Газета Спорт-Экспресс № 41 (5809) от 25 февраля 2012 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ
Юрий СТЕПАНОВ: "НАДО НЕ ЗА ЦИАНИСТЫЙ КАЛИЙ
ХВАТАТЬСЯ, А ИСКАТЬ ВЫХОД"
Вопреки мрачным прогнозам аутсайдер премьер-лиги этой зимой не прекратил своего существования, а выжил и готовится возобновить борьбу за сохранение прописки в элите.
БЫЛИ СПОНСОРЫ, ТЕПЕРЬ - СОВЛАДЕЛЬЦЫ
- Вас и ваших болельщиков можно поздравить: "Томь" будет жить. Выходит, все хорошо, что хорошо кончается?
- Получается так - но, поверьте, никакой эйфории по этому поводу нет, - отвечает генеральный директор томичей. - Есть удовлетворение от того, что нас услышали, поняли, что нашлись люди, которым оказалась небезразлична судьба клуба. И еще от того, что удалось выстоять и не опустить руки. Здесь огромное спасибо нашим болельщикам.
- Тогда невольно напрашивается вопрос: почему же раньше "Томи" случалось перебиваться с хлеба на воду? Ведь благодаря высоким государственным чинам поддержать ее обязали сразу несколько крупных компаний?
- Скорее всего, потому, что тем, кто занимается большим бизнесом, не очень нравится, когда им навязывают какие-то обязанности. Возможно, будь они людьми футбольными, как, скажем, Александр Дюков, то повели бы себя по-иному. Но, как выяснилось, и сама игра, и тем более судьба какой-то "Томи" им абсолютно безразлична. А установка сверху еще и раздражала. Роль спонсоров по принуждению бизнесменам не нравилась изначально - вот они и старались под любым предлогом уйти от финансовых обязательств.
- А сейчас существует риск того, что нечто подобное может повториться?
- Надеюсь, нет. Сегодня наши взаимоотношения выстроены совершенно по иной схеме. Компании "Роснефть" и "Газ-промнефть" - не просто спонсоры клуба, но еще и его совладельцы. Вот это коренным образом все и меняет.
- Кому принадлежит идея преобразования некоммерческого партнерства в общество с ограниченной отвественностью?
- Думаю, она зародилась, если так можно сказать, в коридорах нефтяных компаний при участии правительственных структур.
- При создании нового проекта к мнению руководства футбольного клуба прислушивались?
- В этом не было необходимости. Нас устраивало любое развитие событий - лишь бы остаться в живых. Главное в том, что суть проблемы "Томи" оказалась понятой и появился вариант сохранения большого футбола для большого сибирского региона.
- Наверное, к тому моменту вы потеряли всякую надежду? Ведь в какой-то момент клуб уже обращался с просьбой о помощи к "Газпрому", но его глава Алексей Миллер на нее не откликнулся.
- Никаких обид. У "Газпрома" и так достаточно собственных проблем и проектов, чтобы проявлять интерес еще и к нашему предложению. Тем не менее у нас сохраняются самые теплые отношения с этой компанией. Как, кстати, и с опекаемым ею "Зенитом", который уже дважды протягивал нам руку помощи в непростые моменты.
КТО-ТО ПОМОГАЛ, А КТО-ТО ПОТИРАЛ РУКИ
- Обычно в ситуациях, подобных той, в которой оказалась "Томь", и понимаешь, как к тебе относятся. Вы это почувствовали?
- Еще бы! Не скрою, к нашему положению относились по-разному: одни с пониманием и сочувствием, другие, напротив, потирали руки, спешили похоронить. Важно, что, когда все висело на волоске, клуб поддержала РФПЛ. Благодаря Сергею Прядкину нам вне графика были переведены деньги, полученные лигой от телетрансляций. А в начале января президент РФПЛ приезжал в Томск, ознакомился с жизнью клуба, встретился с болельщиками. Возможно, именно в тот момент игроки поняли, что команда не брошена на произвол судьбы и у нее есть будущее.
- Тем более что тогда от вас фактически отвернулось прежнее руководство области, которое вместо поддержки клуба посоветовало ему начать самому зарабатывать на жизнь.
