Газета Спорт-Экспресс № 46 (5814) от 2 марта 2012 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2
ФУТБОЛ
"СЭ" уже сообщал о том, что швейцарская компания Infront Sports & Media, привлекшая в качестве медиапартнера ВГТРК, предложила РФПЛ продать права на телетрансляции матчей российского чемпионата. Лига озвученной суммой осталась недовольна и запросила более высокую цену. С тех пор позиции сторон не сблизились - но прояснились.
БОЛЬШОЙ КУШ
5 и 15 марта состоятся рабочие совещания с участием представителей Infront Sports & Media и РФПЛ, где будут обсуждены предложения швейцарской стороны. В преддверии этих событий обозреватель "СЭ" встретился с Петром Макаренко, известным по работе в должности коммерческого директора РФС и представляющим ныне интересы Infront Sports & Media. Кроме того, в моем распоряжении оказались документы РФПЛ, любезно прокомментированные одним из представителей рабочей группы, которая занимается разработкой стратегии продажи медиаправ лиги. Обсудим, что могут предложить одни и чего хотят другие.
ШВЕЙЦАРЦЫ СТОЛБЯТ ДЕЛЯНКУ
Для начала неплохо бы уяснить, какая сумма является яблоком раздора. Вот предложение швейцарцев: в первый год контракта - 60 миллионов долларов плюс 90 процентов от доходов, превысивших эту сумму. Во второй и третий годы - 75 миллионов плюс 70 процентов сверху. В четвертый - 80 плюс 60 процентов, в пятый - 90 плюс 60. Итого за пять лет: 380 миллионов гарантировано и от 430 до 510 - прогнозируемо с учетом тех самых процентов. То есть по 76 миллионов долларов в год точно, а при удачном раскладе - от 86 до 102 миллионов.
Что с этого поимеют швейцарцы? В интернете можно найти данные об их финансовых отношениях с итальянским чемпионатом. По некоторым оценкам, Infront Sports & Media в прошлом году заплатила сериям А и B 700 миллионов евро. Нарезала полученные права на пакеты, перепродала картинку внутри Италии и за ее пределами, после чего извлекла прибыль в размере 910 миллионов евро. Чистый навар - 210 миллионов.
Светит ли покупателю такая сумма в России? Нет, конечно. Если вернуться к цифрам предыдущего абзаца, несложно подсчитать: в первый год швейцарцы рассчитывают заработать миллион восемьсот, в последний - восемь миллионов. Итого за пять лет набежит миллионов 20, наверное. В лучшем случае.
О чем это говорит? О том, что Infront Sports & Media готова работать на перспективу. Наш футбольный медиарынок убог, потому что не освоен. С ним надо долго возиться, но, если делать это грамотно, когда-нибудь российский футбол начнет приносить большой ТВ-куш. Швейцарцы, похоже, столбят делянку.
А еще скромность их притязаний на данном этапе говорит о том, что если они не добьются расположения РФПЛ, то ничего не потеряют. По крайней мере в ближайшие годы. Продолжат продавать азиатам права на чемпионаты мира, работать с "кальчо", несколькими немецкими клубами. Другой вопрос - потеряет ли что-то наша премьер-лига?
РФПЛ хочет заключить не пяти-, а четырехлетний контракт на общую сумму 500 миллионов долларов. То есть по 125 миллионов в год - лига считает, что она стоит именно этих денег. В грубом округлении получается, что при самом неудачном развитии событий разность в спросе и предложении составляет 49 миллионов в год, при самом удачном - 23 миллиона. Деньги, по нашим меркам, приличные, подталкивающие к торгу.
Интересен следующий момент: кто будет считать превышение доходов Infront Sports & Media над гарантированной суммой и соответственно процент дополнительных выплат лиге? Часто простое кажется сложным. Во-первых, речь идет о швейцарцах, жителях страны с врожденной финансовой прозрачностью и дико развитым аудитом. При работе "в белую", а иное со стороны Infront Sports & Media представить сложно, оценить швейцарский доход от продаж российского футбола не составит труда. Равно как и вычислить обещанный процент.
Во-вторых, швейцарцы предложили лиге забирать себе 100 процентов доходов. А уже потом отсчитывать в европейский офис сколько положено по договору. Ноль подозрений, максимум открытости.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Окончание - стр. 8