Газета Спорт-Экспресс № 3 (5771) от 11 января 2012 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1
ФУТБОЛ
FIFA BALLON D'OR-2011
Как уже сообщал "СЭ", в понедельник в Цюрихе состоялась торжественная церемония FIFA Ballon D'Or. Поскольку победу Месси в борьбе за "Золотой мяч" не предсказывал только ленивый, главными событиями вечера стало кумачовое платье Шакиры, при виде которых (Шакиры и платья) пускался в пляс даже пожилой Зепп Блаттер, феноменальный вес бразильского Феномена и бойкот мероприятия, устроенный зловещим тренером мадридского "Реала".
ШАКИРОВАННЫЕ
Дмитрий СИМОНОВ |
из Цюриха |
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ФЕНОМЕН БОЛЬШОЙ, ФЕНОМЕН МАЛЕНЬКИЙ
Трамваи в Швейцарии ходят не просто хорошо. Они ходят идеально. Здесь на каждой остановке установлено электронное табло, которое оповещает, через сколько минут и в какой последовательности такие-то номера сюда прикатят, а плазменные экраны, что внутри трамваев, четко засекают время от станции до станции. Если написано, что из пункта А в пункт В доберешься за 18 минут, значит, ровно за 18, ни минуткою раньше или позже. В этой гнетущей атмосфере катастрофической точности, когда все непременно идет по плану (минуты на табло сбиться с пути не дадут), русской душе - издерганной, торопливой, привыкшей к повседневному хаосу - совсем некомфортно.
Швейцарские трамваи столь же неумолимы, как Месси. Трамвай приедет за тобой вовремя и непременно, равно как Месси обязательно придет за очередным своим "Золотым мячом", вместе с мамой, папой и девушкой, в мягком бархатном, не совсем по дресс-коду, пиджаке и тонком галстуке, и заберет мяч домой. В 2009-м - открыл счет. В 2010-м оформил дубль. Теперь сделал золотой хет-трик. И когда же "голы" закончатся?
Живым ответом на этот вопрос на понедельничной церемонии был Неймар, бродивший, что характерно, в сопровождении президента "Барселоны" Сандро Росселя. Передвигался Неймар по-медвежьи, косолапо притаптывая, и выглядел в своем костюмишке, словно одиннадцатиклассник, впервые в жизни нацепивший пиджак и брюки на выпускной бал. Когда с Неймаром фотографировались охочие до автографов мальчишки с всхлобученными гелем волосами, за Росселя становилось боязно: разберется ли теперь, кто есть кто?
- Неймару надо играть в Европе, - убежден великий Роналдо, который наконец-то очутился в комфортном для собственного организма весе - таком, что на заднее сиденье автомобиля с ним не садись, все равно не влезешь. Когда Феномен выходил на сцену, по поводу его феноменально округлившегося лица загудел весь зал ("Как он не треснет!" - взвизгнула позади меня какая-то дама, прежде издававшая лишь благородные "хо-хо-хо".) А его живот среди животов всех собравшихся, включая стареньких Блаттера и Пеле, более всего напоминал тот самый круглый позолоченный приз.
- Неймар, - продолжал говорить Роналдо. - обладает огромным талантом, и из Бразилии его надо отпустить, потому как удерживать его на родине - явное проявление эгоизма. Неймара критикуют за желание уехать, но его мнение следует уважать.
Интересно, что думает, глядя на Роналдо, сам Неймар? "Выиграю ли я когда-нибудь столько же титулов?" Или: "А не стану ли я когда-нибудь таким же толстым?"
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
МОУРИНЬЮ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ
Добравшись на одном из четких трамваев до отеля Sheraton, где должно было состояться заседание членов Ассоциации европейских спортивных изданий - ESM (куда, напомню, входит и "СЭ"), я с удивлением узнал от коллег, что Криштиану Роналду на церемонию не приедет. Не отпустил "Реал", сославшись на грядущую кубковую игру с "Малагой", особенно важную еще и потому, что вслед за ней, в четвертьфинале, на пути мадридцев вновь встает "Барселона".
Позже, во время церемонии, четыре игрока "Реала" передали Цюриху с телеэкрана пламенный привет, а Криштиану в тошнотворно-болотного цвета пиджаке в отдельном ролике произнес с интонацией робота много добрых и, естественно, очень искренних слов в адрес Хави и Месси. Продемонстрировав на закуску свою знаменитую голливудскую улыбку - да так, что на миг ослепил весь зал. "Какой же он красивый..." - охнул какой-то мужчина.
В любом случае с Криштиану Роналду получилась этакая обманка, ложный финт, ведь важнейшей в этой истории с неприездом была не точеная фигура португальца и не его попавшие на карантин друзья, Касильяс, Хаби Алонсо и Серхио Рамос, избранные в символическую сборную мира-2011, а, конечно же, Жозе Моуринью.