- Позиция региональной власти была такой потому, что она просто не могла ничем помочь команде. Что касается собственных доходов, то в прошлом году на продаже абонементов, билетов, сувениров и рекламных площадей клуб заработал 130 миллионов рублей. Прыгнуть выше головы мы не в состоянии - нефтяной вышки во дворе у нас нет. Справедливости ради замечу, что до этого областные власти свои обязательства выполняли. Но этим и ограничилось. А вот попыток выстроить систему финансирования клуба в целом не предпринималось. Можно же было хотя бы попробовать провести переговоры с компаниями, работающими на территории области.
- Как будет выглядеть структура новой организации?
- Это общество с ограниченной отвественностью, уставной капитал которого в равных долях распределен между четырьмя учредителями - администрацией Томской области, компаниями "Роснефть" и "Газпромнефть", а также футбольным клубом "Томь". Область передаст нам объекты недвижимости - стадионы "Труд" и "Темп". У клуба есть офис, автомобили, три земельных участка площадью в шесть гектаров. Через какое-то время мы передадим ООО право на участие в чемпионате. Это означает, что игроки перейдут из одной организации в другую и с ними перезаключат контракты.
- Кто будет стоять во главе ООО?
- Совет директоров. Президентом стал губернатор Том-ской области Сергей Жвачкин. Один из органов управления - общее собрание. Исполнительная власть сосредоточится в руках генерального директора. Но все принципиальные вопросы предстоит обязательно согласовывать с учредителями.
- За кем в итоге будет последнее слово?
- За советом директоров. А право подписи всех документов остается за гендиректором.
- Откуда взята модель нового ООО?
- Она предложена представителями нефтяных компаний.
- Какие шаги будут предприняты в ближайшее время для укрепления материальной базы?
- "Роснефть" и "Газпром-нефть" уже перечислили на счет новой организации 200 миллионов рублей. Следующий этап - утверждение бюджета. Он будет зависеть от тех задач, которые поставят перед клубом.
- Бюджет составят только средства, перечисляемые "Роснефтью" и "Газпром-нефтью"?
- Не только. Сейчас ставится вопрос об улучшении коммерческой деятельности клуба с целью роста приносимых ею доходов.
- Масштабы помощи спонсоров определены?
- Пока нет.
- На какой бюджет ориентируетесь?
- На тот, при котором мы не оказались бы вновь в положении, из которого еле выползли. В то же время хотелось бы, чтобы полученные средства давали клубу возможность не только двигаться вперед самому, но и развивать футбол в регионе. На мой взгляд, главное - даже не объем финансирования, а его стабильность.
- Когда собираетесь рассчитаться с командными долгами?
- Думаю, в течение месяца.
12 МАРТА В ТОМСКЕ БУДЕТ ПРАЗДНИК
- Благодаря чему "Роснефть" и "Газпромнефть" оказались в роли спонсоров "Томи"?
- Здесь все логично. Нашим новым партнерам принадлежат по пятьдесят процентов акций "Томскнефти". Закономерно и то, что президентом футбольного клуба стал губернатор области. Сергей Жвачкин в свое время возглавлял "Востокгаз-пром", который в течение пяти лет был генеральным спонсором "Томи".
- Сейчас перед командой поставлена задача сохранить место в премьер-лиге. Насколько это реально?
- Пока не потеряно все, не потеряно ничего. Желание бороться у нас есть. Это чувствуется во всем. Скажем, у Баляйкина и Бояринцева были приглашения в другие клубы, но они решили остаться и помочь "Томи". С таким настроем можно вылезти из турнирного болота.
- Насколько "Томь" готова 12 марта принять нижегородскую "Волгу"?
- Сейчас поле накрыто пленкой. Включен подогрев, который должен обеспечить появление нормального травяного покрова. Надеюсь, газон будет не хуже, чем на "Петровском", когда "Зенит" принимал там "Бенфику". Идет продажа билетов и абонементов. Уверен, настроение у томичей в день первого домашнего матча нового года будет праздничным. А мы, в свою очередь, постараемся его не испортить.
- "Томь" уцелела, хотя ее похороны были уже практически заказаны. Поделитесь секретом: как удалось их избежать?
- Да нет здесь никакого секрета. Просто надо не хвататься в панике за цианистый калий, а искать выход из положения. Ведь то, что надежда умирает последней, придумал не я.
- Не приходила в голову мысль, что ваша борьба за спасение "Томи" кем-то будет воспринята как не более чем стремление сохранить за собой кресло гендиректора?
- Не сомневаюсь, такие найдутся. К сожалению, тех, для кого чьи-то поминки - праздник души, во все времена хватало.
Александр ЛЬВОВ