Газета Спорт-Экспресс № 32 (5800) от 14 февраля 2012 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ХОККЕЙ
ШВЕДСКИЕ ИГРЫ
СВОЯ КОЛОНКА
Владимир МОЗГОВОЙ
ШВЕДСКАЯ СПИЧКА
Какие могут быть претензии к Билялетдинову? Да, собственно, никаких. Вопросы, скорее всего, мы должны в первую очередь адресовать сами себе. А уже во вторую очередь - Зинэтуле Хайдаровичу, его тренерскому штабу и игрокам.
Не мы ли твердили из года в год, что Евротур в его застывшем архаическом состоянии нужен лишь как повод для эксперимента? Что лидеров с учетом их колоссальной загруженности и ответственности нужно беречь? Что промежуточные результаты должны интересовать лишь с точки зрения корректировки курса? Что непременный успех нужен только адептам идеи "победный дух воспитывается исключительно победами" (правда, таких адептов у нас по-прежнему большинство)?
За что боролись, то и получили. Правда, перемены показались слишком резкими. В чем-то даже шокирующими. Все-таки получить по четыре шайбы от ближайших конкурентов, забросив в ответ одну за два матча при весьма невыразительной (мягко говоря) игре - это расстроило изрядно. Мы словно вернулись в те не такие уж давние времена, когда каждый этап могла выиграть любая сборная. А то, что наша хотела этого больше, чем конкуренты, только добавляло досады в случае неудачи.
Зинэтула Билялетдинов - при том, что он получил карт-бланш от руководства и заручился кредитом доверия от хоккейной общественности - оказался в непростой ситуации. С одной стороны, все определяет дальняя цель под кодовым названием "олимпийское золото", с другой - нужно убедить хоккейное сообщество в том, что новый курс предполагает наличие издержек, к которым нужно относиться без свирепой серьезности.
Менять игровую философию на современно-прагматичную, вероятно, пришлось бы любому тренеру, вставшему во главе сборной. Просто у Билялетдинова это выражено резче и определеннее. Легко играть "по-бразильски", когда в твоем распоряжении полтора десятка разнообразно талантливых форвардов. Некоторые из них и сейчас частично в распоряжении главного тренера, но, скажем, пять лет назад лидеры - и домашние, и заокеанские - были моложе, злее, мотивированнее. Это не принижает заслуг предшественников Билялетдинова, но действительно Вячеславу Быкову с Игорем Захаркиным в определенном смысле повезло с поколением талантливейших нападающих, голодных до побед и еще не таких заезженных, как сейчас. С той атакой можно было не бояться пропускать две-три шайбы - и, пусть акцент иногда подводил (а к прошлому году практически исчерпал себя), эта линия выглядела чертовски привлекательно.
Строя новую сборную, Билялетдинов столкнулся с жесточайшим дефицитом мастеров как в атакующей, так и в оборонительной линии. Собственно, из тех, кто под рукой, не требует щадящего режима и может решить судьбу как эпизода, так и всего матча, в атаке остался один Александр Радулов. С учетом того, что в ближайшее время мы можем упустить еще не полностью раскрывшихся, но потенциальных звезд Евгения Кузнецова и Владимира Тарасенко, победные перспективы в рамках Евротура не очень просматриваются. Но с бытием на евроуровне мы можем, наверное, смириться.
Билялетдинов сделал ставку не на звезд, а на строгую организацию игры с ярко выраженной защитной схемой. Эффект неожиданности сработал на "Кубке Карьяла", а дальше начались те самые неизбежные издержки, которые сейчас и наблюдаем. Оказывается, уровень обученности у наших новых сборников слабоват. Оказывается, наши средние игроки уступают средним зарубежным конкурентам как в понимании игры, так и в способности строго следовать тренерским установкам. Оказывается, наши элементарно не успевают за соперниками в обороне и слишком бесхитростны в атаке - движение опережает мысль. И чем проще игра, тем меньше у нас шансов. То, что обороняющаяся команда чаще удаляется - уже следствие. Нас за это и шведы, и чехи наказали жестоко.
Если игроки понимают, чего от них хотят, но не могут выполнить - значит, проблема более серьезная и глубокая, чем мы ее себе представляем. Возможно, сказывается фактор потогонной системы чемпионата КХЛ, при которой учебно-тренировочный процесс (который долгие годы был главным нашим оружием) сведен к минимуму, а Билялетдинову просто не хватает времени, чтобы привести в соответствие свои установки с возможностями игроков. Легионерам с их выучкой легче - а нашим ребятам, особенно молодым, когда они выходят на европейскую арену, не в пример труднее перестраиваться.
Вряд ли провальные результаты двух последних этапов заставят Билялетдинова сменить курс. Но корректировать его определенно придется. "Домашний" резерв мастеров, которых главный тренер приберег, еще есть. Заграница нам тоже поможет.
Но теперь на все про все останется от силы пара недель.