Газета Спорт-Экспресс № 266 (5736) от 22 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 5
ХОККЕЙ
КХЛ
КХЛ ВЕРНЕТСЯ К ПЕРЕГОВОРАМ С НХЛ
Окончание. Начало - стр. 1
- Вы сказали, что получили приглашение на "Зимнюю классику" НХЛ. В России возможна организация подобных матчей? - вопрос вице-президенту КХЛ по коммерции и коммуникациям Илье Кочеврину.
- Психологически КХЛ к ним готова. Ведь мы еще в своем первом сезоне провели Матч звезд на Красной площади - о нем до сих пор вспоминают и игроки, и болельщики, и зарубежная хоккейная общественность. Это был первый шаг на пути к полноценной русской "Зимней классике".
Матч на открытом воздухе - очень заманчивая идея. Представьте себе тридцать тысяч болельщиков на трибунах, как весело и позитивно выглядело бы зрелище. Это же свой флер, ностальгия, старая школа, хоккей в том виде, как он начинался в России, сошедший с кадров черно-белой хроники. Стадион "Динамо", кстати, как символ прошлой эпохи был бы идеальным местом для таких встреч. Но, к сожалению, в Москве с погодой зимой очень плохо - средняя температура не падает ниже плюс пяти. К чему это приводит, мы видели в прошлом году в Питтсбурге. Шел дождь, и к концу третьего периода играть в хоккей приходилось в воде, что, конечно, недопустимо.
- Но за пределами Москвы у нас есть подходящие для "Зимней классики" арены.
- Да, и прежде всего в тех городах, где проводят встречи по хоккею с мячом. К праздничным матчам на открытом воздухе лига обязательно придет. Просто невозможно сделать все за один день.
НЕ НАДО СПЕКУЛИРОВАТЬ НА "ЛОКОМОТИВЕ"
- Я бы хотел сделать специальное заявление, - сменил тему вице-президент лиги. - На днях на Россию шла трансляция торжественной церемонии из Зала хоккейной славы. Среди выступающих был и Марк Хоу. Поскольку в зале сидела вдова главного тренера погибшей команды "Локомотив" Брэда Маккримона, он начал свою речь с обращения в ее адрес. Начав со стандартных фраз "мы рады видеть вас на церемонии", оратор сделал акцент на серьезной озабоченности финансовыми вопросами. Суть его слов такова: семьи жертв авиакатастрофы до сих пор не получили обещанной денежной помощи.
Мы знаем, что в Северной Америке никто просто так ничего не говорит. И коль скоро тема компенсаций поднимается публично - значит, за океаном подозревают, что с этим делом не все прозрачно.
Хотя на самом деле выплаты не начались по одной причине. В соответствии с российским законодательством, для того, чтобы идентифицировать прямых наследников, требуется шесть месяцев. То есть на сроки влияют чисто юридические факторы. А денежные транши от ярославского клуба и страховой компании пойдут именно после того, как будут соблюдены все формальности. Руководство страны, руководство "Локомотива", страховщики не раз публично озвучивали размеры финансовых обязательств и подтверждали: все будет выплачено до копейки. Я не сомневаюсь, что такие люди обязательно сдержат свое слово.
- Наверное, недопонимание возникает в первую очередь из-за непохожести российской и американской правовых систем?
- Совершенно верно. За океаном жизнь больше формализована, и в подобных случаях к делу мгновенно подключаются юристы. Все вопросы решаются быстрее и проще. В России другие реалии. Скорее всего, ни одна из семей жертв трагедии не имеет личного юриста. И слова "я мать, сестра, любовница, жена такого-то игрока" нужно доказывать. А для этого - собирать огромное количество документов.
Пока установленные законом сроки не истекли, могу только заверить: через шесть месяцев после трагедии все обязательства будут выполнены в надлежащем порядке. Со стороны КХЛ этот вопрос координирует Андрей Коваленко. Возглавляемый им профсоюз хоккеистов активно помогает семьям жертв трагедии. В том числе и с правильным оформлением документов, чтобы процедура не затягивалась.
