Газета Спорт-Экспресс № 25 (5793) от 6 февраля 2012 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 8
ФУТБОЛ
ЕВРОКУБКИ-2011/12
АВОСЬ, ОБОЙДЕТСЯ
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Год назад в Москве стояла примерно такая же погода, как и сейчас. В день матча Лиги Европы "Рубин" - "Твенте", который прошел 17 февраля 2011 года, столбики термометров показывали чуть менее двадцати градусов мороза. Низкую температуру прогнозировали заранее, поэтому начало игры сдвинули на непривычные 15.00 - предположительно, самое теплое время тех морозных суток.
На правах очевидца заявляю: не помогло. Погода к футболу, мягко говоря, не располагала. До последнего момента представители голландского клуба добивались переноса игры, однако "Рубину", судейской бригаде и делегату матча климатические условия экстремальными не показались. После коротких препирательств начали замерять температуру. Термометр "Твенте" показывал восемнадцать градусов мороза, администрация "Лужников" настаивала на минус четырнадцати. У представителей УЕФА своего оборудования не нашлось, поэтому поверили стадионному - и матч состоялся. Обозленные голландцы забили "Рубину" два безответных мяча, фактически решив исход противостояния.
Принимая во внимание новую рекомендацию УЕФА, в этом году путаницы с термометрами возникнуть не должно. Теперь у судей есть четкая установка, а значит, они должны быть снабжены всем необходимым, прежде чем ехать в морозную Россию. Не возникнет и ситуации, когда команде, не желающей играть в неподобающих условиях, будут грозить техническим поражением. Тогда ведь представителям "Твенте" так и сказали: не будете играть - получите "технарь". Больше такого не будет.
Очевидно, что УЕФА принял правильное решение. Не сомневаюсь, что оно продиктовано интересами футболистов и зрителей, а не какими-то другими соображениями. Ни о каких антироссийских настроениях здесь не может идти и речи - получить каменным мячом по лицу могут футболисты обеих команд, а схватить воспаление легких, сидя полтора часа на трибунах, рискуют именно наши болельщики. Да и фактор своего поля, как видим из прошлогоднего опыта, помогает далеко не всегда. Если же было нужно, то матчи переносили и без всяких рекомендаций - вспомним игру "Спартак" - "Лидс" 1999 года. Дело было не в температуре - подвел замороженный газон стадиона "Динамо", который, по чьей-то безалаберности, не подогревался должным образом. В итоге красно-белые отправились в Болгарию.
Предсказать, какая именно погода будет 14, 15 и 16 февраля, сейчас почти невозможно. Говоря языком метеорологов, "оправдываемость прогнозов тем ниже, чем выше заблаговременность". Чтобы точно спрогнозировать температуру на пару дней вперед, надо иметь данные о фактической погоде в радиусе двух тысяч километров. Прогноз на неделю требует информацию со всего земного шара. Все, что выходит за эти рамки, простому смертному неподвластно.
Неудивительно, что, зайдя на сайт всемирной метеорологической организации, я не нашел ни слова о погоде на интересующие нас даты. Можно найти только краткосрочный прогноз, да и тот - с разбросом в пять-шесть градусов. Гидрометцентр также не рискует. На этом фоне данные Гисметео и Яндекса, обещающие 14-16 числа не ниже минус девяти, всерьез воспринимать, пожалуй, не стоит. Хотя, если угадают, все будут только рады.
А если нет?
Что в этих условиях делать нашим клубам - "Рубину", "Локомотиву", ЦСКА и "Зениту"? Да и вообще есть ли смысл сейчас предпринимать какие-либо шаги? Гиндиректор ЦСКА Роман Бабаев, к примеру, сообщил о варианте с одним из южных городов. Во время розыгрыша победного для себя Кубка УЕФА его клуб уже обращался к подобной практике - в 1/16 финала армейцы, напомню, принимали "Бенфику" в Краснодаре, стадион собрал почти 30 тысяч зрителей - и россияне обыграли португальцев со счетом 2:0. Но я вовсе не уверен, что некогда удачный эксперимент сработает и семь лет спустя.
Требования УЕФА становятся все более жесткими, а вот состояние наших стадионов остается прежним. Да и успеет ли клуб в срочном порядке заявить еще одну арену - большой вопрос. В общем, вариантом на случай сильных морозов всем нашим командам стоило озаботиться заранее. Ну ничего. Авось, обойдется!