысяч зрителей. Это очень мало. Недавние матчи в Казани проходили на ужасных полях. Когда смотришь трансляцию из Томска, видишь сломанную трибуну. Такая обстановка не может служить фундаментом для лиги.
- Вы назвали слабые места российского футбола. Но улучшить стадионную инфраструктуру не в ваших силах. Вы будете побуждать лигу строить новые спортивные арены и модернизировать имеющиеся?
- Конечно, это не наш непосредственный вопрос. Но мы знаем: чтобы привлекать болельщиков и больше зарабатывать, необходимо сделать стадионы комфортабельными. Чемпионат мира 2018 года, несомненно, будет способствовать решению проблемы. Меня ознакомили с некоторыми прекрасными проектами, которые уже начали осуществляться, и я верю, что ответственные лица в стране понимают: это важнейший элемент подъема футбола.
- По нашим данным, Infront Sports & Media готова инвестировать в совершенствование качества российского телепродукта 12-15 миллионов евро. Что имеется в виду?
- Мы не можем комментировать конкретные цифры. Наша роль - помочь российской лиге выдвинуться в число ведущих в Европе, сосредоточившись на четырех направлениях работы, которые я перечислил. Сегодня матчи российского чемпионата транслируются примерно на 20 стран. Мы же считаем, что это число можно было бы намного увеличить благодаря совершенствованию телевизионного продукта и лучшему распределению прав.
- Полагаете, за рубежом велик интерес к российскому чемпионату?
- Потенциал имеется всегда. Сужу по себе: я долго жил за рубежом, но мне было интересно, что происходит в швейцарском чемпионате, как обстоят дела у клубов. С другой стороны, в Швейцарии есть весьма многочисленная и энергичная российская община. Русскоязычные диаспоры имеются и в Великобритании, и во Франции, и в Германии, и в других странах.
- Как развиваются ваши переговоры с РФПЛ? Возникают ли в ходе них проблемы?
- Они продолжаются уже больше года. Сейчас заседания проходят буквально каждую неделю. Обсуждаем весь круг вопросов. И с клубами тоже контактируем. Россия - очень большая страна, и футбол в ней не ограничен только Москвой и Санкт-Петербургом. Чтобы понять местные реалии, мы посетили некоторые провинциальные города, встретились с клубными руководителями.
- Вы лично?
- Высокопоставленные сотрудники компании. Контакты с руководителями РФПЛ, клубов и министерства спорта говорят о том, что в преддверии чемпионата мира, который пройдет в России, все хотели бы повысить качество футбола в стране и имидж лиги. Тем более что это автоматически отразится на национальной сборной. И, конечно, решать вопросы мы собираемся не в одиночку, а совместно с лигой.
- Таким образом, вы, несомненно, понимаете, что за границами Москвы и Санкт-Петербурга существуют проблемы с доставкой телесигнала до потребителя, что люди там далеко не всегда готовы платить большие деньги за футбольные трансляции?
- Я лично ездил в Магнитогорск и Ханты-Мансийск, посетил некоторые другие места, названия которых с ходу не вспомню. Не могу утверждать, что знаю о России все, но поверьте, мне прекрасно известно, что это не только два мегаполиса. В той же Италии футбол - великая страсть, религия и способ развлечения для множества людей, которые не располагают большими средствами. Наши предложения, которые сейчас обсуждаются, основаны на убеждении, что футбол надо сделать более доступным для 140 миллионов россиян. В этом случае он станет в стране более популярным.
Необходимо развивать новые и более дешевые способы доставки сигнала, включая кабельное телевидение и интернет. Побывав в удаленных от центра уголках России, я убедился, что страна располагает впечатляющей сетью мобильной связи, что очень у многих имеются мобильные телефоны, на которые можно получать футбольную "картинку".
- Итак, вы настроены оптимистически?
- Я от рождения оптимист. Мы видим проблемы и способы их решения. А если имеется возможность улучшить ситуацию, то почему бы ею не воспользоваться в общих интересах?
Александр ПРОСВЕТОВ