МАТЧ ЗВЕЗД КХЛ ПОКАЖУТ 25 СТРАН
- Матч звезд этого сезона КХЛ проведет в Риге. Почему Лига выбрала этот город?
- Столица Латвии была выбрана по нескольким причинам. Самая важная - удобство этой кандидатуры. Мэр города Нил Ушаков - человек, который быстро принимает решения и понимает, что делает. За две недели мы разработали концепцию звездного уик-энда, и сейчас все воплощается в жизнь. Это и реклама, которой наполнена вся Рига, и постройка катка с логотипами Матча звезд, и установка часов с обратным отсчетом времени, и выпуск сувенирной продукции, и ее продажи.
Второй фактор - популярность хоккея в городе. Едва началась реализация билетов, в первые же часы раскупили больше двух тысяч. Мы уверены, что все места на "Арене-Рига" будут проданы за месяц до Матча звезд.
В-третьих, нам было интересно обкатать маркетинговые идеи: к звездному мероприятию приурочим создание бара КХЛ и открытие магазина атрибутики лиги. В Москве что-то подобное сделать трудно. Мало того что требуется уйма денег, так еще нужно пройти огромные этапы согласований, которые способны убить любой проект. В Риге все проще. Наработав опыт там, мы перенесем его в разные российские города.
- Что, по вашим задумкам, будет представлять бар КХЛ?
- Почему-то в наших городах нет мест, куда можно прийти и посмотреть хоккей. Таким местом должны стать наши бары, которые не будут привязаны к ледовым аренам. Хотим, чтобы туда приходили с семьями, с друзьями, с целью провести переговоры или просто расслабиться и посмотреть игру. В наших городах должны быть заведения с приятной атмосферой, оформленные в хоккейном дизайне.
Если же говорить о первом баре, рижском, то одна из главных его функций - продвижение телеканала лиги. Не зря бар создается при отеле, через который ежегодно проходит аудитория в 150 тысяч человек. Большинство которых - финны, шведы, немцы, то есть аудитория для канала КХЛ.
- Насколько велик интерес к рижскому Матчу звезд?
- Надеюсь, что в Ригу приедут болельщики из самых разных стран, благо билеты можно купить через интернет из любой точки мира. Для гостей мероприятия готовим целый ряд новинок и сюрпризов, о которых расскажем позже. Права на трансляцию игры, которую будет вести телеканал КХЛ, проданы в 25 стран Европы и Америки. Скорее всего, показывать Матч звезд будет и один из общедоступных каналов.
МИЛАН И БИЗНЕС-ПЛАН
- Коль скоро мы затронули тему телетрансляций, скажите: растет ли за рубежом интерес к КХЛ?
- Да. Увеличивается и количество стран, и количество показанных матчей, и соответственно доходы лиги от продажи трансляций. Стоимость прав на чемпионат КХЛ возросла в несколько раз, особый интерес фиксируется у аудитории Северной Европы. "Картинка" из КХЛ интересна и Северной Америке, но только в законченном варианте. Сейчас мы решаем вопрос с комментариями матчей на английском, как только закончим - выйдем на рынок. Заокеанскому зрителю не продашь плохой продукт, он очень искушен. Ведь такого выбора из четырех спортивных лиг топ-уровня и высочайшего качества предлагаемых трансляций нет больше нигде в мире.
- По окончании сезона у КХЛ истекает контракт с телевизионными партнерами, спутниковой компанией Viasat. Что будет с новым договором?
- Он обещает быть весьма заманчивым и выгодным для лиги. Кстати, привлекательность нашего первенства резко возросла и благодаря появлению в лиге словацкого "Льва". Дебют команды из Попрада повысил заинтересованность зарубежного бизнеса и массового зрителя. В других европейских странах уже задают себе вопрос: "А что у нас делается для вступления в КХЛ?" Предложения о сотрудничестве приходят от самых разных зарубежных структур.
- Есть ли среди потенциальных новичков такие, кто может пополнить лигу в ближайшем будущем?