Стерпеть поражение во всемирном голосовании он, понятно, не мог. Ведь Моуринью не просто уступил Гвардьоле в борьбе за звание лучшего тренера мира. Он вынужден был отдать ему это звание, завоеванное годом ранее. И, словно в насмешку над конкурентом, Гвардьола с трибуны объявил, что посвящает свой успех едва не "обезглазленному" португальцем ассистенту Тито Виланове.
Но тренер Моуринью, считает Моуринью, вовсе не стал хуже. Он затаился - и готовится к бою. У Особенного - особенное мнение.
Мастер эффектных и эффективных ходов, он снова все просчитал. Фотографии Моуринью в эти дни соседствуют на испанских сайтах с изображениями Месси, Гвардьолы и иже с ними. Но пока те отмечают триумф, Моуринью рассказывает, как чувствует себя травмированный Бензема, насколько ему важно выиграть Кубок и какую тактику изберет на выезде его команда. Получается так: пока вы, "Барселона", чертовы всеобщие любимчики, пируете, едите жареное перепелиное крылышко на подушке из яблочного джема, королевскую креветку с рататуем, кусочки нежнейшей говядины с кровью, малиновое мороженое и прочую изысканную дрянь, мы, мадридский "Реал", думаем о футболе и с каждым днем, с каждым часом, с каждой секундой становимся все сильнее. А вы - празднуйте. В последний раз.
Вызов брошен, и мне кажется, что этот человек обрел-таки истинный смысл своей и без того удавшейся жизни. Когда-нибудь чаши весов с футбольным добром и злом вернутся в положение равновесия, и Моуринью все-таки положит конец гегемонии великой "Барселоны".
Иных, более высоких задач, достойных его таланта, у Моуринью, готов предположить, уже не будет.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
А АТМОСФЕРКА-ТО РАССЛАБЛЕННАЯ!
От остановки трамвая до цюрихского Конгрессхауса идти нужно было метров двести. Рельсы почти упирались в красную ковровую дорожку, возле которой выстроилась толпа. В Цюрихе зимой царит поздняя осень, идет дождь, но нет слякоти, а вечером чуточку прохладно, так что добрые сотрудники раздавали горячие булочки и сладкие конфеты толпившемся детям с гранатово-синими шарфами, блокнотами и флажками церемонии Ballon D'Or.
На входе река гостей разделилась на два ручья. Первый тек мимо гардероба, второй - вдоль расстрельной команды с камерами и микрофонами вместо ружей. Даже журналисты принялись вопить, когда в Конгрессхаус вошел Пеле. С тех пор как я увидел его лет десять назад в рекламе кофе, он ни чуточки не изменился.
В холле о чем-то беседовали Зидан и Роналдо. Второй когда-то проиграл первому финал ЧМ-1998.
Хави пришел с родителями и братом. Свою победу Месси посвятил другу - в надежде, что тот "не перестанет из ревности снабжать голевыми передачами".
Японская делегация, сорвавшая куш из трех призов в стиле телеканала "Домашний" (лучшая женщина-игрок, лучший женский тренер, приз fair play за возрождение футбола после землетрясений), коллективно, за исключением тренера, облачилась в кимоно. В их компании очень органично смотрелся Неймар.
Видич, член сборной-2011, ковылял потихонечку, сдав в раздевалку костыль. Руни прошмыгнул мимо и долго позировал возле приза Пушкаша с трагическим видом: как знал, что его удар через себя публика поставит ниже сольного прохода Неймара.
В гардеробе следом за анг-лийским певцом Джеймсом Блантом сдавала пальто темнокожая парочка. Кавалер был во фраке, кроссовках и темных очках с бриллиантами, дама была кудрява и мясиста.
- Я вас помню, видела на прошлой церемонии! - восхитилась девочка с ресепшена.
- А смотри, в каком я теперь платье, детка! - вскричала в ответ негритянка и принялась бурно мять себя.
- Ва-а-ау! - дружно завизжали девчонки с ресепшена. Негр в темных очках горделиво скалился до тех пор, пока мимо него не прогромыхала другая афроамериканка, еще выше и полнее в нужных местах.
Свен-Еран Эрикссон почему-то осведомлялся у всех о здоровье. "Как самочувствие?", "А вы не хвораете?", "А вы?", "А вы?" Поодаль, едва волоча ноги, прошаркал кто-то очень похожий на сэра Алекса. "Фергюсон... - вздрогнул я. - Неужели старик настолько плох?" Нет, обознался. Сэр Алекс по-прежнему бодр и полон сил.
- А атмосферка-то расслабленная! - зазвучала за моей спиной родная речь. Русские! Мужики! А с ними женщина, состоявшая из двух абсолютно неравных частей - преимущественно из ног, и только там, где они заканчивались, начиналось маленькое белое платье. Что ж, без наших в футболе теперь никуда. Вот и в видеоролике о главных событиях года показали наших пляжников - как они выигрывают у бразильцев на чемпионате мира. В этот момент в душе спецкора "СЭ" родилась непреодолимая гордость за непонятную чужим умам отчизну, где нормальных пляжей нет, а пляжный футбол процветает.
