Газета Спорт-Экспресс № 279 (5749) от 7 декабря 2011 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2
ШАХМАТЫ
СВОЯ КОЛОНКА
Юрий ВАСИЛЬЕВ
КТО ВОСЬМОЙ?
На пресс-конференции, посвященной подписанию контракта на матч за мировую шахматную корону между Вишванатаном Анандом (Индия) и Борисом Гельфандом (Израиль), председателю наблюдательного совета Российской шахматной федерации, помощнику президента РФ Аркадию Дворковичу был задан интересный вопрос: "Как думаете, не накроет ли вторая волна экономического кризиса и матч на первенство мира?"
Дворкович ответил афористично: "Шахматы выше любого кризиса!" И добавил: "Партнеры РШФ всегда выполняют свои обязательства".
В том, что выполнят и на этот раз, сомневаться не приходится. Но вот насколько шахматы выше кризиса?
Я размышлял над этим, когда звонил президенту Европейского шахматного союза (ЕШС) Сильвио Данаилову. Оказалось, он в Брюсселе, где продвигает проект "Шахматы - в школы" среди членов Европарламента.
По словам Данаилова, дело идет очень хорошо, и если удастся до 15 марта 2012 года собрать 50 процентов подписей всех депутатов, то Европарламент сможет рекомендовать включить шахматы в образовательную программу школ всех 27 стран Европейского союза. "Это будет революция!" - сказал президент ЕШС.
Но я звонил Данаилову не для этого. Сильвио, как вы, возможно, помните, помимо занимаемых им высоких постов в ЕШС и Болгарской шахматной федерации является еще и менеджером 7-го шахматиста мира Веселина Топалова. Меня интересовало, каковы шансы Софии взять на себя проведение турнира претендентов 2012 года, а Топалова - стать номинантом страны-организатора?
Хотя до турнира претендентов еще далеко (он запланирован на октябрь будущего года), срок подачи заявок на его организацию истекает 31 января. Впереди рождественские и новогодние каникулы, и потому совершенно ясно, что деньги на проведение турнира (а это порядка 1,5 миллиона долларов) надо искать уже сейчас. Кто захочет раскошелиться?
Напомню, что 7 участников претендентского турнира известны. Это россияне Петр Свидлер и Александр Грищук, а также украинец Василий Иванчук. Они отобрались по итогам Кубка мира. Еще трое - лучшие по среднему рейтингу (июль 2011 - январь 2012): Магнус Карлсен (Норвегия), Левон Аронян (Армения) и Владимир Крамник (Россия). Седьмым станет проигравший в матче Ананд - Гельфанд.
А вот восьмой пока неизвестен. Виды на замещение этой вакансии имеют 5-й шахматист мира Теймур Раджабов (Азербайджан) и 7-й в списке сильнейших - болгарин Топалов.
В том, что в Баку есть люди, готовые выложить указанную сумму, чтобы номинировать Раджабова в претенденты, я ни секунды не сомневаюсь. Там поддерживают шахматы на государственном уровне. К тому же Раджабов на подъеме и играет сейчас блестяще.
В то же время у Баку есть одна уже состарившаяся проблема: участие второго по текущему рейтингу шахматиста мира Левона Ароняна в турнире, проводимом в столице Азербайджана, маловероятно, если вообще возможно. Во всяком случае, в прошлом году армянский гроссмейстер играть в Баку отказался, и за неполный год, прошедший после Казани, мало что изменилось.
А каковы шансы у Софии и, соответственно, у Топалова?
- Мы будем обсуждать этот вопрос с нашими спонсорами, - сказал мне Данаилов. - Вопрос заключается в том, будет ли Веселин мотивирован, чтобы выиграть такой турнир? Потому что если не выигрывать, то лучше не играть. А выиграть такой турнир, где будут играть Карлсен, Аронян и все остальные ребята, будет очень трудно. Я говорил с Топаловым, он заверил, что готов к серьезной работе и будет мотивирован. Но разве кто-то может дать гарантию, что непременно победит?! Никто - даже Карлсен. А в условиях кризиса миллион евро для любых организаторов - сумма немаленькая...
Хотя Сильвио упомянул европейскую валюту, а не американскую, мне все же показалось, что София под большим вопросом…
Так кто же будет восьмым, если не Раджабов и не Топалов? Может, чемпион США Хикару Накамура, 10-й в рейтинге?
Недавно стало известно, что его тренирует Гарри Каспаров. Говорят, что у Накамуры в Америке есть очень богатый покровитель. Любитель шахмат и миллионер. Правда, пока еще никто не сказал, что он хочет расстаться с полутора миллионами.
Возможно, мы узнаем об этом в январе.