- Самый серьезный вариант, конечно, итальянский "Милан". Итальянцы подписали с нами договор о вступлении в лигу и о проведении испытательных сезонов, которые позволят понять их состоятельность в спортивном и финансовом плане. К марту на сто процентов будем знать, насколько наши партнеры готовы к такому шагу.
Помимо "Милана" в переговорах участвуют еще несколько клубов из Европы. Там нет однозначного лидера - у кого-то есть арена, у кого-то деньги, третьи располагают хорошими игроками, а четвертые разрешением вступать в КХЛ от национальной федерации. Мы пытаемся донести до всех четкое требование: новички на один сезон лиге не нужны, требуются возможности для многолетнего и достойного участия в чемпионате. В начале 2012-го состав кандидатов будет выглядеть более конкретно.
ХИТ МИРОВОГО ХОККЕЙНОГО ИНТЕРНЕТА - ИМЕННО "ВИТЯЗЬ"
- Кстати, если говорить о раскрутке нашего чемпионата за рубежом, то в Америке и Европе очень популярен "Витязь". То есть при всей своей скандальности чеховский проект полезен лиге?
- Поведение команды на льду и оценки всех силовых эпизодов - отдельная история. Но с точки зрения популяризации, маркетинга могу сказать: количество просмотров видеороликов с участием "Витязя" зашкаливает. Во многом благодаря этой команде люди узнают, что такое КХЛ. Нормальная двухступенчатая акция: сначала идет заманивание с помощью таких любопытных эпизодов, а потом зритель втягивается, получает совсем другой продукт и начинает с интересом наблюдать за хоккейной борьбой в лиге.
В нынешней НХЛ большой процент травм - из-за ударов в голову, в том числе наносимых исподтишка. В результате хоккеисту ломают челюсть или наносят сотрясение мозга. А у нас все выплескивается на поверхность, да и зрители получают шанс разрядить эмоции. Вы же видели, как фанаты минского "Динамо" реагировали на шоу "Витязя" (смеется). Пока чеховцы не переступают грань, их поведение следует оценивать как допустимое.
- Устраивает ли лигу качество трансляций из разных хоккейных городов?
- Безусловно, огромное количество вопросов еще ждет своего решения. Суть первой из проблем в том, что существующие возможности для показа если не исчерпаны, то подходят к своему пределу. Мы можем улучшить свет на арене, порекомендовать заменить борта. Проводим дополнительные исследования по качеству льда, выясняя оптимальную глубину рекламной подушки, температуру заморозки воды, степень ее прозрачности. Но поскольку ледовые дворцы клубам не принадлежат, двигаться дальше очень трудно.
Вторая проблема - ограниченность средств у местных телекомпаний. Ведь на закупку новой аппаратуры нужны огромные деньги, порядка 80-90 миллионов рублей. Хорошо, что в том же Магнитогорске изыскали эти средства. Надеюсь, и в других городах поймут, что подобные инвестиции будут давать отдачу не один сезон и позволят качественно снимать не только хоккей, но и политические, культурные мероприятия.
- Другие способы повышения привлекательности телеканала КХЛ существуют?
- Мне понравилось, как поработали дизайнеры "Льва". Они создали форму, которая идеально смотрится на телеэкране или в интернет-трансляции. А ведь это требование, по сути, и должно быть главным в отношении клубных цветов. Например, у новокузнецкого "Металлурга" гамма не совсем удачная. Сероватая, не слишком насыщенная.
На самом телеканале недавно закончился конкурс комментаторов, скоро на КХЛ-ТВ появятся новые голоса. Кроме того, постоянно разнообразится репертуар вещания, добавляются новые программы. К концу сезона планируем, что канал получит 6 миллионов подписчиков. Эти цифры не могут не радовать.
Не могу не отметить одного из представителей ВХЛ. Картинка из Донбасса просто чудесная, она почти не уступает лучшим образцам НХЛ. Украина, кстати, один из реальных кандидатов на вступление в лигу. Им только вопрос со строительством арены остается решить, а команда-то уже есть.
Дмитрий КУЗНЕЦОВ, Андрей КУЗНЕЦОВ