Любой разговор с иностранными журналистами на тему "Как вам наша группа на Euro?" заканчивался фразой: "Вам повезло!" и срочной сменой темы. Только грек по имени Нинис поддержал разговор: "Вы главный фаворит, у вас игроки самые лучшие, а за второе место мы с поляками поборемся".
Любопытный штрих: иностранцы все время путали "Терек" и "Анжи". Пришлось ввести в оборот термин "там, где играет Это'О".
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ФУТБОЛ И ЕГО НЕВЕСТА
Вели церемонию некая блондинка с картофельным носом и бывший главный тренер как раз "Терека". Он сиял и источал оптимизм. От грозных времен и следа не осталось. "У него на сцене лучше получается, правда?" - спросил репортер голландского журнала.
Королевой вечера ведущая даже при поддержке обаяшки Гуллита так и не стала. Не вышло воцариться и у трех претенденток на звание футболистки года. Когда японка Саве засеменила, пятикратная обладательница женского мячика бразильянка Марта, судя по злобному взгляду буйно накрашенных глаз, едва сдержалась, чтобы не свернуть конкурентке шею. Мальчиковая американка Эбби Вамбах восприняла выбор ФИФА спокойно, как настоящий мужик.
В любом случае ни одна из них по харизме Шакире и в подметки туфель не годилась.
Когда-то давно я написал свой первый материал, так, правда, и не увидевший света, про одного спортивного чиновника и его жену в ярко-красном платье. Теперь испытал чувство дежа-вю. Под руку с вмиг помолодевшим лет на 30 Йозефом Блаттером не шагала - плыла она: загадочная белокурая русалка с сияющим рыбьим хвостом, сотканным из флага СССР и украшенным кристаллами. Позабыты дырявые джинсы, отправлены в отпуск кожаные штаны, однажды лопнувшие от переизбытка чувств прямо на глазах многотысячной концертной публики. Новая Шакира предстала не задиристой девчонкой, а настоящей благородной королевой.
Блаттер перед церемонией определенно искупался в молоке, а потом в воде вареной, а потом в воде студеной. Президент ФИФА игриво переходил с французского на английский и итальянский, картинно вздыхал, как кисейная барышня, а когда вышел на сцену вместе с Шакирой, вдруг пустился в пляс.
Глава ФИФА назвал ее голосом футбола. Сказать правду под пристальным холодным взором Пике, сидевшего на несколько рядов позади подружки, он не решился. Футбол долго искал и наконец-то нашел. В ее лице, глазах, губах и прочих частях тела Шакиры самый популярный вид спорта в мире обрел свою вторую половинку. Свою королеву. Свою невесту.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ
До Месси "Золотой мяч" трижды выигрывали лишь трое - Кройф, Платини и ван Бастен. Четвертая победа Лионеля вряд ли за горами. Интересно, как будут его называть - слово "Король"-то занято? Царь? Император? Владыка? Бог? Или достаточно простой фамилии, созвучной со словом "Мессия"? Говорят, правда, что Месси до окончательного величия чего-то не хватает. Всякий раз представление "Лионель Месси, Аргентина" звучит, словно гадкая насмешка.
"Он никогда не выигрывал чемпионат мира".
- Я надеюсь в скором времени добиться успеха и в составе свой национальной сборной, - пообещал после церемонии триумфатор. Говоря это, был удивительно спокоен. Все у него идет по плану.
* * *
Возвращаясь в отель по ночному Цюриху, наполненному, как оказалось, нетрезвыми, дурно пахнущими людьми, я подошел к аппарату, чтобы купить водицы, но обнаружил, что стекло кем-то жестоко расколото. В трамвае, который пришел с опозданием, стоял жуткий ор. К трамвайной стенке был приклеен плакатик с рекламой театрального шоу по мотивам "Бэтмена". На фоне человека-летучей мыши с формой лица, как у Гвардьолы, красовался его главный антагонист, безжалостный клоун Джокер, и каждый его острый белесый палец словно жаждал впиться в глаз какому-нибудь несчастному, вроде Тито Вилановы.
И тут на душе отчего-то стало легко. Не все в этом мире происходит согласно плану. Неожиданности в нашей жизни все же случаются. Швейцарский трамвай может не приехать или сломаться. Роналдо - феноменально растолстеть. Вертлявый Неймар - отнять лучший гол у летящего Руни. Блаттер - отбить у Пике Шакиру. Россия - стать чемпионом мира хотя бы в пляжном футболе. "Барселона" - лишиться звания лучшего клуба планеты, а Месси - не получить однажды "Золотой мяч".
Жозе Моуринью уже работает над этим. Он знает, что нет в футболе большего зла, чем постылое постоянство. У него - свой план.
Итоги голосования - стр. 5